Посткризисный алмазобриллиантовый рынок и национальная безопасность
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бауэр В.П., Грушин Д.Е. Посткризисный алмазобриллиантовый рынок и национальная безопасность // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 96-101.
Аннотация:
В посткризисный период, который начнется после 2012 г., прогнозируется бурный рост мирового алмазно-бриллиантового рынка. В этой связи и с учетом концепций новых правительственных документов авторы предлагают преобразовать АК «АЛРОСА» в госкорпорацию. Это позволит, с одной стороны, эффективнее использовать богатства российских недр и повысить конкурентоспособность российского алмазно-бриллиантового комплекса, а, с другой – активизировать мероприятия по усилению национальной безопасности и противодействию терроризму.
Ключевые слова: национальная безопасность, алмазно-бриллиантовый рынок, госкорпорация, финансирование терроризма, кимберлийский процесс
В России природные необработанные алмазы относятся к стратегически важному сырью [1]. В условиях кризиса основной производитель и продавец российских алмазов акционерная компания «АЛРОСА» [1] [2] (далее – компания), несет убытки, которые только за первые шесть месяцев 2009 г. составили 14, 675 млрд руб. Но, не выходя на рынок, компания не прекращала хозяйственной деятельности: всю свою продукцию продавала государственному учреждению «Гохран России», организовала кооперацию с конкурентами (кампании Rio Tinto, Bhp Billinton и De Beers), привлекла займы на финансирование программы строительства подземных рудников, через банк «ВТБ Капитал» разместила коммерческие бумаги объемом $28,25 млн долл., продала непрофильные активы, своими средствами погасила первый транш по кредиту Альфа-банку и договорилась о реструктуризации оставшейся части долга. На этом фоне особый интерес вызывают перспективы развития компании с учетом прогнозов алмазно-бриллиантового рынка и положений основных правительственных документов [3, 4], определяющих стратегию развития российской промышленности в период до 2020 года.
Алмазно-бриллиантовый рынок: настоящее и будущее
Специалисты компании и менеджмент De Beers с оптимизмом смотрят в будущее алмазно-бриллиантового рынка. Они считают, что «... причина тому – уроки истории – спрос на бриллианты резко возрастает после каждого экономического потрясения, а этот кризис должен начать стихать, а значит и продажи пойдут вверх. К 2012 году мировой спрос может вдвое превысит их добычу, поэтому они начнут стремительно дорожать. Борьба за будущие сверхприбыли уже привела к изменениям на мировом рынке бриллиантов и алмазов. Сейчас к «алмазному пирогу» рвутся все новые участники. … Например, чистый экспорт бриллиантов из Израиля за 2007 год составил $7,076 млрд (на 7% больше, чем в 2006 г.), алмазного сырья - $3,386 млрд (+25,5%), … однако, соревнующиеся стороны делят не столько настоящее алмазного рынка, сколько его будущее. Ожидается, что мировые продажи ювелирных изделий будут расти на 4,6% в год, и достигнут к 2015 году $230 млрд. При этом совместная доля на рынке Китая и Индии сравняется с долей США (за 11 месяцев 2007 года импорт бриллиантов в США составил $16,851 млрд (+9,8%), экспорт - $10,316 млрд (+23%); импорт алмазов практически не изменился ($745), а экспорт вырос на 4,7% ($417 млн): … к 2015 году крупным игроком на рынке станет Ближний Восток, доля которого составит 9% мировых продаж ювелирных изделий. Одной из тенденций ювелирной отрасли может стать появление новых центров огранки бриллиантов. В показателях к стоимости около 9% мировых бриллиантов будет обрабатываться добывающими странами. Можно ждать появления новых рынков в Намибии, Ботсване и Анголе. В то же время ожидается, что доля Индии снизится с 57% до 49% (в показателях к стоимости), а Китай станет новым крупным центром, заняв более 20% рынка обработки бриллиантов. Эти же страны станут новыми центрами производства ювелирных изделий с драгоценными камнями» [5].
Назрела необходимость создания алмазно-бриллиантовой госкорпорации
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] за период до 2020 г. должен произойти переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается в 2-3 раза поднять ее эффективность и резко увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Поэтому в целях создания дополнительных внутренних механизмов кредитования экономического роста «АЛРОСА» запланировала диверсифицировать свою продукцию путем выпуска ценных бумаг под запасы алмазов, сформированные в условиях кризиса.
Концепция также не предусматривает устранение налоговых барьеров, тормозящих переход горнодобывающих компаний на инновационный путь развития. В России, например, НДС «угнетает» предприятия с длинными кооперационными цепочками, характерными при добыче алмазов и производстве бриллиантов, а недооцененность основных фондов приводит к тому, что объем амортизационных отчислений, оказывается в четыре раза ниже объема капиталовложений, необходимых для простого воспроизводства. В этой связи компания приняла решение об увеличении продажи алмазов за счет скидок.
Прогнозы и предпринимаемые «АЛРОСА» меры, свидетельствуют о том, что назрела необходимость создания на ее базе более крупной и капиталоемкой организации, функционирующей, например, в форме государственной корпорации (далее – госкорпорация) [2]. В ее состав могут войти государственные унитарные предприятия, некоммерческие и иные организации, созданные государством, осуществляющие геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных камней, их добычу, производство, коммерческое и промышленное использование. Кроме того, в управление госкорпорации могут быть переданы принадлежащие государству пакеты акций хозяйствующих субъектов, работающих в данных сферах деятельности.
