Концептуальные особенности формирования конкурентной стратегии атомных электростанций

Кузьменко Ю.А.1, Аленькова И.А.2
1 Российский государственный гуманитарный университет, Россия, Москва
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Кузьменко Ю.А., Аленькова И.А. Концептуальные особенности формирования конкурентной стратегии атомных электростанций // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2829-2842. – doi: 10.18334/epp.13.8.118839.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604803

Аннотация:
Оптовый рынок электрической энергии и мощности представляет собой сложную конструкцию, которая нуждается в тщательном экономическом и правовом регулировании. Реформирование оптового рынка электрической энергии и мощности и, как следствие, либерализация отношений приводят к формированию конкуренции на рынке и необходимости договорного регулирования возникающих отношений, а также формирования конкурентных стратегий, выявления конкурентных преимуществ. В то же время, отдельные области электроэнергии при развитии экономических отношений нуждаются в особом законодательном регулировании ввиду необходимости обеспечения безопасности при реализации товара, строительстве и эксплуатации генераций. Одной из таких областей является атомная энергетика, которая нуждается в отдельном рассмотрении вопросов особенностей, а также конкурентных стратегий и договорного регулирования атомных генераций. В рамках данного исследования предлагается авторская концептуальная модель, позволяющая провести анализ конкурентоспособности атомных электростанций на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Данная статья будет интересна для ученых и руководителей организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики.

Ключевые слова: конкурентная стратегия, атомные генерации, правовое регулирование, энергетическое право

JEL-классификация: Q43, M11, M21



Введение. Оптовый рынок атомной энергии представляет собой особую сферу, обладающую характерными особенностями правового регулирования. В первую очередь, это касается необходимости обеспечения безопасности при производстве, транспортировке объектов атомной отрасли, а также при конструировании и сооружении атомных генераций. При этом специфика атомной энергетики усложняет процесс регулирования оперативно-диспетчерского управления, инвестиционной деятельности и отношений между субъектами оптового рынка. Многие отечественные теоретики права посвящали свои труды анализу правовых особенностей регулирования оптового рынка атомной энергии, среди которых Грищенко А.И. [1; c. 50-53], Головин И.В. [2; c. 73-84], Моралес К. [3; c. 47], Свирков С.А. [4; c. 100-201], Коваленко, А. Г. [5; c. 15]; Варшавская В.В. [6; 7; 8; 9], Унижаев Н.В. [9; c. 25-26]; Лыскова Е.И. [10]; Нетяга Н.Н [11].

Однако данная область исследования остается мало изученной и требует более тщательного научного рассмотрения. В частности, детально не были рассмотрены вопросы участия электрических станций на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также формирование конкурентных стратегий данных участников рынка (в том числе, атомных генераций).

Цель исследования – выявление особенностей и разработка конкурентной стратегии атомных генераций в современных условиях. Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие задачи: 1) выявить основные черты атомных генераций на оптовом рынке в сравнении с другими генерациями; 2) сформулировать собственные предложения по увеличению уровня конкурентоспособности атомных электростанций (далее – АЭС); 3) предложить собственную конкурентную стратегию атомных генераций.

Научная новизна исследования заключается в отсутствии структурированных концептуальных моделей атомных электростанций, что позволит увеличить уровень конкурентоспособности на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Основная часть. В первую очередь, важно отметить, что атомные генерации являются сравнительно недорогими системами для производства энергии, так как Одна загрузка ядерного топлива может обеспечивать работу электростанции в течение нескольких месяцев, что делает их экономически эффективными.

В то же время, важно учитывать высокие требования к строительству и эксплуатации станций и, следовательно, большие материальные затраты для возможности бесперебойного функционирования. Именно поэтому объем производства электроэнергии, заявленный АЭС, принимается на оптовом рынке в первую очередь наравне с объемами генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность [12].

