Современные проблемы подоходного налогообложения в России
Гафарова Л.А.1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 37
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576866
Аннотация:
Современные проблемы социально-экономического развития диктуют необходимость системного подхода к совершенствованию направлений налоговой политики и, в частности подоходного налогообложения, учитывающего все проблемы, факторы и условия, определяющие эффективность его механизмов. В исследовании выявляются ключевые проблемы и специфика системы подоходного налогообложения в России на современном этапе развития. На основе выявленных проблемных аспектов обосновываются основные принципы и направления совершенствования подоходного налогообложения. Анализ существующей системы подоходного налогообложения в России выявил наличие серьезных противоречий, оказывающих системное негативное влияние на эффективность социально-экономических процессов. Предложенные в статье основные направления совершенствования механизмов подоходного налогообложения могут быть использованы органами власти, муниципалитетами и профильными ведомствами как рекомендательные положения при разработке мер совершенствования налоговой политики. Основные результаты и положения статьи могут быть использованы в дальнейших исследованиях как основа совершенствования механизма подоходного налогообложения и разработки параметров шкалы и системы подоходного налога
Ключевые слова: подоходное налогообложение, неравенство доходов, прожиточный минимум, государственный бюджет, налоговая политика
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01134-23-00 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
JEL-классификация: H21, H22, H24
Введение
Создание эффективного института налогообложения является одной из главных задач в достижении социально-экономических целей развития страны. В условиях острой нехватки финансовых ресурсов особо актуализируются вопросы совершенствования существующих механизмов и разработка новых направлений и принципов подоходного налогообложения, обеспечивающих стабильность поступлений в бюджет. Это способствует усилению роли подоходного налогообложения как инструмента социально ориентированной налоговой политики, сглаживания имеющихся социальных противоречий. Необходимость реформирования существующей системы подоходного налога определяется системными противоречиями и наличием серьезных проблем в реализации его механизмов.
Существует достаточно много работ, посвященных исследованию особенностей функционирования налоговой системы в России, в частности налогообложения доходов физических лиц в российских условиях.
В своих исследованиях В.Г. Пансков [1] проводит системный анализ современных теоретико-методологических и практических проблем налогов и налогообложения, возможным направлениям их решения, наиболее острых вопросов теории и практики, с целями построения рациональной и эффективной налоговой системы.
С.Б. Тюрин, А.Д. Бурыкин, В.А. Кваша и другие авторы [2] на основе всестороннего анализа современной российской системы подоходного налогообложения физических лиц разрабатывают и обосновывают рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений. Ими также проводится анализ основных закономерностей уклонения от уплаты налогов, влияния уровня доходов на поступления подоходного налога. Аналогичные проблемы рассматривают зарубежные авторы: Р. Себула, М. Фоли [3]; С. Ричупан [4] Ф. Шоер, Дж. Слемрод [5].
В исследованиях М.Ш. Баснукаева [6] предлагается широкий спектр мер и направлений совершенствования системы налогообложения в России и, в частности подоходного налогообложения.
Однако все более актуализирующиеся противоречия социально-экономического национального и регионального развития на современном этапе требуют системного анализа проблем и выявления потенциала подоходного налогообложения в России.
Целью статьи является выявление специфики подоходного налогообложения в России и обоснование основных направлений его совершенствования в современных условиях развития национальных и региональных систем. Определение основных направлений совершенствования механизмов подоходного налогообложения в России предполагает выявление проблемных аспектов реализации механизма подоходного налогообложения в российских условиях, установление основных принципов, приоритетов и методов совершенствования подоходного налогообложения в России.
В качестве методов исследования статьи были использованы: комплексный и системный подход, логический анализ, методы обобщения и сравнения. В качестве материалов исследования были использованы научные публикации зарубежных и российских ученых в области подоходного налогообложения, российские базы статистических данных Федеральной налоговой службы России, Федеральной службы государственной статистики РФ, Центрального банка РФ.
Основная часть
Основной проблемой российской системы подоходного налогообложения является повышенное налогообложение низкодоходных групп населения, которые несут относительно большую налоговую нагрузку, чем высокодоходные группы. Это определяется плоской шкалой основной ставки НДФЛ в 13% со слабой прогрессией в 15% на доходы свыше 5 млн. руб. (направляются в целевые фонды).
