Реформирование финансовой политики государства как вызов времени

Анисимов А.А., Тихонова О.Б.

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать:
Анисимов А.А., Тихонова О.Б. Реформирование финансовой политики государства как вызов времени // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 305-310. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100529.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691379



Как считал выдающийся российский государственный деятель С.Ю. Витте, «основной задачей финансовой политики государства является разумное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны» [3, с. 143]. Для того, чтобы полнее реализовать данную задачу, финансовая политика государства должна соответствовать тем вызовам, которые ставит перед ней развитие национальной и мировой экономики.

В современной глобальной экономике финансовая политика любого государства оказывается перед необходимостью давать ответы на следующие основные вызовы.

1. «Нарастающий процесс финансиализации мировой экономики, который проявляется в увеличении доли небанковских посредников в финансовых операциях; появлении новых финансовых технологий и инструментов (криптовалюты, финансовые роботы, деривативы), а также растущих размерах финансовых институтов и усилении их влияния на экономические процессы» [2]. Особую потенциальную опасность для национальных финансовых систем представляет спекулятивная деятельность хедж-фондов, которые могут объединяться и совместными усилиями раскачивать финансовые рынки.

2. Усиливается глобальная конкуренция между странами за ресурсы и рынки сбыта. Важнейшая роль в ней отводится налоговой конкуренции (налоговые ставки, налоговые льготы), а также валютным войнам.

3. Каждый год в мировой экономике увеличивается доля товаров и услуг, проходящих через глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦДС). Так, на внутри- и межфирменные ГЦДС в настоящее время приходится более 80 % мировой торговли. Встраивание в эти цепочки является важнейшей задачей для национальных производителей.

4. «Все больших финансовых ресурсов в промышленно развитых странах требует функционирование социальной сферы как в результате увеличения продолжительности жизни населения, так и вследствие необходимости роста расходов на подготовку высококвалифицированных кадров, потребность в которых увеличивается по мере распространения шестого технологического уклада» [4, с. 223].

«Наряду с отмеченными внешними вызовами финансовая политика российского государства должна отвечать и на важнейшие внутренние вызовы, стоящие перед экономикой страны» [1, с. 48].

1. Низкие темпы экономического роста, растущее отставание от ведущих промышленно развитых и развивающихся стран. По темпам экономического роста Россия отстает даже от стран – партнеров по ЕАЭС.

2. Низкий внутренний потребительский спрос, являющийся следствием невысокого уровня жизни граждан.

3. Неэффективная система межбюджетных отношений, не создающая стимулов у регионов к расширению собственной налоговой базы и укреплению бюджетной дисциплины на региональном уровне.

4. Высокая доля теневой экономики.

5. Значительный износ оборудования, негативно сказывающийся на конкурентоспособности российских товаров и услуг и создающий предпосылки для возникновения техногенных аварий и катастроф. Так, степень износа основных фондов российских предприятий в 1991 году составляла 35,4 %, а к 2017 году достигла уровня более 48 %.

Какие изменения, с нашей точки зрения, требуется внести в финансовую политику государства, чтобы она в наибольшей степени отвечала стоящим перед ней вызовам.

1. Прежде всего это усиление стимулирующей функции налогообложения:

а) в индивидуальном подоходном налогообложении путем использования налоговых вычетов необходимо в большей мере учитывать заслуги гражданина перед государством, семейное положение налогоплательщика, наличие у него иждивенцев; создавать экономические стимулы для развития добровольного пенсионного и медицинского страхования, страхования жизни и имущества, развития рынка государственных ценных бумаг. В этой связи нуждается в тщательной проработке вопрос о введении прогрессивного подоходного налогообложения; б) в подоходном налогообложении бизнеса сделать акцент на налоговом стимулировании инноваций, на инвестиционных налоговых льготах, на поощрение экспорта высокотехнологичной продукции. В целях стимулирования развития малого бизнеса следует изучить опыт Германии по использованию регрессивного налогообложения НДС; в) нуждается в изучении вопрос о развитии налоговой конкуренции между регионами за счет снятия ограничений по налоговым ставкам налогов, зачисляемых в региональные бюджеты.

2. Необходимо создавать самые благоприятные условия для развития высокотехнологичного экспорта. В этой связи выделим заслуживающие внимания некоторые способы стимулирования высокотехнологичного экспорта в зарубежных странах: а) создание специальных государственных агентств, главной задачей которых является стимулирование экспорта машиностроительной продукции путем страхования экс-портных кредитов, оказания бесплатных и платных услуг экспортерам; б) государственное финансирование НИОКР в сек-торе высокотехнологичного производства; в) государственное финансирование исследований потенциальных рынков сбыта; г) софинансирование государством затрат на организацию зарубежных выставок национальных производителей; д) связанное кредитование государственными банками иностранных компаний, приобретающих продукцию национальных поставщиков.


Страница обновлена: 11.10.2021 в 07:12:40