Говоря о рынке атомной энергии, следует отметить особое регулирование вопроса хранения или захоронения радиоактивных отходов. В данном случае объекты можно классифицировать: объекты, обеспечивающие производство, использование, переработку и транспортировку топлива для ядерных установок; объекты, обеспечивающие хранение и захоронение радиоактивных отходов [13]. Особенности функционирования указанных видов объектов регулируются Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон об использовании атомной энергии). Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на регулирование деятельности по обращению с радиоактивными отходами специализированных организаций и национального оператора, устанавливает требования и обязанности названных субъектов. Более того, национальный оператор также определяется Правительством РФ, а его виды деятельности строго ограничены Законом (ст. 20). Так, обращение с отходами могут осуществлять организации, обладающие лицензией, а стоимость услуг таких организаций по хранению отходов строго устанавливаются федеральным органом исполнительной власти исходя из системы тарифов [14]. Как следствие, важной чертой оптового рынка атомной энергетики является наличие обязанности по правильному и качественному обращению с радиоактивными отходами в соответствии с законодательством. Следовательно, атомные генерации отличаются от других субъектов оптового рынка тем, что у них есть более сложный и продолжительный процесс, который включает в себя также определенные правила хранения и захоронения радиоактивных отходов по установленным правительством тарифам.

На наш взгляд, особо интересен вопрос, связанный с регулированием цен и надбавок к цене на мощность по результатам конкурентного отбора мощностей (далее – КОМ). В целом, существует два способа определения цен на оптовом рынке – регулируемые и свободные. КОМ предполагает, что цена формируется путем подачи заявки и, как следствие, является нерегулируемой. В то же время, существует надбавка к цене мощности атомных станций для обеспечения безопасности эксплуатации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти в порядке тарифного регулирования. Таким образом, определенные аспекты, регулирующие деятельность атомных генераций на оптовом рынке для обеспечения безопасного обращения с атомной энергией предполагают симбиоз двух методов определения цен, выходя за рамки двусоставного деления.

Важно отметить, что оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - ОРЭМ) является платформой по реализации электрической энергии и мощности практически всех атомных электростанций. В случае функционирования атомной генерации в составе единой энергетической системы (далее – ЕЭС) и наличия установленной генерирующей мощности равной 25 МВт, вся производимая электрическая энергия должна быть реализована на оптовом рынке [15].

Пункты 31, 32 Правил оптового рынка устанавливают исключения из данного требования. Среди атомных генерация таким исключением является лишь одна из десяти АЭС – Билибинская АЭС, которая расположена на территории Чукотского автономного округа, относимого к изолированным территориальным электроэнергетическим системам [16].

Существенным вопросом является вопрос вхождения Наблюдательного Совета «НП Совет рынка» представительств атомных генераций. Учитывая тот факт, что к исключительной компетенцией, которой обладает Совет рынка относится утверждение стандартной формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (который регулирует порядок взаимодействия субъектов оптового рынка), представительство в Наблюдательном Совете особо важно для возможности определения правил торговли. Относительно атомных генераций в состав членов должен входить один представитель от продавцов электрической энергии, владеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании атомными станциями, установленная генерирующая мощность которых в совокупности превышает 20 тысяч МВт [12; ст. 33]. Таким продавцом на оптовом рынке является акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (АО «Концерн Росэнергоатом»). Несмотря на то, что органы управления в Совет Рынка юридически должны быть избранными, АО «Концерн Росэнергоатом» самостоятельно назначает своих представителей.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» обладает особыми полномочиями. Регулирование ее деятельности закреплено в Федеральном законе от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Деятельность ГК «Росатом» на оптовом рынке обладает рядом особенностей в отличие от других генераций. В первую очередь, важно отметить, что Росатом является «уполномоченным органом управления использованием атомной энергии», наделенным полномочиями от имени Российской Федерации, не только в отношении организаций корпорации, но и в отношении иных юридических лиц, которые осуществляют деятельность по использованию атомной энергии [17]. Таким образом, полномочия Росатома распространяются не только на организационные структуры самой корпорации, но и на других субъектов оптового рынка атомной энергии (например, при реализации полномочий по разработке предложения по формированию государственной политики в области использования атомной энергии; принятии нормативных правовых актов и др.).