Если рассматривать налогооблагаемые доходы, связанные с трудовой деятельностью – заработную плату, которая составляет около 89% всей налогооблагаемой базы НДФЛ, около 5,3% совокупных сборов по налогу по данным апреля 2023 года, по нашим расчетам, обеспечивали группы населения, заработная плата которых не достигает величины минимального потребительского бюджета, из них 1,3% поступлений по налогу – трудовые доходы ниже прожиточного минимума. При этом около 37,5% сборов по НДФЛ обеспечивала оплата труда ниже величины средней заработной платы по стране. 10% группа с самыми высокими трудовыми доходами обеспечивала лишь 32,8% поступлений по НДФЛ, учитывая то, что 0,5% представителей самой высокодоходной группы получили более 20% всей оплаты труда.
Таким образом, ситуация в России идет вразрез с практикой большинства стран, где существуют социальные гарантии в выплате подоходного налога для налогоплательщиков с доходами ниже среднего, обеспечивающие социальные и перераспределительные функции подоходного налога. К ним относятся: необлагаемый минимум, который достигает, например, в Великобритании 50000 долл. в год, Швеции около 61 000 долл. в год; базовый налоговый вычет, снижающий сумму налогооблагаемого дохода физического лица. В странах Организации экономического сотрудничества и развития он варьируется от 1311 и 4373 долл. в год в таких азиатских странах, как южная Корея и Япония соответственно, 17288 долл. в год в Великобритании и 18533 долл. в Норвегии. Также применяется налоговый кредит – сумма денег, которую налогоплательщики могут вычесть непосредственно из начисленных налогов (например, в Канаде 1652 долл. в год, Чехии – 1284, Италии – 2223) [7].
Россия же является одной из немногих стран мира, где подоходному налогообложению подлежат доходы, сопоставимые с величиной прожиточного минимума. В России налоговое законодательство не предусматривает выведение из налогообложения даже доход, обеспечивающий простое физиологическое воспроизводство населения. Это также связано с чисто формальным характером социальных вычетов по НДФЛ, которые зачастую ниже прожиточного минимума. Учитывая формирование этих доходов в секторах, легко облагаемых налогом (например, в государственном секторе), снижается возможность уклонения от налогов как своего рода компенсаторного механизма уменьшения налоговой нагрузки, и следовательно ее усиление на низкодоходные группы.
Пропорциональная шкала налогообложения с основной ставкой налога в 13-15% и, следовательно, повышенное налогообложение низкодоходных групп приводит к системному негативному влиянию на функционирование российской экономики. Поскольку одним из основных факторов слабой экономической динамики в России является низкий платежеспособный спрос в условиях постоянного целенаправленного сжатия денежной массы, повышенное налогообложение групп населения с доходами ниже средних, являющихся потенциальными потребителями продукции отечественных производителей, приводит к снижению спроса. Это связано с тем, что около 80% в структуре потребительских расходов этой группы населения составляют расходы потенциально ориентированные на отечественные отрасли экономики. Это в свою очередь приводит к редукции отраслей, производящих данную продукцию. Особенно остро данная проблема стоит в условиях высокой себестоимости российской промышленной продукции и ее низкой конкурентоспособности. Снижение спроса приводит к сокращению доходов и прибылей промышленных предприятий, а также доходов торговых сетей, и в результате сокращению налоговых доходов (НДС, налога на прибыль и других) федерального и регионального бюджетов.
Другим серьезным недостатком действующей системы подоходного налогообложения в России является то, что пропорциональная шкала НДФЛ со слабой прогрессией не учитывает специфики российской экономики, которая базируется на сырьевых отраслях. Так, значительный объем доходов формируется в рентных секторах: средняя заработная плата от средней по стране в 2022 году составила в таких отраслях, как добыча нефти и природного газа – 258,1%, добыча металлических руд – 167,9%, добыча угля – 141,4%, производство кокса и нефтепродуктов – 154%, деятельность финансовая и страховая – 225,9% (рисунок 1) [8, 9]. Налогообложение рентных отраслей идет по плоской ставке не соответствующей ни величине получаемой здесь ренты, ни мировой практике, где налогообложение рентных доходов значительно выше общего уровня налоговой нагрузки.
