Инновационная деятельность региона как составная часть социально-экономического развития

Асташова Е.А.1, Погребцова Е.А.1, Дурнев С.И.2
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Россия, Омск
2 ОАО «Сибирский хлеб», Россия, Омск

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И. Инновационная деятельность региона как составная часть социально-экономического развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 827-842. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114879.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48939600
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Целью функционирования в управлении инновационным развитием Омского региона является создание экономических основ для вывода на рынок инновационной продукции. Объединение усилий правительства субъекта Российской Федерации и честного предпринимательства на основе стратегического альянса позволит повысить уровень жизни населения, достичь экономического подъема, развить науку, образования, культуру. Управление инновационным развитием должно учитывать специфику Омской области, связанную с наличием естественных факторов (географическое положение, климатические условия и т.п.) ограничивающих конкурентоспособность инновационных разработок. Поэтому необходимо на постоянной основе анализировать инновационный потенциал региона, своевременно выявлять проблемы и приоритетные направления развития. Задача развития инновационной экономики в Омской области является наиважнейшим направлением деятельности Правительства, которая находит отражение в различных законодательных актах. Необходимо создание целостной инновационно-инвестиционной инфраструктуры поддержки предприятий региона, так как без ее функционирования невозможно решить масштабные задачи по концентрации имеющихся технологических возможностей промышленности в направлении освоения инновационной продукции. В статье исследовано действующая региональная база по инновационной деятельности. Проведен анализ уровня инновационного развития региона, сделаны выводы о проблемах и возможностях инновационного развития. Статья может быть полезна исследователям, государственным и муниципальным служащим, руководителям интересующихся данной тематикой. Целью исследования является выявление современного состояния и направлений развития инновационной деятельности Омской области. Для достижения цели были определены задачи: уточнить законодательную базу; дать оценку уровню инновационной активности предприятий региона; выявить развитость инновационной инфраструктуры; определить направления совершенствования.

Ключевые слова: инновационное развитие, нормативно-правовая база, инновационная инфраструктура, Омская область

JEL-классификация: O31, O33, R11, R12, R13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Для создания конкурентоспособной среды Омской области необходимо использовать ряд мер по устойчивому развитию инновационной деятельности. Диверсификация и модернизация производства, создание новых отраслей, усиление инновационной направленности приводят к качественным изменениям в экономике региона.

Посаженников А.В. подчеркивает, что «в современных непростых социально-экономических условиях создание новых технологий и развитие уже существующих – одна из приоритетных задач, стоящих перед Правительством Омской области. Сейчас очень важна поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, она способствует разработкам импортозамещающих технологий, которые, в свою очередь, позволят наладить производство продукции необходимой для нашего региона и страны в целом. В связи с этим меры поддержки разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровне» [1]. Усилия должны быть нацелены на организацию оптимальных условий для активизации процесса формирования и становления инновационной экономики Омской области.

Следовательно, важной проблемой остается правильность выбора механизма управления инновационным развитием субъекта Российской Федерации.

Целью научного исследования является оценка и выявление драйверов инновационного развития Омской области для повышения конкурентоспособности региона в условиях современной российской экономики.

Научная новизна данного исследования заключается в изучении действующего механизма региональной инновационной деятельности с учетом внутренних и внешних факторов и взаимосвязи основных участников данного процесса через сформированность инновационной инфраструктуры.

Авторская гипотеза предполагает, что инновационная деятельность в Омской области должна способствовать социально-экономическому развитию региона через объединения экономических субъектов.

Методологическая основа

Методологическую основу изучения составили исследования отечественных и зарубежных ученых, официальные статданные Региональной службы государственной статистики, научные статьи. Во время исследования применялись методы изучения, анализа, систематизации и обобщения опубликованных подходов ученых и практиков. Объект исследования – Омская область.

Проблематике региональной инновационной деятельности уделяется особое внимание ученых: Матризаев Б.Д. [2] (Matrizaev, 2020), Акерман Е.Н. [9, 25] (Akerman, Pushkarenko, 2009; Burets, Akerman, Akerman, Volokhova, 2016), Пушкаренко А.Б. [9] (Akerman, Pushkarenko, 2009), Попова С.Н., Жданова А.Б., Селевич Т.С. [10] (Popova, Zhdanova, Selevich, 2019), Глухова З.В., Фомина А.И. [12] (Glukhova, Fomina, 2012), Шевченко О.Ю. [13] (Shevchenko, 2016), Кужева С.Н. [14] (Kuzheva, 2012), Бейлин И.Л. [15] (Beilin, 2020), Коробейников О.П., Трифилова А.А. [17] (Korobeynikov, Trifilova, 2014), Мерзликина Г.С. [18] (Merzlikina, 2020), Евсеенко А.В., Унтура Г.А. [24] (Evseenko, Untura, 2008) и др. Однако отдельные моменты требуют наиболее существенной проработки на уровне конкретного субъекта Российской Федерации, что позволит выявить закономерности в механизм управления инновационной деятельностью и повысить его результативность.

