Государственное стратегическое управление инновационно-антирецессионным развитием предпринимательства в условиях глобализации и регионализации
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (93), Сентябрь 2014
Цитировать:
Шишкин В.В., Маленков Ю.А., Кудрявцева Г.В., Шишкин В.И. Государственное стратегическое управление инновационно-антирецессионным развитием предпринимательства в условиях глобализации и регионализации // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 9. – С. 91-101.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22022254
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Выявлена роль системы государственного стратегического управления (СГСУ) в инновационно-антирецессионном развитии предпринимательства в РФ. В современных условиях экономической турбулентности СГСУ должна быть ориентирована на поддержку и развитие таких мезоэкономических функциональных систем, как нанобиокластеры, построенные на принципах нанобиоэкономики и кластерной логики.
Ключевые слова: менеджмент, кластер, нормативно-правовая база, экономическое пространство, система государственного стратегического управления, нанобиоэкономика, экономическая материя, экономическая популяция, нанобиокластер
Система государственного стратегического управления (СГСУ) сегодня задает вектор инновационно-антирецессионного развития российской экономики. От степени мобильности, оперативности и адекватности работы СГСУ зависит успешность проводимых экономических реформ и социально-экономической модернизации РФ. Анализ эволюции государственного и внутрифирменного управления убедительно доказывает, что смена управленческих парадигм (административной и менеджериальной, с элементами институциональной) есть следствие нарастающего несоответствия существующих социально-экономических теорий, концепций, методических подходов и инструментального обеспечения процессам глобализации и регионализации, протекающим в мировой экономике [9, 10]. В работе рассмотрены вопросы эффективной модернизации СГСУ на новой качественной основе с учетом соответствия человеческого, интеллектуального и организационного капитала выработанным управленческим стратегиям и рациональным управленческим инновациям. Центральное место при формировании новой управленческой парадигмы отводится экологической компоненте воспроизводственного процесса.
Ценность как отражение эффективности
Основная задача СГСУ – это принятие эффективных мер по стимулированию экономического роста РФ. Это, прежде всего, обеспечение финансовой устойчивости (антиинфляционная политика); сдерживание роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий (антимонопольная политика); грамотная налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика; повышение конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. СГСУ, как и любая система управления, обладает следующими тремя признаками:
1) включает в себя как минимум три элемента: элемент управляющий (властный субъект права); элемент управляемый (подвластный субъект права); система прямых и обратных связей;
2) в СГСУ осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными элементами системы. При этом отношения, возникающие между управляющей и управляемой системами, носят государственно-властный характер и регламентированы административными нормами и правилами;
3) в СГСУ действуют принципы неаддитивности и инвариантности. Иными словами, СГСУ рассматривается как интегрированное качество, а не как просто арифметическая сумма качеств функциональных элементов системы (неаддитивность). Кроме того, СГСУ обладает свойством сохранять неизменными свои количественные или структурные характеристики при проведении каких-либо фиксированных преобразований самой системы или окружающей ее среды (инвариантность). Диалектическая взаимосвязь качества и количества, выражающаяся в свойствах неаддитивности и инвариантности, проявляется в СГСУ и в том, что взаимосвязь между отдельными элементами СГСУ всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней средой.
СГСУ обладает признаками социального управления:
- сознательная, доминирующая мотивация воздействия субъекта управления на объекты управления. Работа СГСУ должна быть подчинена субъектно-объектному программированию, а акты управления должны быть построены на сочетании требований целесообразности и законности;
- целенаправленность воздействия (сочетание объективности цели, ориентированной на социально-экономическое развитие общества, с субъективностью интересов ряда социальных групп и большинства граждан страны);
- СГСУ разного иерархического уровня включают в себя следующие элементы: субъект управления (руководители, структурные подразделения, управленческие команды); объекты управления (регионы, отрасли, структурообразующие предприятия, предпринимательство, социальная сфера, экология и др.); прямые связи (целевые программы, приказы, распоряжения, акты, указания и др.); обратные связи (информация с мест, получаемая руководителями о результатах воздействия на объекты управления, различные формы контроля);
- правовая регламентация процесса организации управления, основанная на административно-правовых нормах.
