Детерминированная система оценки интеллектуально-творческих ресурсов личности и организации

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время “робкие” экономические показатели большинства российских предприятий, фирм и организаций, которые несомненно явятся основой возрождения отечественной экономики, подтверждают тот факт, что, несмотря на колоссальные социальные и экономические потрясения Россия имеет возможность войти в двадцать первый век информационных технологий и интеллектуальной экономики социально и экономически обновленной именно за счет того, что обладает огромным интеллектуальным потенциалом. Поэтому главной становится задача грамотного стратегического управления этим богатством на новом уровне социально-экономического развития.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуально-креативные ресурсы



В настоящее время “робкие” экономические показатели большинства российских предприятий, фирм и организаций, которые несомненно явятся основой возрождения отечественной экономики, подтверждают тот факт, что, несмотря на колоссальные социальные и экономические потрясения Россия имеет возможность войти в двадцать первый век информационных технологий и интеллектуальной экономики социально и экономически обновленной именно за счет того, что обладает огромным интеллектуальным потенциалом. Поэтому главной становится задача грамотного стратегического управления этим богатством на новом уровне социально-экономического развития.

Главным ресурсом в новой хозяйственной системе становится не материальный, а интеллектуальный капитал, или способность людей к рациональным нововведениям и инновациям. Для управления интеллектуально-творческим потенциалом сотрудников в интересах организации необходимо [1]:

во-первых, максимально достоверно установить параметры природного (генного) вектора творческой энергии каждого сотрудника, т.е. того, к чему человек склонен от природы;

во-вторых, оценить параметры социально приобретенного интеллектуально-творческого потенциала (образование, опыт, периодичность и уровень повышения квалификации или переподготовки и т.д.), т.е. насколько генный вектор совпадает с социальным;

в третьих, должна быть дана оценка уровню персональной эффективности использования творческой энергии каждого специалиста в зависимости от их психологического типа личности, т.е. насколько генно-социальный вектор творческой энергии “поддерживается” его психологической компонентой.

Все эти понятия пока являются неформализованными, поэтому в данной статье предпринята попытка формализации таких неструктурированных понятий, как интеллектуально-творческий потенциал личности и организации. Предложен ряд математических моделей, позволяющих подойти к оценке этих факторов. Исходной является матричная модель оценки интеллектуально-творческой энергии специалистов. Она основана на следующих допущениях:

1. Рассматривается один психологический тип личности.

2. Существует дискретное множество профессий, требующих, главным образом, затрат интеллектуально-творческой энергии (ученые, изобретатели, конструкторы, технологи, менеджеры или в духовной сфере ‑ писатели, композиторы, художники, актеры и т.д.).

3. Подготовка специалиста (обучение личности) проводится по одной из профессий, чем обеспечивается социальная компонента его творческого потенциала.

4. Каждая личность имеет призвание (склонность) к одной из профессий, представляющее генную компоненту творческого потенциала.

5. Степень соответствия призвания специалиста (генная компонента) и полученной им профессии (социальная компонента) оценивается безразмерной величиной – социальным коэффициентом творческой энергии (СКТЭ).


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:42