Основная часть

Субъекты Российской Федерации формируют и совершенствуют свою инновационную политику через утверждение законов и региональных целевых программ. Не исключение и Омская область. На современном этапе очень актуальны вопросы корректировки инновационных проектов и цифровизации экономических процессов. Необходимо просчитывать минимум два варианта прогноза: консервативный и базовый. Первый должен учитывать неопределенную траекторию экономических последствий распространения коронавирусной инфекции и введенные санкции против России. В среднесрочной перспективе – рассматривать индикативные показатели структурного замедления темпов роста и восстановления экономики. Второй вариант берет во внимание внешние условия и меры экономической политики, направленные на рост экономики, восстановление занятости и уровня доходов населения на долгосрочную перспективу.

Матризаев Б.Д подчеркивает, что если региональный контекст имеет значение, мы должны более глубоко понимать его как средство содействия повышению инновационного потенциала в странах и регионах. Эта цель актуальна для фирм, которые сталкиваются с растущей глобальной конкуренцией в условиях жестких бюджетных ограничений, влияющих на их стратегические инвестиционные решения. Это также имеет значение для перспектив регионального развития и для регуляторов, которые признают, насколько важно продвижение конкретных региональных инновационных траекторий [2] (Matrizaev, 2020).

По определению Росстата, инновационная деятельность представляет собой вид деятельности, который отражает трансформацию идей в технологически новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные процессы или способы производства услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность должна включать в себя различные мероприятия: научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие [3].

Необходимо подчеркнуть, что в Омской области продумана нормативно-правовая база по инновационной деятельности и меры государственной поддержки предприятий. В Законе № 527-ОЗ от 13.07.2004 г. «Об инновационной деятельности на территории Омской области» четко прописаны цели, принципы, направления и формы господдержки. В нем четко определено понятие инновационной деятельности как деятельности, направленной на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий [4]. На основании данного закона регулируются контакты субъектов и органов власти области. В нем приведены и зафиксированы основные определения: инновация; проект; инфраструктура; деятельность; государственная инновационная политика; потенциал и другие.

Региональная инновационная политика опирается на социальную и промышленную политику, переплетается с ними. Поэтому другим ключевым документом является «Стратегия развития Омской области до 2025 года», конкретизирующая способы построения инновационной экономики. В ней зафиксированы стратегические и перспективные кластеры региональной экономики: нефтепереработки и нефтехимии, высокотехнологичных компонентов и систем, агропищевой, лесопромышленный, транспортно-логистический. Позиционирование региона базируется на трех сценариях развития «Сибирский лидер роста». Направления в области молодежной политики нацелены на обеспечение гарантий успешной социализации и оптимальной самореализации молодого поколения, развитие их потенциала. Задачи молодежной политики обеспечивают выявление, поддержку и сопровождение талантливой молодежи в рамках инновационной деятельности. Инновационной отраслью является биотехнология в сельском хозяйстве, что сделает производство более экологичным и менее энергоемким [5]. Однако государственная финансовая поддержка инновационного развития АПК региональных пространственно-отраслевых структур требует системного научного подхода. В настоящее время низкий уровень активности инновационно-инвестиционной деятельности предприятий АПК сложился не только вследствие недостатка государственной финансовой поддержки и собственных финансовых ресурсов, но и отсутствия значимых для аграрного производства инновационных проектов и опыта внедрения передовых научно-исследовательских разработок. Для преодоления этой ситуации требуется усовершенствование действующего механизма государственной финансовой поддержки инновационного развития предприятий АПК [6] (Chernikova, Kovaleva, Pytkina, 2020).

Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области способствовала трансформированию экономики с повышением доли наукоемкой продукции в валовом продукте. Она четко определила задачи и направления политики, условия стимулирования инновационной деятельности предприятия, методы развития научно-технического потенциала и т.п. [7].

Создание выгодных закономерностей развития инициативы бизнеса стало возможным при начале действия долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области». Она сконцентрирована на наполнении рынка различными товарами, повышении конкурентоспособности, увеличении налоговой базы; создании новых рабочих зон и самозанятости. Особое внимание уделено расширению инновационной инфраструктуры [8].

Концепция развития инновационной инфраструктуры утвердила основные организации (табл. 1). Такая инфраструктура является сбалансированной, позволяющей развивать региональные инновационные предприятия. Акерман Е.Н. и Пушкаренко А.Б. подчеркивают в своем исследовании, что инновационная инфраструктура области является смешанной. Это объясняется тем, что генерация новых знаний одинаково значима в подразделениях предприятий, в общеобразовательной и научной составляющей [9] (Akerman, Pushkarenko, 2009).