Формирование и обоснование целей СГСУ, постановка задач и определение ценностных ориентаций – непременное условие эффективности и надежности управленческого процесса на государственном и региональном уровнях [7]. В СГСУ классификация целей управления может быть представлена двумя группами: по содержанию (экономические, социальные, политические, экологические, научно-технические и т.д.) и по иерархическому уровню управления (общегосударственные, отраслевые, межотраслевые, территориальные, региональные, локальные).
Применяются следующие виды целей [7]: стратегические (долгосрочные) цели, влияющие на развитие экономической функциональной системы в целом и являющиеся актуальными на все время реализации стратегии; тактические (среднесрочные) цели, уточняющие и конкретизирующие стратегические цели на промежуточных периодах (как правило, 2–3 года); оперативные (краткосрочные) цели на период до 1 года. Цель СГСУ в экономической сфере, по нашему мнению, заключается в обеспечении устойчивого роста экономики, стабильности экономических отношений, научной обоснованности управленческих решений и эффективности стратегических мероприятий, направленных на рациональное расходование экономических ресурсов: природных (сырьевые, географические), трудовых (человеческий капитал), предпринимательских, финансовых, интеллектуальных и на минимизацию рисков развития.
В СГСУ можно выделить понятие управленческого цикла. Управленческий цикл СГСУ в экономике – это циклическая, повторяющаяся последовательность взаимосвязанных управленческих мероприятий, направленных на обеспечение эффективности деятельности субъекта управления, реализацию поставленных целей, развитие доминирующих мотиваций, оптимизацию или как минимум рационализацию экономического поведения.
Эволюция и популяция
Цикл управления экономическими процессами в СГСУ слагается из следующих этапов.
1) Идентификация проблем управления (определение круга проблем, вычленение наиболее актуальных проблем, доказательство необходимости участия в процессе системы государственного стратегического управления).
2) Целеориентированное программирование (постановка задач, определение целей, ресурсов).
3) Выработка управленческих решений, их обоснование, правовое сопровождение и закрепление.
4) Организация комплексного контроля (включая упреждающий и текущий контроль результатов).
5) Корректировка и регулирование деятельности СГСУ.
СГСУ основана на организационных и правовых принципах. Организационные принципы включают: коллегиальность и единоначалие, единство и централизацию, планирование и прогнозирование, субъектно-объектно-ориентированное программирование, научный подход, инновационно-инвестиционную динамику, технико-технологическое продвижение, оптимальное вовлечение человеческого и интеллектуального капитала в процесс воспроизводства материальных благ и услуг. Правовые (конституционные) принципы деятельности СГСУ – принцип социальной справедливости, демократизма, законности, легитимности, гласности и др. закреплены в соответствующих статьях Конституции РФ (ст. 1–3, 5, 7, 10–12, 15, 17–19, 24, 31, 32, 71–73, 130, 131). Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» является на сегодняшний день основным документом, нормативно-правовым актом, регламентирующим государственное прогнозирование и стратегическое планирование. Закон был принят в 1995 г., и за прошедшие годы, конечно, многие его положения устарели и требуют пересмотра. В настоящее время разработан Проект Федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» [11].
За прошедшие десятилетия экономическое поведение как отдельного экономического актора, так и основных экономических групп общества эволюционировало. Соответствующую эволюционную трансформацию претерпела и СГСУ. Мы полагаем, что сегодня назрела необходимость введения нового научного термина «экономическая популяция». Экономическая популяция в нашем понимании – это трудоспособная общность людей, занятых в общественном процессе воспроизводства материальных благ, входящая в состав экономической функциональной системы (предприятие, нанобиокластер и др.) и формирующая собственное экономическое пространство [8].
За прошедшие два десятилетия можно выделить пять этапов эволюции экономического поведения хозяйствующих субъектов: 1992–94 гг. – ваучерная приватизация; 1995–98 гг. – залоговые аукционы, залоговая приватизация; 1999–02 гг. – внедрение и доминирование института банкротства; 2003–08 гг. – слияние и поглощение предприятий; 2009 г. – настоящее время – развитие кластеров, особых экономических зон, акцент на развитие малых и средних предприятий, государственно-частное партнерство.
Понятие «экономическое поведение индивида» включает в себя иерархическую систему действий человека – от наноэкономического уровня до мезо- и макроэкономического. Мы определяем рациональное экономическое поведение человека как целенаправленный прагматический процесс, включающий в себя образ, способ, характер экономических действий, протекающий в рамках заданного экономического пространства и ориентированный на максимальное извлечение чистой прибыли при минимуме затрат в хозяйственной сфере производства, распределения, потребления и обмена различных материальных благ и услуг.