Анализ особенностей АЭС как субъекта оптового рынка позволяет перейти к построению концептуальной модели формирования конкурентной стратегии (концептуальной модели), связанной с развитием ГК «Росатом» и его дивизионов (а именно – АО «Росэнергоатом» и АО «Русатом Сервис») в сравнении с другими производителями энергии. В качестве основы стратегии предлагается рассмотреть формирование и реализацию инвестиционных программ корпорации с учетом нормативного регулирования, государственных программ, национальных проектов, а также приведенное в соответствие с ними стратегическое планирование ГК «Росатом». Под концептуальной моделью в рамках данного исследования понимается «структурно-логическая схема моделируемой системы развития организации, обеспечивающая возможность представления всех ее элементов и их взаимосвязей, на основе идентификации их содержательных характеристик и устойчивых причинно-следственных зависимостей» [18].

Рассмотрение нижеприведенной концептуальной модели (см. рис. 1) позволит ГК «Росатом» осуществлять целенаправленные действия по управлению процессами развития в практической деятельности и расширить возможности развития на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Это также обеспечит необходимое качество и надежность предоставления услуг. Различные части этой системы структурно связаны, отражают подчиненность и логическую и временную последовательность решения задач управления при формировании конкурентной стратегии.

Разработанная авторская конкурентная стратегия ГК «Росатом» содержит 7 взаимосвязанных блоков. В состав отдельных структурных блоков концептуальной модели вошли:

· Блок 1 «Нормативный», в рамках которого определяются основные элементы, которые имеют наибольшее воздействие на деятельность корпорации, с учетом различных факторов, таких как современные условия, государственные стратегии и законодательная база.

· Блок 2 «Структурно-организационный блок», который позволяет сделать вывод об основных направлениях развития корпорации и ее структурных подразделений, а также о субъекте и объекте исследования. Для определения целей и задач необходимо провести анализ инвестиционных программ и методов управления.

· Блок 3 «Факторный анализ» в рамках которого выделяются наиболее существенные факторы, оказывающие влияние на выбор отдельных (наиболее актуальных) объектов инвестирования и формирование конкурентной стратегии.

· Блок 4 «Формирование инвестиционных программ», в рамках которого определяются, разрабатываются и устанавливаются преимущественные для госкорпорации инвестиционные программы, кратко описывается их актуальность.

· Блок 5 «Блок информационного обеспечения» определяет необходимость создания информационной базы для формирования инвестиционных программ.

Рисунок 1. Концептуальная модель формирования конкурентной стратегии ГК «Росатом»

Источник: составлено автором

· Блок 6 «Блок выбора внешних контрагентов». В рамках данного блока определен круг контрагентов, а также требования к их деятельности, специфика, спрос в соответствии нормативной базой.

· Блок 7 «Блок оценки результатов» предполагает оценку результатов принятой конкурентной стратегии, внесении корректировок и поправок с учетом сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде.

Остановимся подробнее на рассмотрении основных этапов формирования конкурентной стратегии атомной генерации.

В процессе реализации элементов блока 1 представленной в рамках данного исследования концептуальной модели конкурентной стратегии необходимо определить три группы факторов, оказывающих влияние формирование конкретных преимуществ и на развитие ГК «Росатом»:

· Отраслевые, которые определяются программными документами и спецификой атомных генераций в рамках развития атомной энергетики

· Общеэкономические, влияющие на развитие корпорации как субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности в контексте актуальных для нее векторов развития

· Правовые, связанные с законодательными механизмами регулирования атомной отрасли

При этом следует отметить, что в зависимости от ситуации количественный и качественный состав факторов может быть изменен.

Актуальность глобальной цели развития атомной отрасли заключается в разработке безопасных методов использования атомной энергии, а также строительства и эксплуатации атомных станций с учетом целей концепции устойчивого развития.