Рисунок 1. Соотношение среднемесячной заработной платы в отрасли и среднемесячной заработной платы по России в 2022 году, в процентах.
Источник: составлено автором по [10].
Данная ситуация усугубляется и высокой степенью концентрации богатства в России. Так, на начало 2023 года на долю 10% самой обеспеченной группы приходилось 30,4% денежных доходов населения, на 10% беднейшего населения – лишь 1,9% общих доходов [10]. Таким образом, в России принадлежащая обществу природная рента концентрируется в руках узкой группы, рентные доходы которой также не облагаются соответствующим размером подоходного налога. В результате пропорциональная шкала НДФЛ определяет незначительную роль налога в пополнении государственного бюджета: в 2022 году доля НДФЛ в ВВП составила 3,73% (к примеру, в развитых странах доля подоходного налога в ВВП составляет от 6,8%, 6,1%, 7,7% в Эстонии, Латвии, Литве соответственно, до 12,3% – Швеции, 24,5% – Дании) [7].
Другой существенной проблемой подоходного налогообложения в России является скрыто-регрессивный характер НДФЛ.
В первую очередь скрытая регрессия подоходного налогообложения связана с регрессивным характером установленных законодательством налоговых вычетов с налоговой базы на оплату НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты из налогооблагаемой базы, которыми может воспользоваться налогоплательщик с низким уровнем дохода, имеют лишь номинальный характер, поскольку их величина значительно ниже прожиточного минимума (снижение налогооблагаемой базы на 1400 руб., 3000 руб. в месяц и т.д.).
Социальными (на обучение – до 50 тыс. рублей в год, лечение – до 120 тыс. рублей в год, благотворительность – до 25% дохода в год) и профессиональными (до 20% дохода в год) налоговыми вычетами, сопоставимыми с выводом из-под налогообложения прожиточного минимума, реально могут воспользоваться налогоплательщики с уровнем дохода выше среднего.
Имущественные налоговые вычеты, применяемые при покупке жилья и земельных участков или при пользовании ипотекой, предусматривают возврат до 260 тыс. рублей при расходах на покупку или строительство жилья с фактически потраченной суммы (до 2 млн. рублей) и до 390 тыс. рублей при погашении процентов по ипотеке с суммы до 3 млн. рублей. Очевидно, что в данном случае имеется существенное неравенство налогоплательщиков в доступе к налоговым вычетам, поскольку эти расходы могут нести только группы населения со средними и высокими доходами.
Таким образом, применение налоговых вычетов обусловливает явную регрессию в НДФЛ – средняя ставка налога снижается с ростом дохода, поскольку реальные налоговые вычеты с ростом дохода увеличиваются.
Вторым фактором, усиливающим скрыто-регрессивный характер НДФЛ, является начисление страховых взносов на обязательное социальное страхование с заработной платы. Начисления по НДФЛ на доход в виде заработной платы идут параллельно с начислением страховых взносов, которые уплачиваются по регрессивной шкале: 30% до предельной базы 1917 тыс. руб. (в 2023 году) и свыше нее 15,1%. В результате низкодоходные группы населения выплачивают совокупный налог на заработную плату в размере 43%, высокодоходные группы – 28,1%–30,1%. В 2022 году сборы по страховым взносам превысило поступления по НДФЛ (5727,9 млрд. руб.) почти в 1,5 раза и составили 8400,6 млрд. руб. [10].
Это усугубляется и другими элементами налоговой системы: налогообложением НДС и акцизами, которые включаются в цену потребительских товаров и выплачиваются населением за счет своих доходов фактически по регрессивной шкале. Поскольку с ростом доходов приобретение потребительских товаров сокращается, доля этих налогов в совокупном доходе уменьшается [2]. В России сумма НДС и акцизов в 2022 году превысила сумму НДФЛ и составила 5903,8 млрд. руб. [11].
