Проблемы регионализации системы управления природопользованием
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Вопросы взаимодействия в социо-эколого-экономической системе первостепенны при решении задачи долговременного экономического роста. Три компонента этой системы дополняют друг друга, но ни в коей мере не заменяют. Нарушение равновесия при поступательном развитии ведёт в конечном итоге к уничтожению причины дисбаланса. К сожалению, в настоящее время человечество стоит перед проблемой экологического вызова.
Ключевые слова: региональная политика, природопользование, регион, социо-эколого-экономическая система, принципы управления, экологический мониторинг, охрана здоровья
С передачей части полномочий регионам идет реорганизация системы управления природопользованием, охраной окружающей среды и социо-эколого-экономическими системами. Основными проблемами при этом являются:
– затянувшаяся перестройка структуры органов управления природопользованием и охраной окружающей среды;
– недостаточное развитие системы лимитирования и лицензирования природопользования;
– несовершенство законодательства по экологическому аудиту [1].
С целью обеспечения эффективности управления развитием региональных эколого-экономических систем необходимо их постепенное реформирование, которое следует производить с соблюдением следующих принципов [2]:
– научная обоснованность принятия решений в системе управления эколого-экономическими системами;
– скоординированность процесса управления на всех уровнях законодательной и исполнительной власти;
– комплексный подход в системе управления природными ресурсами природоохранной деятельностью в соответствии с международными стандартами;
– прозрачность системы управления эколого-экономическими системами.
Стратегия развития
Принципиальная макроэкономическая постановка целей и задач разработки эффективной социо-эколого-экономической стратегии развития региона может быть представлена в следующем формализованном виде.
1. Требование к обеспечению эффективного развития экономики региона к концу рассматриваемого периода (Т) может быть выражено следующим критерием:
,
где Vt(ki,j) – прогнозируемая добавленная стоимость при проведении k-го типа мероприятий в t-ом году;
ki,j – практически доступное мероприятие по модернизации технологии и улучшению экологической обстановки при производстве i-той продукции, связанном с выбросами j-го вещества, загрязняющего окружающую среду.
2. Ограничение по загрязнению окружающей среды должно быть обусловлено необходимостью соблюдения в каждом году t экологических нормативов:
,
где at(ki,j) – объем выброса j-той компоненты, загрязняющей окружающую среду на единицу добавленной стоимости производства i-той продукции при проведении k-го мероприятия по модернизации производства и улучшению экологической обстановки в t-ом году;
At – допустимый совокупный объем выбросов компонент, загрязняющих окружающую среду в t-ом году.
3. Поиск решений должен осуществляться с учетом общих ограничений, обусловленных прогнозируемыми техническими, организационными и финансовыми возможностями развития данного производства, а также ожидаемыми тенденциями изменения рыночной конъюнктуры в рассматриваемой перспективе:
Методические подходы
Реализация указанной идеологии выработки рациональных решений по формированию стратегии эффективного развития предполагает применение совокупности конкретных методических подходов. Среди них, прежде всего, необходимо выделить:
– сценарный подход при разработке вариантов возможной стратегии эко-эффективного развития региона, особенно в части оценки темпов и качества экономического роста и развития основных секторов экономики;
– выявление и учет достаточно устойчивых тенденций развития агрегированных секторов, представляющих доминирующую часть экономики;
– изучение бизнес-планов наиболее эффективных проектов развития производства и потребления используемых ресурсов, перспектива реализации которых обоснована как с позиций оценки ожидаемой экономической эффективности, так и с точки зрения соблюдения экологических требований.
В ходе реализации региональной программы развития социо-эколого-экономической системы необходимо по принципу обратной связи организовывать не только наблюдение за работой комплекса инструментов, но и отслеживать действия каждого инструмента и, при необходимости, вносить коррективы в его использование.
При ныне существующей технологии степень остроты экологических ситуаций будет расти, что скажется и на ухудшении здоровья населения. Недостаточное финансирование является основным фактором, сдерживающим своевременное обеспечение профилактических мер, осуществление программных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки, разработку и внедрение безопасных технологий [3].
На основе проведенного анализа предложены следующие механизмы по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду Новосибирской области.
– экономические и хозяйственные механизмы;
– экологический мониторинг;
– охрана здоровья населения.
Экономические и хозяйственные механизмы
Данные механизмы предусматривают:
– расширение льготной формы финансирования природоохранных мероприятий из местного, областного бюджетов за счет платы за загрязнение окружающей среды, пользование водными объектами, землепользование;
– установку совершенной аппаратуры контроля за водопотреблением и водоотведением, ужесточение режима контроля за использованием топлива, электроэнергии, воды, тепла;
– разработку и внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
– внедрение технологий по утилизации изношенных автомобильных шин;
– поэтапное завершение незаконченного строительства очистных сооружений сточных вод в городах Новосибирской области и в ряде поселков, выполнение экологических программ;
– ревизию существующих и обустройство новых полигонов по переработке, утилизации и экологически безопасному складированию отходов производства и потребления в соответствии с социо-эколого-экономической концепцией региона;
– предотвращение и устранение процессов деградации земель, разрушения и уничтожения почв, восстановления загрязненных земель;
– меры по более совершенному управлению транспортом, постепенному прекращению использования бензина с высоким содержанием свинца, по обеспечению применения альтернативных видов топлива (сжатый природный и сжиженный нефтяной газ, этанол и т.п.), снижению количества выхлопных газов;
– внедрение на предприятиях системы управления охраной окружающей среды, экологического аудита;
– формирование региональной системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;
– развитие экологического страхования;
– разработку регионального экономического механизма рационального природопользования;
– создание и ведение банка данных инновационных природоохранных и ресурсосберегающих технологических решениях;
– осуществление мероприятий по развитию и поддержке экологического предпринимательства.
Экологический мониторинг и охрана здоровья населения
В целях получения полной, достоверной информации о состоянии окружающей среды и источников вредного воздействия для принятия управленческих решений, для обеспечения населения и общественных организаций, для анализа причин и прогноза последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным загрязнением окружающей среды необходимо:
– создание региональной системы экологического мониторинга;
– формирование сети стационарных и передвижных технических средств контроля за источниками загрязнения природной среды, в том числе с использованием дистанционных и экспресс-методов;
– оснащение современной контрольно-измерительной аппаратурой соответствующих региональных природоохранных служб.
Охрана здоровья населения предполагает:
– организацию строгого контроля за выбросами предприятий цветной металлургии и сталеплавильных производств;
– стимулирование обеспечения использования экономичных и более чистых видов топлива на местных теплоэлектростанциях и в жилых домах;
– усиление контроля и внедрение обязательной локальной очистки промышленных стоков с содержанием большого количества тяжелых металлов и токсичных химических веществ, представляющих угрозу для качества подземных, поверхностных вод.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:32:09