Новая концепция государственной поддержки малого предпринимательства в России

Конягина М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Конягина М.Н. Новая концепция государственной поддержки малого предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 31-36.

Аннотация:
В статье освещены итоги исследования зарубежного опыта государственного стимулирования развития малых форм предпринимательства, проводимого при финансовой поддержке правительства Санкт-Петербурга. Автором выделены основные факторы, обусловившие успех реализации зарубежных государственных программ кредитования малого бизнеса, которые могут быть учтены в современной России. Также статья знакомит с основной идеей предлагаемой автором концепции создания государственного кредитно-поручительского фонда, нацеленного на продвижение программ кредитования малого бизнеса в России. Концепция, описанная в статье, позволит ускорить выход отечественной экономики из кризиса.

Ключевые слова: малый бизнес, финансовый кризис, кредитование, народное хозяйство, малое предприятие, кредитно-поручительский фонд



Основной сдерживающий фактор инновационного развития предприятий и экономики России в целом — это, прежде всего, недостаток финансирования. Многие российские предприятия попросту не имеют возможности финансировать инновационные проекты. Экономический кризис в ещё большей степени сократил эти возможности. Поэтому у многих отечественных предприятий основное стремление — выжить.

Во всех промышленно развитых странах определяющую роль в формировании системы венчурного финансирования играет государство. Оно осуществляет целенаправленную политику в области формирования инновационной инфраструктуры и венчурных фондов, создания законодательно-правовых регуляторов венчурных инвестиций и льготных налогов, информационно-правового обеспечения и развития венчурного предпринимательства.

Бизнес-инкубаторы

Государственная инновационная политика в области венчурного бизнеса предусматривает в первую очередь правовое регулирование деятельности венчурных фондов и обеспечение льготного налогообложения прибыли венчурных инвесторов, зарабатываемой этими фондами [2, с. 114].

Кроме льгот по налогообложению инновационных кредитов, комплекс нормативно-правовых актов предусматривает:

– возможность безналогового инвестирования финансовых средств фонда за счет отчислений от прибыли, полученной от реализации инновационных проектов;

– льготы при формировании кредитных ресурсов в качестве оборотных средств фонда;

– льготы участникам инновационных проектов в части таможенных сборов и пошлин, при получении генеральных лицензий и разрешений на бартерные сделки.

В большинстве стран бизнес-инкубаторы получают существенную государственную помощь, а в некоторых государствах приняты специальные законы, определяющие статус и регламентирующие деятельность бизнес-инкубаторов по развитию и поддержке малого венчурного предпринимательства.

Политический и инновационный риски

Российская экономика пока мало готова к тому, чтобы начать эффективно развивать венчурное предпринимательство.

В настоящее время в России риски венчурного предпринимательства весьма разнообразны. В первую очередь это политические риски, связанные с возможностью возникновения убытков или сокращения прибыли вследствие изменения политики государства. В контексте функционирования венчурного фонда этот риск выражается в неблагоприятном инвестиционном климате — в низкой способности государства защитить права венчурных инвесторов, в особенности право свободно распорядиться возвращаемыми средствами.

Политические риски формируют неустойчивую деловую среду венчурного предпринимательства, прежде всего, риски возможности сбора необходимых средств, которые блокируют развитие инновационного процесса на самой ранней его стадии. Все это сопровождается отсутствием законодательной базы, которая должна регулировать деятельность венчурного предпринимателя.

Но основной риск — инновационный, обусловленный самой природой базисных нововведений. Это преимущественно исследовательский и маркетинговый риски. Первый трудно прогнозировать, а второй, напротив, должен быть четко просчитан и дополнен использованием опыта развитых европейских стран. Наибольшие риски связаны с заключительным этапом — выходом фонда из компании, в которую вложен венчурный капитал. Отсутствие в России развитого фондового рынка сильно снижает вероятность выхода с помощью первичного размещения акций (IPO) венчурной компании на таком рынке.

Правовая среда и налоговое стимулирование

Важнейшим условием развития венчурного предпринимательства является широкая правовая среда функционирования венчурных фирм. Формирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие осознано заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность венчурных фирм перед хозяйствующими субъектами, партнёрами, потребителями, бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. С принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствование инфраструктуры малого венчурного предпринимательства. Важное значение для активизации венчурного предпринимательства имеет либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и другое).

Косвенные методы стимулирования инновационной активности, такие как налоговые вычеты и преференции, до недавнего времени были незначительными и, следовательно, малоэффективными. Разрабатываемые изменения к налоговому законодательству предусматривают существенное увеличение льгот для инноваторов, особенно в части освобождения инновационной деятельности от НДС и увеличения амортизационной премии. И все же они по-прежнему ниже, чем аналогичные вычеты и преференции в странах, занимающих лидирующее положение в инновационной гонке. Для сравнения, в США насчитывается более сотни льгот, активизирующих научно-технический прогресс. Общая сумма налоговых льгот примерно равняется затратам компании на инновации. В Японии, Канаде, Франции, Италии предусматривается 100%-ное исключение затрат на инвестиции из дохода, облагаемого налогом. [3, с. 44].

Стимулирование венчурного бизнеса

На создание благоприятного климата в обществе в целях активизации венчурного бизнеса оказывают влияние множество факторов. Важнейшие их них приведены в табл.

Таблица

Факторы, благоприятствующие развитию венчурных высокотехнологичных компаний [4, с. 235]


Факторы, влияющие на развитие венчурного бизнеса
1
Политическая и экономическая стабильность
2
Четкая государственная стратегия экономического развития страны
З
Обоснованная налоговая политика, способствующая формированию благоприятного инвестиционного фонда
4
Гарантии незыблемости прав собственности
5
Узаконенное право собственности на землю
6
Государственная защита интересов компаний за рубежом
7
Законодательное обеспечение налоговых льгот инвесторам
8
Защита интеллектуальной собственности как важнейшей составляющей высокотехнологического бизнеса
9
Независимость и действенность судебной власти при рассмотрении имущественных споров
10
Защита от взяточничества и коррупции
11
Достаточная транспарентность малых венчурных предприятий
12
Адекватная современным мировым требованиям система бухгалтерского учета
13
Наличие у малых предприятий опыта по подготовке четких и экономически привлекательных долгосрочных бизнес-планов
14
Совместимость менталитета иностранных и отечественных инвесторов с менталитетом основателей компаний, менеджеров и акционеров малых предприятий
15
Защищенность прав акционеров
16
Условия для обеспечения ликвидности активов малых высокотехнологичных компаний
17
Развитая банковская система
18
Система посреднических услуг для субъектов венчурного бизнеса
19
Рынок капиталов
20
Альтернативный фондовый рынок для акций малых высокотехнологичных компаний и др.

Таким образом, государственную экономическую политику следует направить на создание и стимулирование новых малых высокотехнологичных компаний, формирование индустрии венчурного бизнеса. Это позволит повысить интеллектуальный и технологический потенциал страны, добиться серьезных успехов на пути построения сильной и процветающей России.

Особенно важно формировать условия распространения венчурной формы финансирования для молодых, быстрорастущих частных компаний. Государственная поддержка стартовых условий развития этих компаний может оказать свое мощное воздействие на прозрачность горизонта венчурного финансирования.

Учитывая длительность срока внедрения рисковой идеи и получения дохода от функционирующего венчурного капитала, необходимо в первую очередь создать в Российской Федерации благоприятные условия на макроуровне: снизить инфляцию в стране, оптимизировать налоговую политику, повысить уровень стабильности социально-экономического развития регионов, добиться успехов в борьбе с коррупцией и т.п.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:21:30