Диспропорции в подоходном налогообложении в России проявляются и в региональном разрезе. Во-первых, это связано с тем, что начисление и уплата НДФЛ осуществляется в региональные бюджеты. Поскольку регионы России имеют разный уровень социально-экономического развития, это определяет различный уровень и объем аккумуляции подоходного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Так, по расчетам автора, дифференциация максимального и минимального объема поступлений НДФЛ (на душу населения) в региональные бюджеты в условиях 2021 года составила 23,7 раз. Децильный коэффициент дифференциации регионов по поступлениям подоходного налога, по расчетам, составил 8,7 раз.
Данная проблема в региональном аспекте усиливается и введением прогрессивной ставки НДФЛ в 15% на доходы свыше 5 млн. руб. Учитывая низкий уровень доходов и заработных плат в российских регионах, отсутствуют возможности дополнительного пополнения бюджета за счет введенной повышенной ставки НДФЛ. Так, в 2021 году по введенной налоговой ставке 15% более половины суммы (53,75%) было получено в Москве, 14,3% в Санкт-Петербурге и Московской области в совокупности [11]. На все остальные российские регионы пришлось соответственно около 32% дополнительного объема НДФЛ по ставке 15%.
Другой серьезной проблемой подоходного налогообложения в России, характерной для любой экономической системы, является уклонение от уплаты налогов. Это относится как к оплате труда, так и ко всем видам доходов, облагаемых НДФЛ. Так, согласно данным национальных счетов России, доля скрытой оплаты труда в общем объеме заработной платы в 2020 году составила 20,3%, в 2021 – 20,4%, в 2022 – 19,5% [10]. В результате недоплачиваемый НДФЛ в России, по нашим расчетам, составил в 2022 году около 1 трлн. руб. (более 17% от фактических поступлений подоходного налога), или около 0,65% ВВП.
Существующая в настоящее время плоская шкала НДФЛ оказывает негативное влияние на уклонение от уплаты подоходного налога в двух направлениях. С одной стороны, имеется значительное уклонение от уплаты налога низкодоходными группами, поскольку плоская шкала НДФЛ в совокупности с взносами в социальные фонды является неподъемной для данной группы налогоплательщиков.
С другой стороны, плоская шкала подоходного налога с низкими ставками автоматически не обеспечивает полную уплату налогов высокодоходными агентами. Опыт перехода России в 2001 году на пропорциональную шкалу НДФЛ в 13% с прогрессивной (ставки НДФЛ составляли 12%, 20%, 30%) показал, что роста поступлений подоходного налога, а следовательно, снижения масштабов уклонения от уплаты налогов не произошло. Напротив, по оценкам, прирост поступлений НДФЛ стал ниже по сравнению с приростом доходов как по отдельным налогам, так и налоговым доходам в совокупности, в результате чего его доля в доходах консолидированного бюджета с 2003 по 2015 годы сократилась на 5,5%. Более того, с введением пропорциональной шкалы НДФЛ доля скрытой оплаты труда в ВВП за 15 пореформенных лет не только не снизилась, но и увеличилась на 18%: с 11,1% до 13,1% ВВП [1]. Подобную зависимость подтверждают и другие исследования, которые выявляют как прямую, так и обратную зависимость между снижением налоговой нагрузки и масштабами уклонения от уплаты налогов [4, 5].
Ключевым фактором, определяющим возникновение уклонения от уплаты налогов в России, является слабое налоговое администрирование, главным образом высоких доходов, в частности отсутствие действенной системы контроля за сверхдоходами. Это связано, в первую очередь, с тем что властные структуры слабо ориентированы на формирование налоговых и других механизмов, обеспечивающих социально-экономическую эффективность процессов, поскольку такие налоги затрагивают состоятельные группы, обладающие большим политическим влиянием [12]. В результате такого распределения переговорной силы правительство проявляет большое нежелание облагать налогом личные доходы граждан высокодоходной группы, а также крупные накопления капиталов [13, 14]. С этим связана и политика невмешательства властей в бесконтрольный вывоз капитала из России, снижающий аккумуляцию налоговых доходов и возможности реализации социальной политики.
