Принципы налогообложения
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (26), Февраль 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В основу налогообложения и построения налоговой системы любого государства заложены определенные принципы. «Principium» в переводе с латыни обозначает «основа», «основополагающее начало». На первоначальном этапе взимание налогов происходило произвольно и стихийно лишь при необходимости и в меру надобности государства. С превращением налога в основной источник государственных доходов появилась необходимость в исследовании самой сути налогов, их функций и принципов обложения.
(Продолжение. Начало в 1/2002)
Ключевые слова: налоговая система, налоги, налогообложение
В основу налогообложения и построения налоговой системы любого государства заложены определенные принципы. «Principium» в переводе с латыни обозначает «основа», «основополагающее начало». На первоначальном этапе взимание налогов происходило произвольно и стихийно лишь при необходимости и в меру надобности государства. С превращением налога в основной источник государственных доходов появилась необходимость в исследовании самой сути налогов, их функций и принципов обложения.
Конкретной форме налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, например, налоговое право основано на юридических принципах налогообложения, а экономические принципы отражают базисные положения налогов как экономического явления.
Одним из первых экономистов, поднявших вопрос о необходимости обоснования определенных правил, по которым нужно собирать налоги, был Уильям Петти. В 1662 г. в своем трактате «О налогах и сборах» он отмечал недопустимость налоговой дискриминации, двойного обложения, уклонения от налогов. В частности, в трактате говорилось следующее: «… никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Между тем, мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а так же и пошлины… Между тем, при акцизе не должен, собственно говоря, платить еще другим способом и более, чем один раз». [1]
Позже Адам Смит сформулировал принципы налогообложения, назвав их «Декларацией прав плательщика».
Принцип справедливости. Его еще называют правилом равномерности, так как он утверждает всеобщность обложения и равномерность распределения налогового бремени между гражданами. Согласно этому принципу граждане любого государства поддерживают свои правительства соразмерно своим доходам. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». [2]
Принцип определенности, требующий, чтобы вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа, были ясно определены и доведены до плательщиков, т.е. налогоплательщик должен четко знать, сколько и когда ему надо заплатить. «Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица». «Неопределенность развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью» [3].
Принцип удобства, согласно которому налог с плательщика взимается в удобное для него время и удобным для него способом. «Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его» [4].
Принцип экономии, заключается в том, что издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем налоговые поступления. «Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства, его собирание может требовать большего числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом» [5].
А. Смиту, в отличие от других экономистов-теоретиков, удалось наиболее точно и полно сформулировать и обосновать эти принципы налогообложения. Он рассмотрел их с позиции интересов плательщиков, населения, а не государства. Сподвижник Смита Давид Рикардо, в своем труде «Начало политической экономии и налогового обложения» обосновал такой важный принцип налогообложения, как нецелесообразность и недопустимость чрезмерно высокого уровня обложения налогоплательщиков, который мог бы стать для них «великим злом».
Принципы А. Смита более чем через век были развиты и дополнены немецким экономистом А. Вагнером. Он сформулировал основные девять правил налогообложения, которые положены в основу принципов построения налоговых систем:
Общность правил налогообложения, то есть принципиальных установок, которые необходимо соблюдать при построении систем налогообложения, является важнейшим стимулом экономики, что подтверждается опытом развитых стран. Основным характерным признаком устойчивости таких систем налогообложения, является соответствие научно обоснованных налоговых норм действующим на практике. В России до настоящего момента это не достигнуто, принципы построения налогообложения часто вступают в противодействие с другими законодательными системами.
Принцип справедливости является главной основой любой системы налогообложения. Однако, действие этого принципа в налоговой сфере весьма специфично, так как его природа двойственна, она имеет экономическое и юридическое начало. Первое означает, что налоги и расходы должны оказывать влияние на распределение доходов: каждый налогоплательщик должен выплачивать одинаковый с точки зрения получаемых доходов налог. Рассматривая принцип справедливости с юридической точки зрения, необходимо руководствоваться тем, насколько справедлив порядок изъятия дохода плательщика. Оценивая в целом возможности реализации принципа справедливости в налоговой системе, можно сделать вывод, что полного равенства плательщиков в налогообложении быть не может. Но налоги связаны с экономикой исключительно сильной и обратной постоянной связью, которую необходимо видеть и учитывать в регулировании налогообложения.