Основными программными документами, связанными с развитием отрасли, является Энергетическая стратегия, приведенные в соответствие с ней локальные акты ГК «Росатом» и различные государственные программы (например, «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», принятой в июне 2014 г.) В совокупности можно выделить ряд актов, оказывающие влияние на условия развития атомной энергетики и ГК «Росатом». Поэтому в предложенной автором модели упомянутое законодательство сгруппировано следующим образом:

1. Акты, предусматривающие общее регулирование отрасли (Федеральный Закон РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»)

2. Акты, связанные с регулированием деятельности ГК «Росатом» (Федеральный закон от 01.12.2007 года N 317 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; Постановление Правительства РФ от 20.09.2008 N 705 (ред. от 31.12.2015) «О Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период»)

3. Акты, регулирующие специальные отношения в сфере энергетики (Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1172; Энергетическая стратегия Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р)

В Энергетической стратегии содержится анализ и задачи выработки электроэнергии атомными станциями. Основным отраслевым фактором, оказывающим значительное влияние на конкурентную стратегию Росатома, является высокая производительность и возможность сравнительного долго использовать атомные станции на одной загрузке. Экономический фактор оперирует значением себестоимости атомной энергии и использованием методов для ее снижения при одновременном удовлетворении запросов потребителей. Правовой фактор связан с необходимостью особого регулирования отношений в области атомной энергии ввиду особых требований безопасности, хранения радиоактивных отходов и их транспортировки. Более того, на основании представленного выше анализа можно сделать вывод о наличии определенных особенностей договорного регулирования в атомной отрасли. С точки зрения ГК «Росатом» важно отметить существование Федерального закона от 1.12.2007 года N 317 «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в котором обозначены полномочия корпорации, в состав которых также входит государственное управление использованием атомной энергии, а также законодательное регулирование (принятие нормативных правовых актов и разработка предложений).

Блок 2 предполагает создания основных процессов развития преимуществ атомных генераций в сравнении с другими участниками рынка, опираясь на формирование и анализ инвестиционных программ. В рамках данного блока определяются: целевая ориентация всестороннего развития ГК «Росатом» и его дивизионов в области атомной энергетики, а также субъект и объект стратегии.

Целевой функцией является «достижение Госкорпорацией глобального лидерства в атомной отрасли за счет повышения эффективности, развития инноваций, наращивания объемов зарубежного присутствия и др. с использованием нормативных механизмов регулирования» [19].

Субъектом управления является менеджмент ГК «Росатом», который в условиях новых подходов к формированию конкурентной стратегии должен быть обеспечен правовым инструментарием его функционирования.

Объектом управления выступают процессы формирования конкурентной стратегии на основе корпоративных отношений и нормативного регулирования деятельности атомных генераций.

Блоке 3 предусматривает выявление и изучение ряда факторов, оказывающих влияние на формирование инвестиционных программ с целью повышения уровня конкурентоспособности ГК «Росатом» и ее структурных подразделений, а также проводится моделирование и прогнозирование реализации стратегий корпорации. Факторное пространство представляет собой набор внешних и внутренних параметров, которые оказывают влияние на рассматриваемый объект. Такие параметры условно можно поделить на правовые, экономические и технологические. В рамках данного исследования предлагается оценка влияния упомянутых групп факторов с целью выявления наиболее значимых для построения конкурентной стратегии компании.

Блок 4 посвящен инвестиционным программам корпорации, которые лежат в основе инвестиционных программ корпорации. Так, среди основных инновационных направлений можно выделить: разработки по созданию АЭС четвертого поколения; развитие технологий переработки ядерных отходов и обращения с ними; инновационные решения в области вывода из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов; цифровизация корпорации; совершенствование в области управления качества.

