Влияние конкурентной политики на экономическую деятельность регионального энергетического рынка
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ираева Н.Г. Влияние конкурентной политики на экономическую деятельность регионального энергетического рынка // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 91-95.
Аннотация:
В статье рассматриваются методы конкурентной политики, цели и задачи формирования конкурентной среды. Анализируются ключевые проблемы региональной программы развития конкуренции на рынке электроэнергетики.
Ключевые слова: конкурентоспособность, макроэкономическая политика, транспортная инфраструктура, административные барьеры, антимонопольное регулирование, энергетический рынок, электросетевой комплекс
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов.
Достижение целей конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
– общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
– повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования;
– реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях согласно приложению путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Регуляторный контроль на рынке электроэнергетики
Для создания предпосылок конкурентного рынка необходимо организационное отделение конкурентных видов бизнеса от естественно-монопольных. Для этого необходимо следующее:
– разделение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности;
– создание условий для выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок;
– проведение справедливых конкурсов за статус гарантирующих поставщиков;
– контроль недискриминационного доступа к сетям (потребителей, независимых энергосбытовых компаний);
– создание условий реализации права выбора потребителя поставщика электроэнергии.
Можно указать на следующие наиболее общие направления, требующие регуляторного контроля на рынке электроэнергетики:
– защита конкуренции и пресечение злоупотреблений монопольной властью;
– убыточность отдельных секторов и перекрестное субсидирование;
– дефицит мощностей и проблемы надежности энергосистемы;
– инвестиционный и технологический кризис;
– проблемы недискриминационного доступа;
– защита потребителей и управление ценовыми рисками.
Указанные задачи не могут быть решены рыночными силами вне контекста повышения эффективности государственного регулирования.
Мониторинг цен и дерегулирование
Ключевым инструментом в новых условиях призван стать мониторинг цен и иных параметров рынка. Основная функция мониторинга – выявление «провалов» рынка по таким показателям, как цена, качество, свободный доступ и др. Вторая ключевая функция государства – коррекция «провалов» рынка путем пресечения маргинальных [1] форм поведения, разрушающих рынок. Но основная функция государства в сфере электроэнергетики – регуляторная, состоящая в создании правил поведения и механизмов их поддержания.
Поэтому дерегулирование – это не просто отказ от регулирования, включая ценовое, но принципиально новый и сложный формат регулирования, содержащий комплекс мер по организации рынка. В числе таких мер можно назвать:
– антимонопольное регулирование и контроль;
– мониторинг цен и иных параметров рынка;
– защита рынка от ценовых манипуляций;
– информационное регулирование;
– меры по увеличению переговорной силы потребителей.
Таким образом, модернизация государственного регулирования – это сложный поэтапный процесс перехода к рыночным методам и к гибким моделям регулирования.
Динамика модернизации системы государственного регулирования должна соответствовать этапам либерализации оптового рынка. Если к 2011 году предполагается полностью снять государственное регулирование конечной цены на электроэнергию, то рыночные механизмы должны обеспечить такую же 100%-ную конкуренцию. И система государственного регулирования должна быть готова к защите рынка в случае несостоятельности рыночных механизмов.
Конкурентная среда
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на этом рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящий момент характеризуется высоким уровнем административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуют даже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезным барьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицит мощностей естественных монополий.
Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности электроэнергетического комплекса по критериям качества для его потребителей на уровне потребностей инновационного развития экономики страны – цель конкурентной политики на региональном электроэнергетическом рынке.
Достижение данной цели позволит полностью удовлетворить потребности населения и хозяйствующих субъектов в качественных услугах за счет внедрения передовых электроэнергетических технологий, а также обеспечить предоставление имеющих социальную и экономическую значимость предоставления энергетических услуг должного качества и по приемлемым ценам.
Достижение данной цели предполагает, прежде всего, разработку и ввод в действие модели рынка энергетических услуг для потребностей всех секторов экономики. Эта модель является инновационной для отечественной системы. Она должна определить параметры качества услуг, рамочную структуру стандартов качества для различных категорий потребителей электроэнергетики и секторов экономики, требования к развитию нормативно-правовой базы в сфере данных услуг и технологические модели обеспечения качества услуг.
Для формирования рынка конкурентоспособных электроэнергетических услуг необходимо создание условий превышения уровня предложения услуг над спросом, а также запуск механизма «цена – качество», который обеспечит формирование конкурентной среды и рост конкурентоспособности.
Совершенствование антимонопольного законодательства
Региональные программы развития конкуренции должны включать в себя:
– общие меры, направленные на улучшение конкурентной среды в регионе;
– отраслевые меры, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков;
– меры, направленные на развитие сферы торговли, в том числе различных форматов осуществления торговой деятельности.
В целях совершенствования антимонопольного законодательства необходимо повысить экономическую обоснованность принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого следует:
1) изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно устанавливаться по результатам анализа совокупности факторов, а не только размера доли хозяйствующего субъекта на рынке. К таким факторам относятся:
– наличие препятствий для входа на рынок новых участников;
– эластичность спроса на товар;
– наличие взаимозаменяемых товаров;
– соотношение долей компании, ее конкурентов и потребителей и другие факторы;
2) повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Для этого необходимо установить в федеральном законодательстве основные поведенческие и структурные критерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства, прямо и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
Указанные меры позволят антимонопольному органу более оперативно и эффективно рассматривать дела, связанные с ущемлением прав потребителей услуг естественных монополий.
В связи с этим развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.
[1] Маргинальный (англ., фр. marginal) — буквально «написанный на полях», то есть крайний, пограничный, минимально-рентабельный, близкий к пределу убыточности — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:22:20