Дорожная карта экологической и налоговой нагрузок как инструмент реализации экологического налогообложения в регионах Российской Федерации
Палкина Д.С.1
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75095832
Аннотация:
Вопросы сохранения и поддержания благополучной экологической обстановки в настоящее время являются актуальной темой, учитывая, что Россия продолжает придерживается ESG-повестки. Увеличение количества производимой продукции влечет за собой рост выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. А население страны всё больше заботится об экологической обстановке и старается поддерживать инициативы, связанные с уменьшением антропогенного воздействия. Также предприятия всё активнее обращаются к ESG-принципам и внедряют их в свое производство. При этом сохраняется проблема не соизмерения экологической нагрузки и выплат компенсационного характера. В связи с этим одним из инструментов может стать дорожная карта, которая будет направлена на повышение уровня соизмерения экологической и налоговой нагрузок в регионах РФ, тем самым стимулируя предприятия на экологически ответственное поведение. Также это поможет более эффективной реализации системы экологического налогообложения в стране. Данный инструмент показал свою эффективность в развитых странах, способствуя экологически ответственному поведению, достижению принципов ESG-повестки, а также реализуя право граждан на благополучную экологическую обстановку в регионах
Ключевые слова: дорожная карта, экологическая нагрузка, налоговая нагрузка, экологическая обстановка, меры налоговой поддержки, группировка регионов
Финансирование:
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР № FMGZ-2022-0012 «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды»
JEL-классификация: H21, H22, H71
Введение. Несмотря на смещение приоритетов в российской политике, в следствии применения экономических санкций и проведения специальной военной операции, вопрос поддержания и сохранения благополучной окружающей среды остается актуальным, в том числе как инструмент поддержания экономической безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны. Это подтверждается населением страны, которое в настоящее время всё более привержено к экологическому подходу в жизни, а также выражают запрос на реализацию ESG-повестки как государством, так и компаниями. Согласно данным социологических опросов, проводимых НИУ ВШЭ, более 52% россиян поддерживают экологические инициативы организаций, 59% более лояльно относятся к брендам, которые занимаются вопросами экологии [14].
Также важным аспектом является возрастающая осознанность молодежи и населения среднего возраста к экологически ответственному поведению. Так, по результатам социологического опроса 64,2% молодого поколения считают, что деятельность промышленных предприятий является фактором, который оказывает наиболее сильное негативное влияние на экологическую ситуацию в регионе. При 69,1% от опрошенных называют недостаточность соблюдения экологических нормативов как одним из основных препятствий, которое не позволяет улучшить экологическую ситуацию в стране и регионах [12].
При этом важным является то, что компании также осознают свою причастность к сохранению экологической обстановки и реализацию ESG-повестки. Так, по данным Bloomberg и Adox, 92% руководителей готовы увеличить свои инвестиции в ESG-сферу, причем ожидается, что рост составит не менее 10 %. Это также подтверждается исследованием FT-Longitude, которое показало, что долгосрочное инвестирование в ESG-повестку является важным трендом для финансовых директоров компаний [21].
Таким образом можно говорить об актуальности поддержания экологии страны и регионов. При этом в стране присутствует ряд проблем, которые мешают эффективной реализации политики поддержания экологической обстановки. В их число входит: ограниченность бюджетного финансирования, неустойчивая геополитическая ситуация в мире, недостаточная система мотивации предприятий к экологически ответственному поведению и др. [20].
Всё вышесказанное указывает на необходимость разработок дополнительных мер государственного регулирования, которые будут разрабатываться под конкретную задачу. В настоящее время набирает актуальность применение такого инструмента как «дорожная карта». Так, данный инструмент широко применим и имеет множество модификаций в зависимости от целей [9; 19].
Отметим, что дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Но существуют специфические цели, которые выделяются некоторыми учеными: решение проблемы объекта или инновационное развитие объекта. Поэтому в настоящее время существует множество видов дорожных карт начиная с более простых, где указываются направления развития, заканчивая глубоко проработанными, где прописаны все первостепенные и второстепенные задачи, цели и др. [11].