Плоская шкала подоходного налогообложения в России также оказывает негативное влияние на состояние финансовой системы, в плане формирования условий возникновения экономического и финансового кризисов. Непропорциональная налоговая нагрузка обусловливает, с одной стороны, высокую закредитованность низкодоходных слоев населения, что может привести в дальнейшем к кризису неплатежей. Несмотря на то, что отношение долга домохозяйств к ВВП в России невелико: по данным Центрального банка РФ на начало 2023 года эта доля составила около 17,5% [15], значительный рост кредитной задолженности идет наряду с низкими темпами роста реальных доходов населения или их сокращением. Так, в 2022 году, по расчетам, рост задолженности населения банкам составил 9,8%, при этом реальные доходы населения сократились и составили 99% к соответствующему периоду прошлого года. Это обуславливает рост закредитованности низкодоходных слоев населения с высоким риском невозврата кредитов. Наряду с этим низкий уровень налогообложения высокодоходных агентов обуславливает излишки свободных финансовых ресурсов, что приводит к спекуляциям на рынках ценных бумаг и раздутию финансового «пузыря».
Таким образом, делая вывод из проведенного анализа, можно констатировать наличие системного негативного влияния существующего в России механизма подоходного налогообложения, в частности пропорциональной шкалы налога, на динамику социально-экономического национального и регионального развития.
Выявленные проблемы существующей системы подоходного налогообложения в России требуют, на наш взгляд, реализации следующих принципов и направлений совершенствования его механизмов.
1. Формирование прогрессивной шкалы налогообложения и, в частности, введение минимального необлагаемого порога подоходного налога. Это позволит увеличить потребление низкодоходных групп, увеличить сбережения среднедоходных групп и, в результате, доходы предприятий, финансовых организаций, торговых сетей и, следовательно, доходы государственного и региональных бюджетов. При этом введение необлагаемого минимума не будет оказывать влияния на высокодоходные группы, поскольку с ростом дохода необлагаемая доля дохода сокращается [16].
2. Снижение ставки НДФЛ на среднедоходные группы населения в России может активизировать эти группы в качестве индивидуальных предпринимателей, организаторов предпринимательской деятельности и т. д. и, следовательно, способствовать развитию экономики.
3. Централизованная аккумуляция полученных доходов по НДФЛ и равное их распределение по бюджетам субъектов РФ с учетом специфики развития региона может способствовать сокращению дифференциации российских регионов по уровню финансовых возможностей развития.
4. Формирование плоской, а не регрессивной шкалы страховых взносов на обязательное социальное страхование, обеспечивающих равную нагрузку на группы населения.
5. Высокий уровень налогообложения высокодоходных групп может стать одним из механизмов удержки капитала в стране и через его перераспределение улучшение социальной ситуации.
6. Интенсификация инновационной и инвестиционной политики с целью увеличения экономической активности и уровня доходов [17, 18].
7. Усиление налоговой нагрузки на личные доходы от рентных отраслей и налогообложение природной и финансовой ренты, превышающей общий уровень налоговой нагрузки.
8. Существенное увеличение штрафов за уклонение от уплаты налогов для высокодоходных групп до величины большей, чем налог.
9. Усиление мер налогового администрирования, поскольку уклонение от уплаты налогов в большей степени не зависит от ставок и степени прогрессивности налогообложения, а связано с механизмами сбора и контроля за уплатой налогов [19].
10. Активизация ключевых потенциалов развития регионов посредством их трансформации в новые ресурсы через использование соответствующих технологий и компетенций [20].
Заключение
Таким образом, делая вывод, можно сказать, что система подоходного налогообложения в современных российских условиях характеризуется наличием серьезных проблем: повышенным налогообложением низкодоходных групп населения, низким уровнем налогообложения рентных доходов, скрыто-регрессивным характером подоходного налога, диспропорциями в аккумуляции подоходного налога в региональном разрезе, слабым налоговым администрированием, значительными масштабами уклонения от уплаты налогов, особенно высокодоходных агентов. Это определяет необходимость совершенствования существующих механизмов и реализацию новых направлений и принципов подоходного налогообложения: совершенствование механизма прогрессивного налогообложения, усиление налоговой нагрузки на доходы от рентных отраслей, усиление мер налогового администрирования.