С позиций формационного и цивилизационного подходов, логическое объяснение приобретают центростремительные и центробежные процессы в мировой экономической динамике: глобализация и регионализация, что необходимо учитывать в деятельности СГСУ. Так, формационный подход выделяет общие, универсальные закономерности развития человеческой цивилизации (глобализация), а цивилизационный концентрирует внимание на особенностях развития цивилизаций, их своеобразии, локальности, географической привязанности, региональности, специфике, уникальности, отличительных характеристиках (регионализация).
Цивилизационный подход к анализу исторического процесса, по сравнению с формационным, на современном этапе развития обществознания оказывается также достаточно аргументированным. Цивилизационный подход учитывает важность производственного базиса и сконцентрирован на социальных и духовных ориентирах. С этих позиций обществоведы классифицируют все многообразие локальных цивилизаций на восточные и западные.
Восточные цивилизации характеризуются выраженной зависимостью от окружающей природной среды, от всей совокупности биотических и абиотических факторов, которые в сочетании с антропогенными «коррегирующими» воздействиями определяют экологические условия существования видов, структуру и динамику природных сообществ. И в этом отношении человеческая популяция, принадлежащая восточной цивилизации, отличается сравнительно низкой социальной мобильностью, выраженной приверженностью к обычаям, традициям и жизненному укладу, тесными взаимосвязями внутри социальной группы [1–3]. Западные цивилизации, напротив, характеризуются высокой социальной мобильностью, стремлением установить господство над природой и окружающей средой, приоритетом прав и свобод личности над социумом, построением правовой государственности на принципах свободы и демократии.
Эволюция СГСУ шла параллельно и в неразрывной связи с эволюцией экономических популяций и эволюцией отдельных экономических акторов. В биологии человеческая популяция в аспекте микросистематики и экологии является элементарной единицей эволюции и структурной единицей вида. В экономике, как нам представляется, различные типы трудоспособных личностей (Homo Economicus) создают своим трудом и предприимчивостью личное и общественное богатство и формируют собственное экономическое пространство, образуя экономическую популяцию. Так рождается элементарная единица эволюционного процесса воспроизводства материальных благ – экономическая популяция. Образование человеческой экономической популяции, с одной стороны, и предприятий – с другой, есть результат системно-эволюционного и системно-кибернетического квантования процессов жизнедеятельности Homo Economicus [8].
Системно-эволюционное квантование процессов жизнедеятельности человека, протекающее с различными скоростями в отдельных человеческих популяциях в ходе эволюции общества и развития антропосоциогенеза, дало толчок для эволюционного развития производительных сил и производственных отношений, предопределило образование общественно-экономических формаций, обозначило и закрепило формирование цивилизационной основы эволюционной экономики.
Именно в результате различной энергоинформационной емкости эволюционных системоквантов, а также различных скоростей протекания системно-эволюционного квантования процессов жизнедеятельности хозяйственно-экономический потенциал народов и наций, государств и регионов оказывается различным. И это достоверно установленная закономерность исторического развития человеческого общества. Изложенные положения объясняют сложившуюся экономическую ситуацию, когда депрессивные регионы соседствуют с индустриально развитыми. Особенно наглядно эта закономерность проявляется на территории современной России.
Описанные выше положения и выявленные эволюционные особенности развития экономических популяций необходимо учитывать в практической деятельности СГСУ всех иерархических уровней.
Во времени и в пространстве
Основываясь на диалектико-материалистических позициях в плане обсуждаемой тематики, предлагаем дополнить категориальный аппарат экономической теории следующими понятиями.
1) Экономическая материя – объективная реальность, одна из иерархических форм развития материи, представляющая собой временной континуум экономических квантов, посредством которых обеспечивается ее динамизм, структурированность и системность.
2) Экономическое пространство. С позиций процессного подхода экономическое пространство – это единый материальный дискретный динамический континуум, расположенный в пространственно-временных координатах и образованный непосредственно экономической популяцией людей, объединенных общими экономическими интересами в процессе воспроизводства материальных благ и услуг. Мы выделяем следующие элементы, образующие экономическое пространство: процесс воспроизводства материальных благ; экономические коммуникации; экономическое время; плотность конкурентного противостояния; рыночно-институциональная среда. На основании этого определения становится очевидным, что экономическое пространство является системообразующей экономической категорией, которая формирует экономическую среду и предопределяет экономическое и экологическое развитие региона. 3) Квантование экономического пространства – это процесс его системного преобразования в виде дискретизации, дискретных изменений во времени в виде разбиения его на определенное (конечное) число функциональных областей.