Примером использования дорожной карты, которые показали свою эффективность, можно обозначить «Дорожную карту по устойчивому финансированию» разработанную G20 ITALIAN PRESIDENCY. В ней обозначены 5 приоритетных направлений, в рамках которых предложены мероприятия по их достижению [22].
При этом дорожные карты применяются во всех сферах, что является ее преимуществом перед рядом других методов. А также возможность ее последующего развития дает возможность расширения использования в ней инструментов. Также дорожная карта активно используется органами государственной власти как инструмент финансового регулирования и постановок целей на кратко- и долгосрочные периоды.
Целью данной работы является разработка дорожной карты для повышения соизмерения экологической и налоговых нагрузок. Данный вопрос является важным аспектом в разработке системы финансовых инструментов для эффективной реализации экологического налогообложения в регионах Российской Федерации. В настоящее время данный инструмент набирает популярность [16], но ему присущи ряд проблем в реализации на территории страны [17]. Экологическое налогообложение показало свою эффективность в развитых странах, способствуя экологически ответственному поведению, достижению принципов ESG-повестки, а также реализуя право граждан на благополучную экологическую обстановку в регионах.
Научная новизна заключается в разработке соответствующей дорожной карты как инструмента, направленного на повышение экологически ответственного поведения хозяйствующих субъектов и реализацию государством мер поддержки для бизнеса.
Полученные оценки и разработанная дорожная карта могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегических документов по экономической и экологической политике. Также они будут полезны широкому кругу исследователей, занимающихся вопросами налогообложения, анализом экологической ситуации в регионах с крупными промышленными комплексами, проблемам и перспектив региональной экономики в целом.
Результаты исследования. Многими экспертами и научными деятелями отмечается: сильная антропогенная нагрузка на территории [5; 13]; сложность в оценке нанесенного вреда в денежном эквиваленте [6; 8]; сильное влияние на экономику и экологию промышленными предприятиями [10; 18]; взаимосвязь между экономическим ростом, человеческим капиталом и качеством окружающей среды [7]; недостаток финансирования экологической повестки и др. Также стоит отметить недостаточность в разработанности данного вопроса, сложность и дискуссионность таких моментов как: оценка антропогенной нагрузки от каждого отдельного предприятия, отделения его от вреда нанесенного густонаселенным городами (без учета предприятий), приравнивание нанесенного время к финансовым компенсациям и обязанность к восстановлению нарушенных территорий.
В связи с этим актуальность набирает вопрос разработки методики, которая сможет соединить в себе оценку антропогенного воздействия и выплат, носящих компенсационный характер. Для решения данной проблемы нами был разработан алгоритм оценки экологического воздействия на экологию регионов и его соизмерения с налоговой нагрузкой [15].
Его суть состоит в поэтапной оценке экологического уровня регионов, с учетом следующих показателей: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников; улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников; использование свежей воды; объем оборотной и последовательно используемой воды; сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; образование отходов; обезврежено отходов; нарушено земель; рекультивировано земель. Так, нами был учтен как негативный след на территории, так и мероприятия по восстановлению и сокращению антропогенного воздействия.
Следующим этапом стал сбор и последующая консолидация экологических налогов. Важным было выделение экологических налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; платежи за пользование природными ресурсами; доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо; доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин; доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин; транспортный налог.
Далее нами проводилось группировка регионов и распределение их на 7 уровней. Это позволило распределить субъекты РФ и сопоставить экологическую нагрузку и поступившие в консолидированные бюджеты регионов экологические налоги.
По результатам проведенных исследований нами было выявлено, что в большинстве регионов РФ, а именно в 64 (75%) субъектов, не совпадают уровни экологической и налоговой нагрузок [15].
Это показывает несоразмерность нанесенного вреда и компенсации за него. Для решения данной проблемы нами предлагается разработать дорожную карту, которая позволить ввести систему налоговых послаблений и налоговых рестрикций. С учетом предложенной карты государство сможет реализовать регулирующую и стимулирующую функции, которые позволят снизить антропогенное воздействие на регионы базирования.
Подход заключается в присуждении регионам уровня экологизации и в последующем применения к предприятиям, оставляющим экологический след на данных территориях, налоговые инструменты регулирования уплачиваемых налогов.