Перспективным направлением дальнейших исследований в рамках данной проблемы является анализ региональной специфики и проблем подоходного налогообложения, совершенствование механизма подоходного налогообложения с учетом региональных аспектов: дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития и уровню доходов.
Благодарности
Выражаю огромную благодарность моей маме, Флюре Назиповне Гафаровой, за безграничную помощь во всем, и чей нравственный компас всегда является для меня ориентиром. Также Наилю Назиповичу Сагирову (1942–1979 гг.) – твое стремление к знаниям всегда было для меня примером. Твой светлый образ всегда будет в наших сердцах.
Источники:
2. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д., Кваша В.А. Разработка оптимальной модели подоходного налогообложения и оценка ее влияния на социальное неравенство в России. - Ярославль: Канцлер, 2021. – 201 c.
3. Cebula R., Foley M. Personal income tax evasion determinants revisited: an exploratory study using newly available data // Academy of economics and finance journal. – 2011. – № 1. – p. 17-24.
4. Richupan S. 6 determinants of income tax evasion role of tax rates, shape of tax schedules, and other factors. IMF elibrary. 1987. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.imf.org/display/book/9780939934911/ch006.xml?rskey=2nc2zv&result=83 (дата обращения: 08.04.2023).
5. Scheuer F., Slemrod J. B. Taxation and the Superrich. NBER Working Paper 2019. No. w26207. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3446517 (дата обращения: 18.02.2023).
6. Баснукаев М.Ш. Системообразование в налогообложении: причины и факторы влияния на трансформации и изменения налоговой базы // Друкеровский вестник. – 2020. – № 6(38). – c. 88-93. – doi: 10.17213/2312-6469-2020-6-88-93.
7. OECD Statistics. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/index.aspx?DataSetCode) (дата обращения: 15.06.2023).
8. Гафарова Л.А. Анализ динамики заработной платы в структуре факторных затрат // Качество. Инновации. Образование. – 2017. – № 12(151). – c. 69-74.
9. Гайнанов Д.А., Мигранова Л.И., Сайфуллина Л.Д. Развитие и регулирование рынков образовательных услуг и труда на основе агент-ориентированного подхода. - Уфа: Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, 2015. – 132 c.
10. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 18.07.2023).
11. Федеральная налоговая служба России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата обращения: 15.06.2023).
12. Гафарова Л.А. Ключевые детерминанты подоходного налогообложения: межстрановые сопоставления // Фундаментальные исследования. – 2023. – № 4. – c. 6-12. – doi: 10.17513/fr.43443.
13. Mills L. Barriers to increasing tax revenue in developing countries // K4D Helpdesk report. Brighton, UK: Institute of development studies. 2017 K4D Helpdesk report
14. Moore D., Slemrod J.B. Optimal Tax Systems with Endogenous Behavioral Biases // Journal of Public Economics, Forthcoming. – 2021.
15. Центральный банк РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 05.06.2023).
16. Гафарова Л.А. Анализ влияния прогрессивности подоходного налогообложения на динамику экономических процессов // Экономика и менеджмент систем управления. – 2023. – № 1(47). – c. 4-12. – doi: 10.18411/doicode-2023.099.
17. Гайнанов Д.А., Новоселов О.В., Кантор О.Г. Инвестопроводящая система инновационной экономики региона. / Институт социально-экономических исследований Уфимского НЦ РАН, Уфимский государственный авиационный технический университет. - Уфа: Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, 2009. – 190 c.
18. Дегтярева И.В., Тажитдинов И.А. Формирование стратегии развития муниципальных образований. - Уфа: Издательство «Гилем», 2007. – 163 c.
19. Gerber C., Klemm A.D., Liu L. Personal income tax progressivity: trends and implications. IMF Working papers 2018. 20 Nov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.imf.org/view/journals/001/2018/246/article-A001-en.xml?ArticleTabs=fulltext (дата обращения: 26.05.2023).
20. Гайнанов, Д.А., Биглова Г.Ф., Атаева А.Г. Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых территориальных социально-экономических систем // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 2. – c. 77-89.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:27