Пути реформирования российской экономики
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Федцов В.В., Федцов В.Г. Пути реформирования российской экономики // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – С. 3-5.
Аннотация:
В современной экономике происходят столь впечатляющие изменения, что позволяет говорить о ее совершенно новом этапе и новых возможностях развития. Она становится интеллектуальной и предпринимательской с ярко выраженными сервисными чертами, приобретает черты, свойственные производствам, выполняющим индивидуальные заказы, часто ориентированными на получение незавершенного продукта со стремлением завершить его изготовление по собственному нестандартному варианту.
Ключевые слова: модернизация экономики, реформирование экономики
Для перехода к новому экономическому этапу развития современных отечественных предприятий на многих из них необходимо провести реструктуризацию (реинжиниринг). Это позволит создать такие структуры производства, которые смогут использовать диверсификацию и дифференциацию продукции или услуг.
Диверсификация (изменение, разнообразие) представляет собой расширение сфер деятельности предприятия и расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Возможность ее проведения возникает как результат преобразования организаций в многоотраслевые комплексы, департаменты (отделения), хозяйственные стратегические единицы (подразделения).
Дифференциация как разделение, расчленение целого – номенклатурного ряда – на отдельные составляющие со своими особыми признаками порождает специализированные, индивидуально-ориентированные виды продукции с индивидуализацией свойств.
Для проведения указанных мероприятий необходимо при организационном планировании перспективных социально-ориентированных производств предусмотреть самостоятельность реформируемых подразделений с децентрализацией и усилением демократической составляющей управления. По существу речь идет о построении сетевых организаций с гибкими связями, распределенной структурой и ее “настройкой” на стратегию достигаемых целей. Но в пределах даже самой большой и мощной корпорации нельзя решить многих сложных современных задач. Поэтому на практике появляются дифференцированные ассоциативные формы организации, наиболее широко представленные альянсами (союзами) корпораций. Альянс – это новый компонент глобальной рыночной стратегии корпораций. Фирмы активно развивают горизонтальное взаимодействие друг с другом, особенно в наукоемких областях на основе принципа кооперация/конкуренция. Возникают предпосылки построения “экономики без границ”.
Для российских фирм вхождение в мировые альянсы – естественный правильный путь интеграции в мирохозяйственную систему. Организации России имеют отдельные сравнительные экономические и научно-технические преимущества, которые они самостоятельно реализуют на рынке. Но это не исключает иных, более современных стратегий развития при завоевании своей доли на рынке при вхождении в альянсы.
Предприятие обладает только теми ресурсами, которые уже есть и не может мгновенно создать новые. Но перераспределить и сконцентрировать ресурсы, организовать их иное более эффективное использование может и должно. Перераспределение ресурсов – это и интенсификация обмена идеями, информацией, финансами, энергией, материалами. Это включение в дело инновационной энергии предпринимателей, эксплуатация индивидуализма креативных личностей.
Следует четко и ясно изложить, что требуется от персонала предприятий, ибо только люди, специалисты и ученые составляют творческий резерв экономики. В истории предпринимательства лозунг “Думайте!” неоднократно обеспечивал успех или возврат утерянных экономических позиций.
Возникает реальный шанс направить дремлющую энергию индивидуализма и разбудить новые силы для развития предпринимательства. Предприятие не имеет ресурсов, чтобы помочь всем или защитить всех от их конкурентов. Поэтому предприятию нужна стратегия эффективной концентрации ограниченных экономических ресурсов там, где усилий одних предпринимателей недостаточно.
Стратегия селективной и приоритетной экономической политики предприятия по эффективной поддержке внутреннего предпринимательства позволит “вытянуть” из экономики предприятия все ранее созданное и передовое, что позволит быстро передать их на рынок и завоевать не завоеванные его сегменты.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:55