Стоит отметить, что нормативное регулирование инвестиционных программ напрямую связано с государственными программами, утвержденными Правительством РФ. Как следствие, конкурентная стратегия ГК «Росатом» будет напрямую зависеть как от локальных актов, так и от государственных стратегий, реализуемых в рамках подзаконных актов (указы и распоряжения; государственные программы, федеральные проекты) [20]. Для определения инвестиционных направлений следует обратить внимание на следующие программные документы:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие атомного энергопромышленного комплекса»;

2. Долгосрочная программа развития Госкорпорации «Росатом» до 2024 года;

3. Программа инновационного развития и технологической модернизации Госкорпорации «Росатом» на период до 2030 года; на период до 2035 года

4. Единая цифровая стратегия Госкорпорации «Росатом»

В рамках анализа упомянутых программных документов автором предложен ряд важных для инвестирования объектов, представленных в концептуальной модели:

· Развитие технологий мультирециклирования плутония и урана и разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики в тепловых реакторах «для существующего и создаваемого парка тепловых реакторов» [14]. Технологии позволят повторно использовать регенерированные ядерные материалы.

· Создание системы подземного глубинного захоронения. Такая система позволит участвовать в сфере захоронения «долгоживущих» радиоактивных отходов на мировом рынке.

· Формирование комплексной системы обращения с отходами I и II классов. ГК «Росатом» определена как исполнитель федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» в рамках национального проекта «Экология».

· Разработка комплекса цифровых сервисов «Цифровая наука». Проект направлен на создание единого цифрового пространства, информационной модели сервисов, что в свою очередь призвано повысить уровень и качество процессов управления.

· Содействие реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и формирование блока цифровизации «Цифровой Росатом». В рамках данной программы ключевыми элементами является создание единой цифровой платформы корпоративных и производственных процессов.

Реализация Блока 5 представленной концептуальной модели определяется необходимостью развития информационной базы в контексте управленческой деятельности, учета данных, планирования инвестиционных программ и отчета о проведенной инвестиционной деятельности. В данном контексте важно модернизировать систему управления качеством, которая включает в себя: создание автоматизированной системы оценки и управления рисками; координация всех уровней холдинга посредством автоматизированной системы и Единой цифровой стратегии ГК «Росатом»; внедрение системы оценки рисков и их превенция; приведение корпоративного управления в соответствие и для достижения целей национальных проектов [18].

В блоке 6 представлены положения, позволяющие определить круг контрагентов и последовательность действий менеджмента этой организации при осуществлении взаимодействия с ними [21]. Данное воздействие способствует определению спроса на товары, услуги в области атомной энергии, специфику контрагентов, учет их предпочтений и других факторов. Такой анализ позволит сделать вывод о направлениях инновационного развития в конкретных областях, учесть приоритетные направления и, как следствие, сохранить конкурентоспособное положение на рынке.

Блок 7 завершает исследование и определяет эффекты и результаты реализации конкурентной стратегии, которые могут быть получены с учетом обозначенных факторов и использования предложенных подходов. Результатом представленной модели должно стать достижение цели, обозначенной в блоке 2, повышение качестве принимаемых управленческих решений ГК «Росатом» и в случае наличия расхождения между государственными стратегиями и концепцией ГК «Росатом» - приведение последней в соответствие.

Заключение. В ходе проведения исследования удалось достичь главной цели и на основе выявленной проблематики сформирована концептуальная модель конкурентной стратегии атомных генераций в современных условиях. Таким образом, было определено, что рынок электрической энергии и мощности в настоящее время находится на этапе реформирования – постепенном переходе от монопольного регулирования к осуществлению свободной экономической деятельности; были сформулированы предложения по увеличению уровня конкурентоспособности АЭС и на примере Государственной Корпорации «Росатом» раскрыта сущность обозначенных элементов. Таким образом, была выявлена проблема отсутствия структурированной концептуальной модели, которая позволила бы обеспечить конкурентоспособность АЭС в сравнении с другими генерациями. В качестве авторской рекомендации можно выделить необходимость формирования конкурентных стратегий отдельных субъектов оптового рынка для возможности экономического развития и бесперебойного оборота энергии на рынке.

Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что вопросы формирования конкурентных стратегий атомных генераций являются слабо изученными и имеют большое количество проблемных аспектов, в частности, особого внимания требует вопрос повышения уровня конкурентоспособности АЭС в современных условиях с учетом проводимой санкционной политики и импортозамещения, что создает необходимость проведения дальнейших исследований в данном направлении.


Источники:

1. Грищенко А.И Реформа электроэнергетики России: итоги и проблемы // Челябинск: социально-экономический журнал. – 2004. – № 12(97). – c. 50-53.
2. Головин И.В. Сущность и методика разработки конкурентных стратегий предпринимательской фирмы. / Дис.,.. канд. эк. наук. - М., 2004. – 134 c.
3. Моралес К., Грищенко А.И. Корпорации в России и зарубежных правопорядках: понятие и сущность (государственные корпорации в современной России на примере Государственной корпорации «Росатом» // Энергетическое право. – 2009. – № 1. – c. 19-29.
4. Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. / Монография. - М.: Статут, 2006. – 201 c.
5. Коваленко А.Г., Рубцова Т.П. Моделирование оптового рынка электроэнергии // Вестник Самарского государственного университета. – 2007. – № 3(53). – c. 125-131.
6. Варшавская В.В. Стратегическое управление атомной энергетикой в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 729-740. – doi: 10.18334/epp.10.3.100692.
7. Варшавская В.В. Формализация алгоритма совершенствования системы стратегического управления для атомной энергетики на основе теории М.Б. Игнатьева // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 355-364. – doi: 10.18334/lim.7.2.100886.
8. Варшавская В.В. Стратегическое управление атомной энергетикой в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 729-740. – doi: 10.18334/epp.10.3.100692.
9. Унижаев Н.В. Особенности внедрения нейросетей и систем искусственного интеллекта на предприятиях электроэнергетики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 215-232. – doi: 10.18334/vinec.13.1.116945.
10. Лыскова Е.И. Стратегические цели производственной безопасности промышленных предприятий в аспекте приоритетов национальной и экономической безопасности российской федерации // Глобальная ядерная безопасность. – 2021. – № 1(38). – c. 94-109. – doi: 10.26583/gns-2021-01-09.
11. Нетяга Н.Н. Стратегия достижения общественной приемлемости технико-технологических новаций (на примере атомной отрасли) // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 3(147). – c. 47-57. – doi: 10.17308/meps.2022.3/9182.
12. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 08.06.2023) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112537/ (дата обращения: 02.07.2023).
13. Устинов А.А., Алисова Т.В., Филь С.С., Изотова А.В., Устинов А.А., Инюцын А.Ю., Смирнов Н.В., Бикмурзин А.Ф., Ефимова А.А., Пахомов А.А., Акимов Л.Ю., Титова Л.В. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть. / Учебное пособие. - М.: Издательство «Юрист», 2014. – 256 c.
14. Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116552/ (дата обращения: 24.05.2023).
15. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения: 30.06.2023).
16. Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854. СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51028/c9b162b2db2a205b0a47d76bc435c117de441e63/ (дата обращения: 05.06.2023).
17. Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72969/ (дата обращения: 05.06.2023).
18. Верстина Н.Г., Цуверкалова О.Ф. Особенности формирования концептуальной модели развития теплоснабжающих организаций в условиях совершенствования схем теплоснабжения территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2717-2726. – doi: 10.18334/epp.10.11.111165.
19. Паспорт Программы инновационного развития и технологической модернизации Госкорпорации «Росатом» на период до 2030 года. Официальный сайт ГК «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosatom.ru/upload/iblock/705/7057d872e3bcc6bd5ddcc636f32220c0.pdf (дата обращения: 11.06.2023).
20. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р. СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354840/ (дата обращения: 30.06.2023).
21. Пантелей Д.С. Проблема конкурентоспособности Госкорпорации на мировом рынке на примере Госкорпорации «Росатом». / Дис.,.. канд. эк. наук. - М., 2019. – 261 c.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:33:43