Первым этапом станет применение подхода к оценке налоговой и экологической нагрузок на территории и ранжирование по уровням. Так, в зависимости от выявленного уровня предлагается внести меры, которые будут стимулировать предприятия находящие на определенных территориях вести более активную экологическую политику.
Вторым этапом является экспертная оценка. Она будет выставляться специальной комиссии, которая будет состоять из экспертов разных сфер (экологии и экономики). Комиссией будут присуждаться дополнительные баллы. В своей работе она будет опираться на реализацию основных принципов экологического налогообложения, подробно рассматривая экологическую политику предприятий, назначая тем самым дополнительные баллы за модернизацию предприятий или отнимая их за полное отсутствие зеленой повестки. Это важно, так как не всегда уменьшение выбросов в окружающую среду означает качественное улучшение биома. Например, оксид углерода (СО) и летучие органические соединения (ЛОС) серьезнее влияют на здоровье население и растений, чем диоксид серы (SO2) и твердые вещества за счет которых и происходит основное снижение выбросов в окружающую среду. С помощью комиссии в методике будет присутствовать экспертная составляющая, что позволить более точно описать ситуацию в регионах и на предприятиях.
Третьим этапом станет расчёт среднеарифметической оценки по итогам всех вышеуказанных оценок. На основе полученной средневзвешенной оценки будут применены государственные меры поддержки бизнеса. Это позволит совместить субъективный и объективный подход, а также позволит предприятиям влиять на проводимую политику в регионах.
Отдельно будет смотреться соразмерность уровней налоговой и экологической нагрузок. Это позволить понять на сколько нанесенный вред коррелирует с компенсирующими выплаты. На данном этапе оценка выставляется по принципу если уровни одинаковые – 1, если нет – 0. Так за соразмерность будут применяться дополнительные меры поддержки.
Далее будут представлены налоговые меры поддержки для предприятий. Возможность применения тех или иных мер зависит от средневзвешенного уровня региона, на котором находится предприятие или его дивизион (табл. 1). Данная дорожная карта представляет собой универсальный инструмент, который возможно будет использовать на ежегодной основе, после проведения оценки регионов на соразмерность экологической нагрузки и поступления экологических налогов в регионы. Представленная карта является начальным этапом разработки. Она представлена с целью отображения имеющихся мер поддержки. При этом данные меры должны обеспечить повешения экзотически ответственного поведения.
Таблица 1. Дорожная карта повышения уровня соизмерения
экологической и налоговой нагрузки
Уровень
Меры поддержки |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Понижающий коэффициент
|
0
|
25
|
25
|
50
|
50
|
100
|
100
|
Повышающий коэффициент
|
100
|
50
|
50
|
25
|
25
|
0
|
0
|
Налоговые каникулы, мес.
|
24
|
12
|
12
|
6
|
6
|
3
|
0
|
Налоговые льготы, %
|
15
|
10
|
10
|
5
|
0
|
0
|
0
|
Субсидирование, %
|
20
|
15
|
10
|
5
|
0
|
0
|
0
|
Концессионные соглашения
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Эко сертификация и паспортизация
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Понижающие/повышающие коэффициенты из статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], которые были предложены в 2014 г. и продолжают модифицироваться по настоящее время. Предлагается включить их в дорожную карту как преференции от государства, но с доработкой данного инструмента. Так как в настоящее время существует сложность получения понижающих коэффициентов из-за смежности вопроса. Компаниями отмечается, что им отказывают по причине модернизации оборудовании с целью увеличение производственных мощностей, хотя экологическая составляющая тоже присутствует.
Налоговые каникулы (месяц) – это освобождение от уплаты налога или определенной доли налога [2]. С помощью них предприятия может переместить средства, выделенные на уплату налогов на дополнительную модернизацию оборудования. Данная мера также действует на территории РФ, но ее действие недостаточно коррелирует с экологической повесткой.
Налоговые льготы (%) [2]. В данной работе под ними понимается возможность уплачивать налоги в меньшем размере, чем было рассчитано налоговым органом. Данная мера будет применяться для организаций, имеющих федеральное значение, которое определяется экспертной комиссией. Высчитывается как налоговое бремя за вычетом определенного процента.
