Некоторые особенности управления муниципальными инвестициями в предпринимательской среде региона

Малых А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (132), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях кризиса отечественной экономики особую значимость приобретает исследование особенности инвестиционной деятельности муниципалитетов как одного из рычагов структурного преобразования потенциала региональной экономики. В статье делается акцент на необходимости применения «точечной» политики обеспечения инвестиционной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования.

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальный бюджет, регулирование бюджетного дефицита, инвестиционная программа, эффект вытеснения, точечная политика, инвестиционная привлекательность регион



Кризисные тенденции в экономике Ставропольского края проявляются и в сфере инвестиционной деятельности. Представляется необходимой разработка новой концепции управления инвестиционной деятельностью, которая бы обеспечила выход региона из экономического, финансового и производственного кризиса.

В Ставропольском крае возникает проблема совершенствования инвестиционной политики. В настоящее время она особенно актуальна в связи с общесистемным мировым кризисом и появлением существенных пробелов именно в управлении отечественной экономикой. Муниципальное регулирование экономики региона Кавказских Минеральных Вод необходимо с учетом тех реалий, в которых протекает модернизация национального хозяйства России и Ставропольского края.

Немецкий опыт и точечная политика

В течение последних десяти лет федеральный бюджет нашей страны с трудом можно было назвать инвестиционно-ориентированным [1]. Не хватало средств для реализации инвестиционных проектов. Имевшиеся ресурсы распределялись по различным статьям бюджета и внебюджетным инвестиционным средствам, а сами инвестиционные статьи сокращались.

Для исправления сложившейся ситуации в настоящее время необходимо разделение текущих и инвестиционных расходов в бюджетах различных уровней. Каждый бюджет должен включать административную и имущественную части расходов, которые использовались бы на текущие и стратегические инвестиционные цели.

Средства, поступающие из бюджетов более высокого уровня, также необходимо разделять более четко для их направления в определенный раздел расходной статьи. Параллельно необходимо обеспечение контроля за целевым использованием ресурсов.

В рамках использования международного опыта построения бюджетных отношений представляется целесообразным применение немецкого опыта регулирования бюджетного дефицита относительно определения объема инвестиций. В Германии достаточно долгое время применительно как к федеральному, так и к региональному (муниципальному) бюджетам реализуется правило, согласно которому финансирование дефицита за счет кредитов не превышает сумму инвестиционных расходов.

Представляется целесообразным применять точечную политику обеспечения инвестиционной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования. Это обусловлено ограниченностью капитальных вложений, которые муниципальное образование способно выделять для финансирования инвестиционных проектов.

Смысл подобной политики состоит в поддержке избранных проектов со стороны муниципального образования для получения конкретных запланированных результатов. Это позволило бы как снизить инвестиционную нагрузку на муниципальный бюджет, так и обеспечить приток средств предпринимательских структур в проекты, реализуемые муниципальным образованием.

Между муниципальным образованием и инвестициями независимых частных предпринимательских структур может существовать как положительная, так и отрицательная связь. Отрицательный характер взаимоотношений означает подмену частных вложений инвестициями бюджета муниципального образования. При этом растут капитальные расходы и снижаются доходы предпринимательских структур (так называемый «эффект вытеснения»).

Предпринимательские и муниципальные инвестиции

Положительная связь предпринимательских и муниципальных инвестиций предполагает взаимосвязь между ростом муниципальных инвестиций и инвестиций частных предпринимательских структур. При этом также может возникать эффект вытеснения, главным образом в тех случаях, когда муниципальное образование финансирует проекты, привлекательные и для предпринимательских структур. Положительное взаимодействие в данном случае возникает при инвестировании бюджетных средств в те проекты, которые не интересны для частного бизнеса, но невыгодны из-за их ярко выраженной социальной направленности (инвестирование в сферу здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, образование и науку, дорожную и энергетическую инфраструктуру).

Вложение средств со стороны муниципального образования в развитие инфраструктуры ведет к росту мобильности капитала предпринимательских структур. Это также снижает возможные производственные затраты и обеспечивает развитие потенциальных возможностей продажи своей продукции предпринимательскими структурами.

Реализация определенного набора принципов позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность Ставропольского края в целом и отдельно взятых муниципальных образований региона Кавказских Минеральных Вод.

1. В качестве первого основополагающего принципа следует назвать строгую классификацию расходов бюджета на текущие расходы и инвестиции, а также обязательное включение в бюджетное планирование инвестиций, финансируемых за счет правительственных источников.

2. Вторым принципом является разработка унифицированных правил по оценке инвестиционных проектов со стороны правительства и соответствующих ведомств, а также подготовка специалистов в данных областях.

3. Третьим в формировании инвестиционной привлекательности региона следует назвать заключение контрактов муниципального образования на закупки, а также строгий контроль за реализацией инвестиционных проектов.

Экспертиза инвестиционных программ

Значительным административным ресурсом влияния органов власти региона на инвестиционную ситуацию являются инвестиции естественных монополий. Это проявляется как на уровне муниципальных инвестиций, так и на уровне вложений предпринимательских структур [1].

Эффективное муниципальное образование должно брать на себя прямое или косвенное регулирование цен и производственных программ по данным направлениям. Однако эффективное ценообразование предполагает как прогнозирование спроса, так и, в первую очередь, оценку необходимых объемов инвестирования.

Формирование инвестиционной программы при этом должно учитывать общеэкономический характер развития экономики государства. А инвестиционные проекты должны подвергаться оценке и экспертизе со стороны краевого правительства и одобряться со стороны органов власти муниципального образования.

Для Ставропольского края основным условием обеспечения дальнейшего развития является повышение эффективности инвестиционной деятельности [2]. Это особенно актуально в условиях наблюдаемого в настоящее время финансового кризиса для формирования предпосылок устойчивого развития региона.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:15:32