Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельностью в региональном строительном комплексе и пути их решения
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сайфуллина Ф.М. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельностью в региональном строительном комплексе и пути их решения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 170-176.
Аннотация:
Преодоление нестабильности в строительной отрасли обуславливает необходимость совершенствования управления ее экономическими процессами. В статье рассматривается проблема повышения эффективности функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса с помощью механизмов государственного регулирования.
Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиционная политика, строительство, стратегическое планирование, инвестиционно-строительный комплекс, инвестиционно-строительная деятельность, административные методы
Региональный инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) представляет собой социально-экономическую систему, в которой отраслевые предприятия региона реализуют свои экономические интересы посредством аккумуляции инвестиционных ресурсов и участия в процессе создания и реализации конечной продукции строительства. Сложность деятельности в этой сфере обусловлена разнообразием ее участников – строителей, проектировщиков, инвесторов и др., которые разрабатывают и реализуют самую широкую гамму проектов. В этих условиях возрастает важность участия государства в лице административных органов федерального и регионального уровня.
Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности – специфическая функция управления. Она призвана объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости [5].
Меры воздействия на строительный комплекс региона
Согласно исследованиям Духаева А.Д. [4], в настоящее время приоритетным является не прямое, а косвенное государственное регулирование деятельности участников регионального ИСК. Это осуществляется посредством применения инструментов налоговой, амортизационной, кредитно-финансовой политики.
Степень и характер государственного вмешательства в социально-экономические процессы может быть весьма разнообразным и зависит от стадии экономического цикла, состояния рыночной конъюнктуры и тенденций развития. Эффективность его воздействий определяется тем, насколько управляющая подсистема владеет современными методами анализа постоянно меняющейся ситуации в ИСК и принимает ли адекватные этой ситуации организационно-управленческие решения. Роль государства может меняться от полного невмешательства до абсолютного контроля над отраслями.
Инвестиционно-строительная деятельность в Татарстане регулируется системой государственных стандартов в области строительства и строительных материалов, технических норм и правил, а также норм гражданского права. В республике принят ряд законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере инвестиционной деятельности.
Первостепенное значение в регулировании инвестиционного процесса имеет Закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» [3]. Этот закон определяет правовые, экономические условия инвестиционной деятельности в регионе. В нем также определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая обеспечивается органами государственной власти и управления в пределах их компетенции путем проведения инвестиционной политики.
Состояние инвестиционно-строительного комплекса Татарстана
В целом необходимо признать, что в настоящее время реализация инвестиционной политики в ИСК Татарстана не является достаточно эффективной. Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают ее полноценной реализации. Основные причины состоят в отсутствии:
– платежеспособного (инвестиционного) спроса у хозяйствующих субъектов и населения;
– реальной конкурентной среды;
– эластичной увязки цен спроса и предложения на строительную продукцию;
– ряда законов в области инвестиционной деятельности и капитального строительства, в частности, о собственности на землю, ипотеке, инвестиционно-страховых фондах и компаниях, государственных гарантиях сохранения сбережений юридических лиц и населения, направляемых в строительство и т.п.;
– государственной политики в области инвестиционно-строительной деятельности.
Такое количество факторов показывает несовершенство государственного регулирования в ИСК региона. Для повышения эффективности мероприятий, реализуемых органами государственной власти Татарстана в рамках инвестиционной политики, необходимо вмешательство государства в инвестиционно-строительную деятельность. Это позволит более конкретно понимать текущие реалии рыночной ситуации, адекватно совершенствовать региональную программу развития строительства, непосредственно влиять на уровень цен недвижимости.
По мнению Тимофеева И.В. [2], для преодоления кризиса в инвестиционно-строительном комплексе следует:
– увеличить значимость административных методов регулирования;
– усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики;
– создать действенный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования.
Задачи регулирования и органы управления
По мнению Тимофеева А.А. [2], основными задачами государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы на региональном уровне являются:
– создание регулирующей системы регионального инвестиционно-строительного комплекса;
– разработка стратегии выхода ИСК из кризиса (или стагнации);
– подготовка проектов законодательно-правовых актов, обеспечивающих правовое сопровождение регулирующих механизмов в ИСК;
– разработка механизмов эффективного управления федеральными целевыми программами ИСК;
– создание отраслевой системы маркетинга;
– преодоление технологической отсталости.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство экономики и Министерство финансов являются органами исполнительной власти региона. Они осуществляют:
– деятельность по разработке годовых планов вводов жилья;
– финансирование ряда объектов республиканского значения;
– архитектурно-строительный надзор;
– статистический анализ;
– контроль хода выполнения приоритетных национальных проектов и проведения реформ;
– индексацию единичных региональных расценок на выполнение строительно-монтажных работ (коллегиально с Кабинетом Министров).
Регулирование инвестиционной деятельности в Татарстане осуществляется органами республиканской власти совместно:
– с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
– с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом;
– территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Роль государства в инвестиционно-строительной деятельности
Основная задача региональных органов управления инвестиционно-строительным комплексом в современных условиях заключается в создании режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости [1].
Становясь непосредственным участником конкурентных рыночных отношений, органы государственной власти получают возможность влиять на уровень цен, как на рынке стройматериалов, так и на рынках готового жилья. Более того, появляется возможность прогнозировать конъюнктуру развития рынков жилья и стройматериалов, благодаря непосредственному ее мониторингу как рыночного субъекта, а не среднестатистических индикаторов, определяя адекватно экономической ситуации степень своего присутствия на рынке и интенсивность управляющих воздействий.
В процессе регулирования ИСК региона роль государства как административного регулятора инвестиционной деятельности недостаточна. Оно должно стать активным ее участником, то есть выполнять предпринимательские функции. Это, в свою очередь, стимулирует развитие конкурентных отношений между различными субъектами ИСК, повышает заинтересованность государства в эффективном регулировании инвестиционно-строительной деятельности.
Без регулирующего и целенаправленного вмешательства государства в сферу инвестиционно-строительной деятельности вряд ли можно решить такие важные проблемы народного хозяйства, как его стабилизация, подъем экономики и повышение эффективности общественного производства. Также безусловным является факт, что развитие инвестиционно-строительной деятельности позволяет решить ряд социальных проблем – от занятости населения до строительства и модернизации объектов здравоохранения, культурно-образовательной сферы.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:09