4) Экономическое время. В данном контексте – это время, определяющее возраст и специфику развития экономического пространства: период формирования целостных национальных экономических пространств, особых экономических зон или периоды жизненных циклов стабильно функционирующих кластеров различной специализации, или же периоды развертывания стадий рецессии или кризисов. Экономическое время – это дискретная среда с различными масштабами измерения, которая отражает скорости протекания процессов воспроизводства материальных благ. Приведем примеры различных значений экономического времени:
- эволюция общественно-экономических формаций протекает с ускорением, при этом каждая последующая общественно-экономическая формация оказывается по продолжительности короче предыдущей в 3–4 раза. Происходит как бы «сжатие» исторического пространства и времени;
- для экономических депрессий характерны периоды, измеряющиеся десятилетиями (Великая депрессия США в период с 1929-го по 1939 г.);
- время жизни предприятий малого бизнеса в РФ (в самом общем плане) колеблется от 1 до 2 лет. Иными словами, каждое второе малое предприятие разоряется в течение первых двух лет функционирования;
- среднее время внедрения инновационных предложений на предприятиях составляет 1–3 года.
В рамках взаимодействия с экономическим пространством экономическое время выступает как сущностная основа инерционных процессов, протекающих на разных уровнях организации экономической материи. Статика экономического пространства, позволяющая фиксировать его локальные параметрические характеристики, может быть описана в трехмерных координатах, а динамика требует введения четвертой координаты – экономического времени, изменяющегося однонаправлено (только в сторону увеличения) и являющегося, по существу, необратимым лимитирующим фактором процессов производства и потребления, а также важнейшей ресурсной координатой всего экономического рыночного пространства.
Экономическое пространство, в рамках которого, по сути, развивается СГСУ, подвержено деформации, происходящей под влиянием факторов различной природы. Поляризация экономического пространства как один из видов его деформации наглядно проявляется в таких мезоэкономических функциональных системах, как предложенные нами агропромышленные и биотехнологические нанобиокластеры [8]. Ядро нанобиокластера (завод глубокой переработки биосырья – «якорное предприятие») формирует вокруг себя поляризованное экономическое пространство, куда автоматически попадают все предприятия и организации, входящие в его цепочки снабжения и являющиеся его отдельными субъединицами. Функционирование таких субъединиц нанобиокластера в поляризованном экономическом пространстве будет подчинено доминирующим установкам, исходящим от якорного предприятия и направленным на извлечение максимальной прибыли при минимизации издержек различного вида. Для предприятий малого и среднего бизнеса включение в цепочки снабжения нанобиокластера – грамотная инновационно-антирецессионная стратегия устойчивого параметрического развития.
Познание закономерностей эволюции экономического развития является одним из необходимых условий эффективной работы СГСУ по выработке и принятию антирецессионных мер и выводу страны из зоны экономической нестабильности. В процессе антропосоциогенеза человек постепенно усваивал законы социума, отходя от биологических закономерностей. Именно социальные закономерности легли в основу зарождения и формирования производственных отношений и развития соответствующих законов диалектики и экономической динамики. Эволюционная динамика экономической науки сопровождается диалектическими переходами формы – в содержание, качества – в количество, закономерностей – в законы. И в этом отношении выявление антирецессионных императивов в СГСУ предполагает обнаружение закономерностей и поиск количественных связей между экономическими переменными в контуре управления.
Сегодня очевидно, что экспортно-ориентированная экономика РФ, основанная на продаже невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, уголь, руды, нерудные материалы и др.), не привносит поступательной хозяйственной динамики. Возможные колебания мировых цен на энергоносители и исчерпание в России экономически эффективных крупных запасов нефти, газа и др. в ближайшие 20–40 лет делают необходимым изменение экономического курса и стратегических целей СГСУ [5,7]. Экологическая компонента в СГСУ должна быть сегодня не просто востребована, а включена в качестве обязательной во все экономические стратегии РФ. Только на основе экологического подхода возможно поступательное движение экономики РФ и восстановление утраченных ценностных ориентиров в общественном сознании.