Субсидирование [1] расходов, связанных с экологизацией производства (%). Это мера также направлена на снижение бремени с компаний, так как основной причиной нежелания модернизировать производство — это её дороговизна и окупаемость только в долгосрочном периоде. Так, предприятиям будет возращен определённый процент от затрат при предоставлении документации подтверждающих экологическую составляющую оборудования.
Концессионные соглашения [4] с целью использование государственно-частного партнерства в реализации федеральных и региональных проектов. Так, у предприятий появится возможность дополнительного взаимодействия с государственными органами и выполнения совместных экологических проектов. Возможность участия в таких соглашения будет только с определенного уровня региона. В карте данный инструмент отмечается: 0 – нет возможности участвовать в соглашениях; 1 – есть возможность участия.
Экологическая сертификация и паспортизация [3] — это прохождение проверки и последующее получение сертификата и паспорта в которых буду указаны уровень экологичности предприятия. Данную проверку будет проводить экспертная комиссия целью которой станет проверка компаний на полное соответствие нормативам и активное ведение экологической политики. Возможность получить сертификат и паспорт обозначим – 1, а отсутствие такой возможности – 0.
Отельным является пункт про соизмеримость экологической и налоговой нагрузок. Так, при равном уровне данных нагрузок для предприятий того или иного региона будут применяться меры на уровень выше, чем они. Например, Саратовская область находится на 6 уровне по экологической и налоговой нагрузках и предприятия, находящиеся в данном регионе, могут использовать процентные ставки или коэффициенты 5 уровня.
В нашем исследовании мы демонстрируем более простую форму дорожной карты как метод обозначения крупных направлений для дальнейших исследований эффективности применения каждой меры налоговой поддержки. При этом планируется, что она поможет в реализации на территории России экологического налогообложения, как финансового инструмента реализации ESG-повестки и поддержания устойчивого развития регионов РФ.
Таким образом, дорожная карта включает в себя обширный перечень мер государственной поддержки предприятий. При этом положительным моментом станет заинтересованность инвесторов в предприятиях с государственной поддержкой и документацией подтверждающих их экологически ответственное поведение.
На основе предложенной дорожной карты государство сможет применять инструменты эколого-экономического уравновешивания ситуации в регионах страны. Это впоследствии простимулирует компании к усовершенствованию производства с целью соблюдения экологического законодательства и получения преференций со стороны государства и инвесторов / партнеров.
Использование данной карты позволит присуждать регионам уровень экологизации и предоставлять компаниям базирующихся на данных территориях преференции или ограничения.
Ожидается, что внедрение и реализация данного инструмента позволит сократить выбросы в окружающую среду и достичь национальных и мировых значений. Также это позволит повысить пополняемость бюджетов всех уровней, для реализации и достижения национальных целей развития.
Заключение
Таким образом, по итогу проведенного исследования нами была разработана дорожная карта повышения уровня соизмерения экологической и налоговой нагрузки. Она нацелена на повышение экологически ответственного поведение предприятий, сокращение антропогенного воздействия на территории России, увеличение соизмеримости выплат компенсационного характера за нанесенный вред. Помимо решения прямых задач, можно отметить решения косвенных задач: заинтересованность государственного управления в поддержании экологических проектов и программ компаний; реализации принципов, функции и инструментов экологического налогообложения в регионах России; поддержание экономической безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.
В дорожной карте использованы налоговые меры поддержки, которые уже реализуются в России, но либо недостаточно эффективно, либо в направлениях, слабо связанных с экологией. Так, нами были отобраны следующие меры:
– Понижающие / повышающие коэффициенты;
– Налоговые каникулы;
– Налоговые льготы;
– Субсидирование;
– Концессионные соглашения;
– Экологическая сертификация и паспортизация.
Предоставляемые меры зависят от уровня региона, в котором находится предприятия. Это должно простимулировать предприятия к экологизации производства, чтобы снизить антропогенное воздействие на территории. При этом данные меры отображают готовность государства к поддержанию компаний в их экологической политики, а инвесторам и партнерам показать надежность, подтвержденную государственной документацией.