Можно полагать, что у предложенной перспективы есть большие преимущества, Например, в соответствии с законодательством госкорпорация сможет осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно для достижения целей, ради которых она создана (перед ней не будет стоять задача получения прибыли, появится возможность брать кредиты по заниженным процентным ставкам: важность данных факторов выявил кризис). Кроме того, она будет обладать правом инвестирования временно свободных средств на принципах возвратности и прибыльности, а также привлекать не только государственные, но и частные инвестиции под залог своей продукции. Тем самым наличие расширенной финансово-инвестиционной базы позволит ей в посткризисный период не только поддерживать проекты по разработке недр и удержанию позиций рынка, но приобретать и осваивать зарубежные технологии. Компания получит возможность выхода на посткризисный мировой рынок алмазов и бриллиантов в обновленном качестве с надежным участием государства. Это позволит ей в кооперации с зарубежными партнерами амортизировать ценовые скачки на алмазы и бриллианты и за счет стабилизации колебаний конъюнктуры мирового рынка получать значительную прибыль [6].
Финансовая пирамида, способная рухнуть
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [4], излагая концепцию и основные характеристики состояния национальной безопасности, особо отмечает такую важную задачу, как противодействие терроризму во всех формах его проявления. Считаем, что диверсификация деятельности компании в ранге госкорпорации, в посткризисный период может существенно повлиять на решение этой проблемы.
Это может быть вызвано следующими факторами:
– во-первых, алмазы, являясь стратегическим сырьем высочайшей удельной ценности, до сих пор служат в мире индикаторами научно-технического прогресса;
– во-вторых, цена 1 карата (0,2 г) высококачественного алмаза в 1000 раз выше цены 1 карата золота, а цена хорошего бриллианта массой в 1 карат превосходит эту цену в 5-8 тысяч раз;
– в-третьих, благодаря этой особенности, цена на алмазное сырье в большинстве случаев не кореллируется с ценой на готовый продукт (бриллиант). На тендерных продажах, особенно по крупным алмазам, их цены в два-три раза превышают цену выхода готовых бриллиантов. Идет спекуляция, создающая негативную ситуацию, в первую очередь, для производителя алмазов. По существу бизнес становится финансовой пирамидой, способной рухнуть в любой момент из-за того, что алмазы не могут превратиться в конечный продукт – бриллианты и найти своих покупателей. Когда эта цепочка перестает работать, а алмазный спрос будет расти и не находить выхода на бриллиантовый рынок, то возникает кризис алмазно-бриллиантового рынка [7].
Противодействие терроризму
Вместе с тем, анализ финансовых аспектов каналов обращения алмазов свидетельствует, что из-за высокой стоимости и особой компактности при транспортировке, алмазы уже давно стали основным природным ресурсом, используемым экстремистскими группировками для финансирования терроризма и разжигания национальных и межнациональных военных конфликтов [8]. Поэтому международное сообщество посчитало необходимым вмешаться и ограничить торговлю алмазами незаконного происхождения, создав для этого под эгидой ООН особую схему международных договоренностей, названную «Кимберлийским процессом» [9]. Его основная задача заключается в предотвращении поступления на международный рынок «конфликтных» алмазов, то есть добытых незаконно и продаваемых контрабандным образом. Страны – участницы Процесса (всего их 72) взяли на себя обязательство контролировать добычу алмазов и торговлю ими на своих территориях. Предусмотрено, что международные перевозки необработанных алмазов должны осуществляться с использованием специальных контейнеров в сопровождении государственного сертификата единого образца, гарантирующего их законное происхождение. Россия является участником Кимберлийского процесса, поэтому Гохран России осуществляет контроль за обращением алмазов и бриллиантов как на территории Российской Федерации, так и при пересечении ими границ с зарубежными странами. Учитывая специфику деятельности госкорпорации можно полагать, что по решению Правительства РФ, ее доходы будут направляться и на финансирование программ противодействия терроризму, и закупки ценностей — в Госфонд России, что должно способствовать решению проблемы обеспечения национальной безопасности.
По нашему мнению, перспективы развития мирового алмазно-бриллиантового рынка, трансформация АК «АЛРОСА» в госкорпорацию и антитеррористическая деятельность Гохрана России позволят в посткризисный период повысить ее конкурентоспособность. Это может привести к росту эффективности использования богатства российских недр и формированию новых дополнительных условий обеспечения национальной безопасности.
[1] Акционерная компания «АЛРОСА» – один из мировых лидеров в области разведки, добычи и реализации алмазов, производства бриллиантов. Ее доля в объеме добычи алмазов по Российской Федерации составляет 97% и 25% — в мире — прим. ред.
[2] Следует отметить, что еще в 2005 г. министр финансов РФ А.Л. Кудрин заявлял, что на базе компании АЛРОСА может быть построена национальная горнорудная компания, а с предложением о создании на ее базе мирового бриллиантового картеля («алмазного ОПЕК») в 2007 г. выступал М. Шкадов, генеральный директор смоленского ПО «Кристалл» (крупнейший в Российской Федерации производитель бриллиантов).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:21:25