Реформирование финансовой политики государства как вызов времени

Анисимов А.А.1, Тихонова О.Б.2
1 Всероссийская академия внешней торговли, Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать:
Анисимов А.А., Тихонова О.Б. Реформирование финансовой политики государства как вызов времени // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 305-310. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100529.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691379
Цитирований: 3 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В работе представлен обзор реформирования финансовой политики государства в аспекте современных вызовов. Делается вывод, что наряду с внешними вызовами финансовая политика российского государства должна отвечать и на важнейшие внутренние вызовы, стоящие перед экономикой страны.

Ключевые слова: реформирование, финансовая политика, государство, современные вызовы



Как считал выдающийся российский государственный деятель С.Ю. Витте, «основной задачей финансовой политики государства является разумное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны» [3, с. 143]. Для того, чтобы полнее реализовать данную задачу, финансовая политика государства должна соответствовать тем вызовам, которые ставит перед ней развитие национальной и мировой экономики.

В современной глобальной экономике финансовая политика любого государства оказывается перед необходимостью давать ответы на следующие основные вызовы.

1. «Нарастающий процесс финансиализации мировой экономики, который проявляется в увеличении доли небанковских посредников в финансовых операциях; появлении новых финансовых технологий и инструментов (криптовалюты, финансовые роботы, деривативы), а также растущих размерах финансовых институтов и усилении их влияния на экономические процессы» [2]. Особую потенциальную опасность для национальных финансовых систем представляет спекулятивная деятельность хедж-фондов, которые могут объединяться и совместными усилиями раскачивать финансовые рынки.

2. Усиливается глобальная конкуренция между странами за ресурсы и рынки сбыта. Важнейшая роль в ней отводится налоговой конкуренции (налоговые ставки, налоговые льготы), а также валютным войнам.

3. Каждый год в мировой экономике увеличивается доля товаров и услуг, проходящих через глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦДС). Так, на внутри- и межфирменные ГЦДС в настоящее время приходится более 80 % мировой торговли. Встраивание в эти цепочки является важнейшей задачей для национальных производителей.

4. «Все больших финансовых ресурсов в промышленно развитых странах требует функционирование социальной сферы как в результате увеличения продолжительности жизни населения, так и вследствие необходимости роста расходов на подготовку высококвалифицированных кадров, потребность в которых увеличивается по мере распространения шестого технологического уклада» [4, с. 223].

«Наряду с отмеченными внешними вызовами финансовая политика российского государства должна отвечать и на важнейшие внутренние вызовы, стоящие перед экономикой страны» [1, с. 48].

1. Низкие темпы экономического роста, растущее отставание от ведущих промышленно развитых и развивающихся стран. По темпам экономического роста Россия отстает даже от стран – партнеров по ЕАЭС.

2. Низкий внутренний потребительский спрос, являющийся следствием невысокого уровня жизни граждан.

3. Неэффективная система межбюджетных отношений, не создающая стимулов у регионов к расширению собственной налоговой базы и укреплению бюджетной дисциплины на региональном уровне.

4. Высокая доля теневой экономики.

5. Значительный износ оборудования, негативно сказывающийся на конкурентоспособности российских товаров и услуг и создающий предпосылки для возникновения техногенных аварий и катастроф. Так, степень износа основных фондов российских предприятий в 1991 году составляла 35,4 %, а к 2017 году достигла уровня более 48 %.

Какие изменения, с нашей точки зрения, требуется внести в финансовую политику государства, чтобы она в наибольшей степени отвечала стоящим перед ней вызовам.

1. Прежде всего это усиление стимулирующей функции налогообложения:

а) в индивидуальном подоходном налогообложении путем использования налоговых вычетов необходимо в большей мере учитывать заслуги гражданина перед государством, семейное положение налогоплательщика, наличие у него иждивенцев; создавать экономические стимулы для развития добровольного пенсионного и медицинского страхования, страхования жизни и имущества, развития рынка государственных ценных бумаг. В этой связи нуждается в тщательной проработке вопрос о введении прогрессивного подоходного налогообложения; б) в подоходном налогообложении бизнеса сделать акцент на налоговом стимулировании инноваций, на инвестиционных налоговых льготах, на поощрение экспорта высокотехнологичной продукции. В целях стимулирования развития малого бизнеса следует изучить опыт Германии по использованию регрессивного налогообложения НДС; в) нуждается в изучении вопрос о развитии налоговой конкуренции между регионами за счет снятия ограничений по налоговым ставкам налогов, зачисляемых в региональные бюджеты.

2. Необходимо создавать самые благоприятные условия для развития высокотехнологичного экспорта. В этой связи выделим заслуживающие внимания некоторые способы стимулирования высокотехнологичного экспорта в зарубежных странах: а) создание специальных государственных агентств, главной задачей которых является стимулирование экспорта машиностроительной продукции путем страхования экс-портных кредитов, оказания бесплатных и платных услуг экспортерам; б) государственное финансирование НИОКР в сек-торе высокотехнологичного производства; в) государственное финансирование исследований потенциальных рынков сбыта; г) софинансирование государством затрат на организацию зарубежных выставок национальных производителей; д) связанное кредитование государственными банками иностранных компаний, приобретающих продукцию национальных поставщиков.


Источники:

1. Анисимов А.А., Тихонова О.Б. О новой роли России в мировой финансовой экономике. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 48.
2. Ахапкин Н.Ю., Биляк С.А., Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Волошин В.И., Гельвановский М.И., Голанд Ю.М., Городецкий А.Е., Губин Б.В., Иванов Е.А., Казанцев С.В., Караваева И.В., Колпакова И.А., Курнова Н.В., Лев М.Ю., Медведев Г.Б., Никифоров Л.В., Обухов О.И., Одинцова А.В., Павленко Ю.Г. и др. Социально-экономические условия перехода к новой модели экономического роста. Москва, 2017. Сер. Научная мысль.
3. Лев М.Ю. Особенности реализации государственной ценовой политики: социально-экономический аспект. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 5. С. 143.
4. Ярахмедова Р.Н. Роль резервных и суверенных финансовых фондов в обеспечении устойчивой финансово-правовой политике. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 1 (120). С. 223.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:27:46