Алгоритм построения оптимальной организационной структуры управления

Орлов Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (138), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Орлов Е.А. Алгоритм построения оптимальной организационной структуры управления // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 46-50.

Аннотация:
В статье предложен алгоритм построения оптимальной организационной структуры управления с применением блочной модели. Использование блочной модели реформирования структур управления позволяет при проектировании принять во внимание более разнообразные факторы, влияющие на структуру, и придать им большую гибкость и динамизм.

Ключевые слова: организационная структура управления, стратегия развития, реформирование, миссия организации, проектирование структуры



Блочная модель позволяет анализировать организационные характеристики системы управления, содержание структуры и логику ее реформирования, а также содержание и логику ее составляющих. Автором предлагается выявить основные характеристики структур управления, критерии выбора того или иного типа организационной структуры, детально исследуя горизонтальные блоки модели.

Назначением блока 1 (подблоки 1.1, 1.2) модели (см. рис. на с. ???) является определение и обоснование типа организационной структуры управления. В качестве основных параметров, рассматриваемых автором при выборе типа структуры управления, выступают миссия и стратегия развития.

Тип структуры (подблок 1.1) в значительной степени определяется типом экономики и экономической политикой. По данным параметрам выделяются следующие признаки структур управления:

1) тип экономики (рыночная, командно-административная, либеральная);

2) характер государственного регулирования экономики (жестко регулируемая, социально регулируемая, нормативно регулируемая).

Основой формирования рыночных отношений выступает разнообразие отношений собственности (подблок 1.2). С учетом данной характеристики различают следующие виды структур управления:

1) частная (предприниматели и семьи);

2) государственная;

3) паевая (кооперативная и товарищество);

4) акционерная;

5) совместная с иностранным капиталом.

Рассмотрение характеристик блока 1 (подблоки 1.1, 1.2) позволяет выделить следующие типы организационных структур:

1) корпоративная – рыночная, социально регулируемая или нормативно регулируемая;

2) предпринимательская – рыночная, адаптивная (гибкая);

3) административная – плановая, жестко регулируемая.

Цели и задачи управления

Назначением блока 2 (подблоки 2.1, 2.2) является определение и обоснование функционально-целевых характеристик управления в соответствии с выбранным типом структуры, особенностями технологии и организации производства, а также выявление содержания функциональных и межфункциональных процессов управления.

Содержание и структуризация целей и задач (блок 2), выявление функциональных сфер управленческой деятельности, адекватных экономическим процессам, рассматриваются как исходное условие распределения функций управления по уровням (вертикали) и звеньям (горизонтали) системы управления. В данном блоке выделяются следующие структуры:

1) по характеру взаимосвязи экономических процессов – целевая, программно-целевая, проблемно ориентированная, ориентированная на результаты;

2) по содержанию экономических процессов – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая, сервисная.

Условием эффективного формирования управленческих связей (подблок 2.1) является обоснование принципов технологического и производственного взаимодействия подразделений организации. Исходя из таких принципов, можно выделить следующие структуры:

1) по характеру производственных связей – специализированные, комбинированные, диверсифицированные, интегрированные;

2) по производственным уровням – одноуровневые, двухуровневые, трехуровневые;

3) по степени хозяйственной самостоятельности (обособленности) – материнские, дочерние, филиальные.

Следующим шагом алгоритма построения оптимальной организационной структуры является формирование функциональных сфер деятельности управленческого персонала (подблок 2.2).

В соответствии со структурой персонала выделяются следующие виды структур управления:

1) по фактору собственности – структуры с участием персонала в собственности, с наемным персоналом, смешанные;

2) по форме управленческих связей – линейные, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные, целевые.

Рассмотрение характеристик блока 2 (подблоки 2.1, 2.2) модели позволяет выделить по функционально-целевому принципу следующие типы структур управления:

1) функционально-экономические;

2) функционально-производственные структуры;

3) целевые и проблемно-ориентированные структуры.

Полномочия и ответственность

Назначением блока 3 (подблоки 3.1, 3.2) автор считает формирование четкой правовой и информационно-технологической структуры путем распределения полномочий и ответственности лиц и органов в процессах выработки и реализации управленческих решений.

По распределению полномочий и ответственности в процессах управления автор выделяет следующие структуры:

1) по характеру наделения полномочиями лиц и органов системы управления – формальная и неформальная;

2) по уровню концентрации полномочий – централизованная и децентрализованная, ориентированная на гибкое распределение полномочий или делегирование.

Исследуя подблок 3.1, автор выделяет следующие признаки связей:

1) по организационной форме – договорные, контрактные, партнерские, доверительные;

2) по связям с системой управления – экономические, престижные, благотворительные, спонсорские.

Рассмотрение характеристик блока 3 (подблоки 3.1, 3.2) по принципу распределения полномочий и ответственности в процессах управления позволяет выделить следующие типы структур управления:

1) децентрализованные структуры;

2) структуры, ориентированные на гибкое распределение и перераспределение полномочий; 3) централизованные структуры.

Мотивация

Назначением блока 4 (подблоки 4.1, 4.2) модели является обоснование направленности и типа мотивационного механизма взаимодействия внешних и внутренних субъектов управления, формирование системы средств и методов, обеспечивающих устойчивое развитие коллективов и соответствующих данному типу структуры управления.

Характеристики мотивации и активизации производственной деятельности, сложившиеся связи и взаимодействия людей и коллективов выступают признаками структур управления. Отметим некоторые из них:

1) по характеру интересов – корпоративная, ориентированная на интересы личности;

2) по типу мотивации – материальная, властная, или административная, социальная и психологическая;

3) по средствам организационной мотивации – регламентная, дисциплинарная, нормативная.

Мотивация и формирование мотивационных механизмов, реализация внешних взаимодействий (подблок 4.1) осуществляются с учетом тенденций развития национальной культуры менеджмента и ее составляющих, и, прежде всего, этики деловых отношений.

Структура управления (подблок 4.2) по факторам мотивации и активизации связей и взаимодействий должна быть дополнена процедурами мотивации поведения отдельных работников.

По характеру мотивации автор выделяет структуры, ориентированные на иерархию потребностей и на средства мотивации (материальные, административные, социальные, психологические).

Рассмотрение характеристик блока 4 (подблоки 4.1, 4.2) по мотивационному принципу позволяет выделить следующие типы структур управления:

1) структуры, ориентированные на комплексное использование средств мотивации (экономических, социально-психологических, административных);

2) структуры с ориентацией на административно-организационную, или властную, мотивацию;

3) структуры с мотивацией ситуационного характера.

Рассмотрев алгоритм построения оптимальной организационной структуры управления с использованием блочной модели, автором вносится предложение по ее практическому использованию. Использование блочной модели реформирования структур управления позволяет при проектировании принять во внимание более разнообразные факторы, влияющие на структуру, и тем самым придать структурам большую гибкость и динамизм.

Кроме того, преимущественный акцент на горизонтальное взаимодействие звеньев системы в большей степени позволяет реализовать в структурах закономерности экономических процессов, их воспроизводственный характер. Данное обстоятельство создает реальные предпосылки для повышения эффективности систем менеджмента.

Рис. Алгоритм построения оптимальной структуры управления


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:10:33