В этом отношении представляет специальный научный интерес теория «межсубъектной концепции ценности» Г.П. Выжлецова [4], согласно которой субъектом ценностного отношения может быть Природа в самом широком смысле, социум и индивид. При этом индивид рассматривается не только с позиций биосоциального начала, но и с позиций начала духовного.
С межсубъектной концепцией ценностей согласуется и выдвинутая нами нанобиоэкономическая парадигма как новое креативное направление в экономической теории, сочетающее принципы наноэкономики и биоэкономики [8]. На агропромышленных и технологических нанобиокластерах – это процесс безотходного воспроизводства высокомаржинальной биопродукции из восполняемых биоресурсов животного и растительного происхождения.
«Железо» куется в регионах
В XXI веке наряду с процессами глобализации в мире интенсивно протекают процессы регионализации. Это обстоятельство необходимо учитывать в деятельности СГСУ. Сегодня отчетливо проявляется определяющее влияние регионов на внутреннюю и внешнюю политику государств с различным общественно-политическим устройством. Процессы регионализации интенсифицированы в странах Евросоюза, где дезинтеграционные тенденции четко обозначились. В связи с этим в 1996 г. была принята Декларация о регионализме в Европе. «Европа регионов» сегодня насчитывает свыше 400 млн граждан, представленных 300 европейскими регионами, отличающимися географическим положением, территорией и административно-политическим укладом жизни.
Один их основателей концепции кластеров М. Портер считает, что в новых условиях глобализации регион становится ключевой экономической единицей, т.к. именно в локализованных территориях создается значительная доля добавленной стоимости всех стран и региональные условия во многом определяют конкурентоспособность производимых товаров. В этой связи отметим теорию региональных кластеров М. Энрайта, который подчеркивал также, что регион – основной генератор конкурентоспособности страны. И СГСУ должна работать с учетом технологического уклада региона, особенностей его исторического и национального развития, географической локализации и сложившихся механизмов ведения бизнеса. Только тогда можно будет создать высококонкурентную территориальную экономику [5–7].
Создание востребованного высокомаржинального инновационного продукта – конечная цель кластерной методологии.
Вывод
1. Одна из главных задач системы государственного стратегического управления сегодня – это формирование нового экологического сознания общества, изменение экологического поведения его членов. Это непременное условие устойчивого инновационно-антирецессионного развития предпринимательства, в основе которого лежит ресурсосбережение, т.е. переключение экономики страны на освоение возобновляемых природных ресурсов. СГСУ должна быть ориентирована на создание таких экологически сбалансированных мезоэкономических функциональных систем, как агропромышленные и биотехнологические нанобиокластеры [8].
2. Для системы государственного стратегического управления нанобиоэкономика – это новая парадигма экономического «прорыва», а нанобиокластеры – инновационное полигоны для решения важнейших задач воспитания экологического сознания общества, проведения последовательной политики снижения непроизводительных затрат ресурсов экономики РФ за счет безотходной переработки биосырья и политики ресурсосбережения и импортозамещения.
Источники:
2. Богров В.Критико-исторический очерк теории ценности. – СПб, 1921.
3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства – М.: Наука, 1990.
4. Выжлецов Г.П. Философия экономических ценностей // Проблемы современной экономики, 2005.– № 3/4.
5. Государственное стратегическое управление / Под общ. редакцией Ю.В.Кузнецова. – СПб: Питер, 2014.
6. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты: трансформация нематериальных активов в материальные результаты. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.
7. Маленков Ю.А., Древинг С.Р. Разработка стратегий развития отраслей, хозяйственных комплексов и кластеров - М.: Проспект, 2009.
8. Шишкин В.В., Кудрявцева Г.В., Шишкин В.И. Антирецессионная экономическая стратегия предприятий малого и среднего бизнеса на микро- и наноэкономическом уровнях // Международный научный журнал, 2014. – № 1.
9. Мoore M., Khagram S. On Creating Public Value: What Business Might Learn from Government about Strategic Managevent // Working Paper of Corporate Social Responsibility Initiative . – 2004. – №3. – P. 224–265.
10. Rifkin D. Третья промышленная революция. Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир / Пер. с англ. – Альпина нон-фикшн, 2014.
11. Проект федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sroportal.ru/laws/proekt-federalnogo-zakona-143912-6-o-gosudarstvennom-strategicheskom-planirovanii/.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:17:24