Особенности функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа Краснодарского края
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В России давно назрела необходимость привлечения инвестиций в сферу туризма. Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа будет этому способствовать благодаря финансовым и административным льготам. Самой привлекательной в этом плане является туристско-рекреационная зона Краснодарского края.
Ключевые слова: налоговые льготы, инвестиции, туризм, черноморское побережье, санаторно-курортный комплекс, валовой региональный продукт, особая экономическая зона, рекреация
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [2] особая экономическая зона (ОЭЗ) – это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Государство создает благоприятные условия коммерческим предприятиям, являющимися резидентами ОЭЗ, за счет предоставления налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования и гарантий от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРЗ) на основе постановлений Правительства РФ №№ 67, 68, 69, 70, 71, 72 и 73 от 03.02.2007 создаются на территориях Республики Алтай, Республики Бурятия, в Алтайском районе Алтайского края, в Краснодарском крае, в Ставропольском крае, в Иркутской и Калининградской областях.
Уникальные возможности Краснодарского края
Отличительной особенностью свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата. Резидентам этих зон предоставляются таможенные, финансовые, административные и налоговые льготы, что является преимуществом по сравнению с общим режимом для предпринимателей, осуществляющих деятельность в той или иной части страны.
В Департаменте комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края для резидентов этих зон планируют льготы. На пять лет они полностью освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество, а налог на прибыль для них составит 13,5%.
В Краснодарском крае предусматривается создание пяти туристско-рекреационных зон:
– «Благовещенская» и «Высокий берег» (Анапа);
– «Криница – Архипо-Осиповка» (Геленджикский район);
– «Агрия» (Туапсинский район);
– «Малый Ахун» (Сочи) [4].
Как уже отмечалось выше, в России в настоящее время создается семь зон туристско-рекреационного типа, но в Краснодарском крае они обладают рядом отличительных особенностей:
– во-первых, в регионе есть потенциал для развития всех видов туризма: пляжного, делового, лечебно-оздоровительного, водного, спортивного, экологического, экскурсионного, горнолыжного, экстремального, спелеотуризма;
– во-вторых, только в Краснодарском крае могут развиваться такие виды туризма, как гольф-туризм (район Геленджика), пляжный туризм, морской (круизный);
– в-третьих, именно эта зона располагает мягким и теплым климатом и наличием одновременно морского и горного ландшафтов;
– в-четвертых, в 2014 г. в Сочи пройдут зимние олимпийские игры, что притягивает внимание российских и зарубежных инвесторов;
– в-пятых, на территории Краснодарского края возможно создание морской портовой ОЭЗ (г. Новороссийск);
– в-шестых, именно в этом регионе существуют предпосылки для развития винно-гастрономических туров, как в Италии, Франции, Испании, Португалии, Аргентине; морских внутренних и международных круизов; путешествий на поездах в комфортабельных номерах вдоль морского побережья, как в государствах Африки (это будет возможно при переносе основной железнодорожной магистрали), туры на автомобилях.
Олимпиада
По словам первого заместителя главы администрации Краснодарского края Евгения Муравьева, за пять лет объем инвестиций в курорты Краснодарского края увеличился в 17 раз и составил 20 млрд рублей [5]. Основные средства идут на строительство и реконструкцию отелей, благоустройство курортов, строительство дорог и реконструкцию аэропорта в Геленджике и порта Сочи. Причем 80% из предоставленных средств пойдут на развитие инфраструктуры и 20% – в качестве вложений в строительные объекты Олимпиады-2014.
В настоящее время принята и реализуется краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на 2003–2010 годы». Реализация поставленных задач позволит не только улучшить имидж и конкурентоспособность туристической отрасли региона, но и создаст предпосылки социально-экономического роста. По сравнению с 2005 годом должно произойти:
– увеличение объема оказанных санаторно-курортных и туристских услуг в 1,4 раза;
– рост объема валового регионального продукта за счет дополнительного спроса туристов и отдыхающих на 12,6%;
– создание дополнительно более 9,5 тыс. рабочих мест;
– увеличение налоговых поступлений в краевой консолидированный бюджет в 2,2 раза.
Однако независимые эксперты уже усмотрели слабые места в проектах ОЭЗ, которые, прежде всего, связаны с экологией. Оказалось, что четыре из пяти зон предполагается целиком или полностью разместить на особо охраняемых природных территориях.
К сожалению, по развитости инфраструктуры и уровню сервиса российское побережье Черного моря все еще отстает от заграницы. По данным Росстата, в течение последних шести лет импорт туристических услуг превышает экспорт в среднем в 2,8 раза. А количество туристических потоков выезжающих граждан в 2,5 раза превосходит потоки въезжающих.
Аргументы в пользу единой Черноморской туристско-рекреационной зоны
Представители отечественного бизнеса, краевые и федеральные власти понимают, что без развития соответствующей инфраструктуры на Черноморском побережье не следует ждать перенаправления туристических денег с зарубежья на российские курорты. Инвестиции в рекреационную сферу Краснодарского края будут в ближайшие годы только увеличиваться. Подготовка к Олимпиаде-2014 еще более ускоряет эти процессы.
Но позитивные перемены дадут свой эффект в том случае, если развитие инфраструктуры и сервиса, а следовательно, и конкуренции в отрасли, приведут к снижению цен на путевки. Однако инвестиционная привлекательность привела к удорожанию недвижимости Черноморского побережья, а приток отдыхающих вызвал рост цен на туристические услуги в регионе.
Таким образом, Краснодарский край, включая Черноморское побережье, не испытывает проблем с инвестициями. Но их влияние может в самом ближайшем будущем отрицательно сказаться на развитии туристско-рекреационных зон и городов Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе. Причин здесь несколько:
— во-первых, негативное влияние на экологию, в результате чего создание этих зон может вообще не состояться;
— во-вторых, необходимо учитывать такой фактор, как доход на душу населения. Строящиеся туристские объекты предназначены в основном для людей с высоким уровнем доходов, так как чем выше цена, тем меньше срок окупаемости. Однако обеспеченные граждане часто меняют места отдыха и, не исключено, что они не всегда будут отдыхать на Черноморском побережье;
— в-третьих, если делать упор только на развитие ТРЗ, необходимо создавать и модернизировать инфраструктуру на всем побережье в расчете на граждан со средним доходом;
— в-четвертых, наличие сезонности. В настоящее время за счет бюджетных средств реализуются льготные путевки для граждан в межсезонье, но эти граждане не смогут проводить отдых в гостиницах и турбазах высших категорий.
Все перечисленные факторы в результате могут привести к низкой окупаемости строящихся туристских объектов, а в будущем – к низкой загруженности и банкротству.
В связи с изложенным считаем целесообразным не выделять эти пять зон, а создать единую Черноморскую туристско-рекреационную зону (ЧТРЗ), объединяющую муниципальные образования Сочи, Туапсе, Анапы, Геленджика. Законодательно предоставленные преференции для субъектов ЧТРЗ будут способствовать развитию всей черноморской территории, а не только в отношении пяти зон.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 09:24:47