Kачество, безопасность, конкурентоспособность продукции пищевой отрасли и их влияние на успешное развитие экономики Азербайджана

Керимов С.А.-оглы

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье осуществлен анализ ряда вопросов, связанных с качеством, безопасностью, обеспечением конкурентоспособности пищевой продукции, указаны некоторые пути решения проблем, выдвинуты предложения, которые могут оказать положительное влияние на развитие экономики республики.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, конкурентоспособность, конкуренция, конкуренция и конкурентная борьба, Азербайджан



Рыночная экономика в Азербайджане стала неопровержимым фактом. Можно говорить и спорить о степени ее развитости, цивилизованности, плюсах и минусах, но одно бесспорно: рынок вошел в жизнь государства и его граждан и в настоящее время его необходимо развивать и совершенствовать. Внешнеэкономическая деятельность сегодня существенна и составляет важнейшее направление отечественной рыночной экономики.

Качество продуктов питания и мировые стандарты

Для Азербайджана внешнеэкономическое направление сегодня приобретает особую актуальность, поскольку планируется его вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отсюда следует, что он должен уделять большое внимание масштабной адаптации к мирохозяйственным связям. То есть от технического уровня, качества и безопасности продукции напрямую зависит достижение целей в области повышения конкурентоспособности и выхода на внешний рынок всех видов продукции вообще и пищевой отрасли, в частности.

Однако проблему повышения качества не удается решить одним броском. Это сложная и многогранная работа, требующая управления качеством. И главная сложность состоит в том, что ни одну из этих работ нельзя отложить. Решить эту проблему можно только с помощью реализации конкретных организационных, технических и экономических мер, используя передовой зарубежный опыт. Но, внедряя международные системы менеджмента качества на основе анализа рисков, определения критических контрольных точек, международных стандартов НАССР (ХАССП) – ISO 22000 : 2005 по повышению качества и обеспечению безопасности продуктов пищевой отрасли, нельзя не учитывать склонности, привычки и менталитет Азербайджанского народа.

К сожалению, разрыв между словом и делом наносит непоправимый урон решению проблем, связанных с качеством пищевых продуктов. Качество пищевых продуктов характеризуется, в первую очередь, показателями безопасности, которая подтверждается отсутствием воздействия на продукцию химических, биологических и физических факторов, которые могут оказывать негативное влияние на здоровье потребителя. Основным фактором, определяющим конкурентоспособность продукции, является ее качество. Гарантированным способом обеспечения производства качественных и безопасных продуктов питания в настоящее время является система, основанная на принципах анализа рисков и критических контрольных точек, то есть упомянутая выше система НАССР.

Качество как составляющая конкурентоспособности

Конкуренция, как известно, элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия его субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики. Она выступает в различных формах и осуществляется различными методами, может быть как внутриотраслевой, так и межотраслевой.

Свободная конкуренция предполагает свободный и неограниченный приход и уход с рынка для любого товаропроизводителя. Она способствует:

— наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;

— постоянному совершенствованию техники и организации труда;

— внедрению научно-технических достижений в производство;

— снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

— расширению ассортимента;

— улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;

— повышению качества товаров.

В условиях конкуренции экономически развитые страны воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Состояние основных фондов Азербайджана, недобросовестная конкуренция

Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и на внутреннем рынке республики. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов пищевой отрасли Азербайджана морально устарела и находиться фактически на грани полного физического износа. В Азербайджане нет предприятий пищевого машиностроения, имеется лишь одно предприятие по ремонту пищевых машин и оборудования, мастерские по ремонту и наладке.

По данным статистического управления республики по итогам 2007 года в республику импортировано 2931,0 ед. оборудования на сумму 21 953,3 тыс. долл., том числе:

— из Китая 1937,0 ед. на 2471,3 тыс. долл.;

— из Ирана 496,0 ед. на 1771,3 тыс. долл.;

— из Италии 178,0 ед. на 6920,9 тыс. долл.;

— из Индии на 82,0 ед. на 240,1 тыс. долл.;

— из Турции на 64 ед. на 2352,9 тыс. долл.;

— из др. стран на 174,0 ед. на 8197,1 тыс. долл.

Только 5% основных фондов всей отрасли по своему «возрастному» уровню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства. С переходом к рыночным отношениям в товар превратились здания, земля и рабочая сила, нанимаемая на рынке труда собственниками средств производства. В связи с этим нередко выявляются противоречия между производством, распределением, обменом и потреблением.

Конкуренция вынуждает производителя постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, что способствует быстрому развитию производительных сил, которые сопровождаются ростом масштабов производства, а также углублением разделения труда. В связи с этим анализ конкурентоспособности изделий становится необходимым процессом в системе управления качеством товара, анализа конкурентного статуса предприятия, ресурсных рынков.

С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкуренции) все больше внимание уделяется методам и приемам законодательно запрещенной недоброкачественной («нечестной») конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним, среди прочего, относится следующее:

— недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в мировой практике получившие название пиратства);

— нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг;

— ложная информация и реклама и др.

Недобросовестная конкуренция запрещается Гражданским и Уголовным кодексами.


Направления развития пищевой отрасли Республики

Экономика Азербайджана стремительно развивается. Меняется инфраструктура республики. Вместе с тем экономисты Азербайджана хорошо понимают, что одной реализацией топливно-энергетического сырья далеко не уедешь. Необходимо развивать и другие отрасли экономики. Свидетельством этому являются Указ Президента Азербайджана «О социально-экономическом развитии регионов республики» от 11 февраля 2004 г. и Указ Президента Азербайджана «О надежном обеспечении населения республики продовольственными товарами в 2008 – 2015 гг.» от 25 августа 2008 года.

Для успешного решения проблем, связанных с качеством выпускаемой пищевой продукции, Азербайджану предстоит еще многое сделать. В республике имеются большие потенциальные возможности для успешного развития пищевой отрасли, совершенствования ассортимента, достижения высокого уровня качества выпускаемой продукции, обеспечения безопасности и завоевания высокой конкурентоспособности.

Известно, что из 11-и климатических условий 9-ю одарен Азербайджан. В Азербайджане прекрасная субтропическая зона. Республика овладевает благоприятными условиями для выращивания чая, винограда, зерновых культур, экологически чистых фруктов и овощей, развития животноводства. Имеются все предпосылки для успешного производства хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий, различных соков, безалкогольных напитков, винно-водочных изделий, маринадов, повышения удельного веса консервной продукции в общем объеме пищевой продукции, продуктов животноводства.

Сегодня очень важно сократить номенклатуру импорта пищевых продуктов, что послужит открытию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, укрепит уверенность в сохранении здоровья населения республики. Развитие пищевой отрасли экономики, гарантированное обеспечение качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, выход на внешний рынок — все это поможет внести значительную лепту в дальнейшее развитие экономики республики.


Страница обновлена: 26.09.2024 в 15:54:26