Одним из изъянов российской налоговой системы был нарастающий увод значительной части заработной платы в «тень». По данным Госкомстата России доля скрытой оплаты труда наемных работников с 1993 по 1999 гг. возросла с 12 до 25% [6]. Это объясняется как чрезмерной тяжестью налогообложения заработной платы, так и отсутствием контроля и санкций за укрытие доходов руководителей и работников от налогообложения, особенно в отраслях ТЭК и финансово-кредитном секторе экономики. Уклонение от налогов быстро распространилось на все сферы хозяйственной деятельности. Этот эффект, подобный «эффекту домино» в иносказательной форме был подмечен Лафонтеном в басне «Собака, которая носила обед своему хозяину». Собака была столь послушна, что приносила хозяину обед и никогда к нему не притрагивалась, но, в конце концов, съела его, видя, что это делают другие.
Правительство, по-видимому, не рассчитывая добиться выполнения принципа обязательности налогообложения, в условиях, когда уход от него стал привычной вещью, пошло на облегчение налогового бремени. С 1 января 2001 года был введен единый для всех работающих подоходный налог в 13% независимо от заработной платы. Расчет простой – пожертвовав принципом справедливости налогообложения (прогрессивным налогообложением), получить дополнительные доходы за счет расширения налогооблагаемой базы.
Главным, на наш взгляд, определяющим условием расширения налоговой базы является необходимость одновременного (со снижением ставки налога) усиления контроля и санкций за налоговые правонарушения таким образом, чтобы риск за использование «серых» схем оплаты труда был выше ожидаемых выгод. Только в этом случае мотивация предпринимателей изменится на противоположную. Быть законопослушным станет выгодно.
В развитых странах помимо прогрессивного и регрессивного налогообложения применяется шедулярное, методика которого предполагает индивидуальный дифференцированный подход к каждому виду дохода. Подобный подход в будущем также будет актуален для России, налоговая система которой находится в стадии становления. Мы можем наблюдать многочисленные примеры того, как высокодоходные отрасли и предприятия (например, естественные монополии, нефтяные, металлургические и др.) платят относительно своих доходов небольшие налоги, и наоборот, предприятия, имеющие невысокую норму прибыли и нуждающиеся в поддержке со стороны государства, вынуждены платить довольно высокие налоги.
В настоящее время государство никак не ограничено при установлении новых налогов, что впрямую следует из основополагающих актов о налогах, поэтому существует вероятность того, что могут быть придуманы любые объекты налогообложения, в том числе и самые экзотические. Однако налоговые службы ни в коей мере не должны преследовать цель максимального изъятия прибыли и не уподобляться работе, учрежденных Петром I “прибыльщиков”, которые должны были изобретать новые налоги для казны и способы их изъятия, «сидеть и чинить государю прибыли».
Невыполнение второго основного принципа налогообложения ‑ принципа определенности, так же отрицательно влияет на налоговые поступления. Предпринимателям зачастую достаточно сложно разобраться в многочисленных инструкциях и постоянно меняющемся российском налоговом законодательстве. Кроме того, многие нормы и акты имеют нечеткий характер, носят двоякий смысл и непонятны налогоплательщику. Вследствие этого предприниматели нередко нарушают налоговое законодательство не потому, что являются принципиальными противниками существующего экономического режима или категорически не хотят платить налоги, а потому, что не уверены в эффективности проводимой правительством экономической и социальной политики. Таким образом, невыполнение принципа определенности, по своему содержанию, ведет к отсутствию долгосрочных инвестиционных проектов, нежеланию платить налоги, и, в конечном счете, к замедлению экономического развития.
Мы не рассматриваем в данном случае неопределенность, которая закладывается на этапе подготовки и проведения через законодательный орган путем лоббирования некоторыми влиятельными налогоплательщиками своих интересов, тем более, что доказать это практически невозможно.
[1] Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. М.: Аспект-Пресс, 1996
[2] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1935. – Т. 2
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Национальные счета России в 1992-1999 г. Госкомстат РФ 2000 г.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:37:58