Перспективой данной работы является разработка более сложного вида дорожной карты, с использованием дополнительных мер налоговой поддержки, инновационных инструментов, «зеленых» финансов и других модификационных инструментов. Также важным видится расчет эффекта от внедрения данной карты при дополнительных вводных, таких как специализация регионов, количество субъектов, оставляющих негативный след и др.
Источники:
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 15.02.2024).
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 11.02.2024).
4. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 12.02.2024).
5. Битюкова В.Р., Сафронов С.Г. Оценка экологической ситуации на территории России с использованием метода потенциала поля антропогенного воздействия // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2015. – № 5. – c. 107-116.
6. Городилов М.А., Коняева Т.В. Совершенствование методики оценки налоговой нагрузки в группе компаний // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2018. – № 2. – c. 282-302. – doi: 10.17072/1994-9960-2018-2-282-302.
7. Дургун Ф., Даянир А. К проблеме изучения взаимосвязи между экономическим ростом, человеческим капиталом и качеством окружающей среды // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2023. – № 5. – c. 262–278. – doi: 10.15838/esc.2023.5.89.15.
8. Заворыкин А.А. Международной опыт использования налоговых инструментов регулирования природопользования в сфере АПК // Никоновские чтения. – 2017. – № 22. – c. 348-350.
9. Касаткин С.Е. Дорожная карта в системе долгосрочного прогнозирования экономической безопасности финансового сектора экономики России // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 1(61). – c. 306-311. – doi: 10.51832/2223-7984_2021_1_306.
10. Когденко В.Г., Казакова Н.А. Обоснование параметров экологической безопасности и устойчивости развития металлургического производства // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 1(196). – c. 169-181. – doi: 10.47711/0868-6351-196-169-181.
11. Логинов М.П. Дорожные карты: понятие, сущность, классификация // Проблемы управления. – 2017. – № 5. – c. 2-17.
12. Медведева Е.И., Крошилин С.В. Осознанное экологическое поведение молодежи в рамках устойчивого развития территорий // Проблемы развития территории. – 2023. – № 5. – c. 41–58. – doi: 10.15838/ptd.2023.5.127.4.
13. Мелкий В.А., Верхотуров А.А., Попова Я.П., Бурыкин А.Н. Мониторинг состояния земель и оценка динамики антропогенного воздействия на территорию Сахалина // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2018. – № 6. – c. 48-57.
14. Ниу вшэ. Стратегический проект «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». [Электронный ресурс]. URL: https://stratpro.hse.ru/social-policy/ (дата обращения: 10.01.2024).
15. Палкина Д.С. Алгоритм оценки антропогенного воздействия на экологию регионов // Финансы. – 2023. – № 11. – c. 19-26.
16. Палкина Д.С. Принципы экологического налогообложения и их реализация в регионах России // Проблемы развития территории. – 2023. – № 3. – c. 47-60. – doi: 10.15838/ptd.2023.3.125.4.
17. Палкина Д.С. Экологическое налогообложение в России: проблемы реализации // Общество, экономика, управление. – 2023. – № 3. – c. 36-43. – doi: 10.47475/2618-9852-2023-8-3-36-43.
18. Печенская-Полищук М.А., Малышев М.К. Особенности развития черной металлургии в России и мире в 2000-2019 гг // Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 1(190). – c. 125-135. – doi: 10.47711/0868-6351-190-125-135.
19. Тронина И.А., Семенихина А.В., Морозова О.И. Инструменты стратегического управления инновационными процессами в промышленности: современные региональные вызовы // Друкеровский вестник. – 2019. – № 3(30). – c. 304–318. – doi: 10.17213/2312-6469-2019-3-304-318.
20. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
21. Fintech Global. Fintech Global. [Электронный ресурс]. URL: https://fintech.global/2024/02/09/a-glimpse-into-tomorrow-esg-trends-that-will-shape-2024/ (дата обращения: 15.03.2024).
22. G20. Sustainable Finance Roadmap. [Электронный ресурс]. URL: https://g20sfwg.org/roadmap/ (дата обращения: 20.03.2024).
Страница обновлена: 30.11.2024 в 17:35:39