В настоящее время на региональном уровне сформировано более 200 объектов:

- малые инновационные предприятия;

- центры: ресурсные, инжиниринговые, инновационно-технологические, трансфера технологий, коллективного пользования, научно-технической информации, инновационного консалтинга, научно-образовательные;

- бизнес-инкубаторы, технопарки, научно-исследовательские лаборатории.

Таблица 1

Формы организаций инновационной инфраструктуры региона

Форма
Цель создания
Бизнес-инкубатор
Развитие бизнес-среды; создание условий региональной инновационной системы; генерирование идей и нанотехнологий; поощрение активной деятельности населения
Научно-образовательные центры
Интеграция высших учебных организаций; формирование условий для фундаментальной науки; создание научно-производственных кластеров; поддержание участия инвесторов
Технопарк
Формирование многофункционального технологического сектора на базе определенной специализации; создание условий и модуля для развития научно-образовательного потенциала; самоокупаемость научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; обеспечение поддержки для малых и средних инновационных предприятий; повышение технологического уровня предприятий
Фонды и центры
Участие во внедрении механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов; проведение экспертизы, отбора и финансирование проектов; предоставление грантов
Центр трансфера технологий
Выявление и отбор конкурентоспособных инновационных разработок; выделение предприятий для внедрения разработок в производство; оценка коммерческого и маркетингового потенциала технологий
Центр инновационного консалтинга
Оказание консультационной и юридической поддержки по проблематике принятия грантов, содействие в разработке программ и конкурсах
Источник: составлено автором на основе источника [7].

БУ Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор» был открыт в 2006 году при содействии государственного бюджета. Он способствует порождению необходимых условий для создания и рентабельной деятельности инновационных мини-компаний, воплощающих бизнес-идеи. В следующем году формируется для студентов, аспирантов и научных работников межвузовский инновационный бизнес-инкубатор. Его сотрудники консультируют, обеспечивают методической поддержкой и регулируют воплощение молодежных бизнес-проектов. По цели и содержанию работы в основном обеспечивают решение задач стартапов малого и среднего бизнеса. Высокую долю насчитывают студенческие бизнес-идеи.

На площадке ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» действует «ПолиТехноПарк», который объединяет в единую систему научно-образовательные и ресурсные центры, малые предприятия. Его основная цель – концентрация экспертов общего профиля деятельности, оптимизация их взаимодействия, снижение затрат и повышение эффективности исследований.

Ресурсный центр металлообработки действует на базе Омского техникума высоких технологий машиностроения. Такие центры нацелены на обучение сотрудников.

С 2017 года функционирует Центр цифровых инноваций в процессе работе технопарка промышленной автоматизации ПАО «Газпром нефть». Центр генерирует варианты взаимодействия при разработке инновационных решений в нефтегазовой отрасли. Омский научный центр Сибирского отделения сформирован на основе ФГБУ науки.

Наметилась тенденция роста роли вуза в новаторской деятельности. Они есть важнейшие участники инновационного процесса. При организациях высшего образования города Омска сформированы малые инновационные предприятия. К ним относят: ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения», ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина». Однако, как отмечают некоторые ученые, инновационная составляющая скорее носит характер дополнительного функционала, возникающего в рамках реализации проектов по направлениям в электроэнергетике, рекреации и туризме, при развитии АПК и добывающих отраслей [10] (Popova, Zhdanova, Selevich, 2019).

Финансовое обеспечение инновационной деятельности представлено в основном фондами поддержки малого бизнеса, гарантийными фондами и венчурными партнерами. Формирование фондов предполагает решение проблем:

- нехватки денежных средств у предприятия;

- дефицита финансовой поддержки со стороны государства;

- высокой стоимости нововведений.

С 2007 года Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства решает федеральные и региональные задачи по доступности для бизнеса существующих на рынке финансовых инструментов. Особым направлением является информационно-консультационная поддержка [11].

В регионе создано представительство фонда содействия инновациям, в рамках которого реализуются проекты: «Умник», «Проект по поддержке стартапов», программы содействия развитию малого бизнеса. Одним из основных элементов инфраструктуры поддержки научно-технической и инновационной деятельности на территории Омской области является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Главная цель программ, реализуемых фондом, – связать разработки молодых ученых и субъектов малого предпринимательства с приоритетными направлениями науки и техники для того, чтобы они работали на реальный сектор производства, продвигая вперед экономику региона [10] (Popova, Zhdanova, Selevich, 2019). Тем не менее сформированные институты инновационной инфраструктуры пока не способствуют процессу в течение всей цепочки [9] (Akerman, Pushkarenko, 2009).

В Омском регионе в последнее время активно обсуждается создание новой кластерной модели экономики. Данная модель позволит максимально задействовать имеющийся в Омской области промышленный и научно-интеллектуальный потенциал. Сделана ставка на местные сырьевые ресурсы, на современные технологии и модернизацию экономики области [12] (Glukhova, Fomina, 2012).

Шевченко О.Ю. отмечает, что особую роль играют уже функционирующие в области технологические кластеры. Предприятия, входящие в кластеры, сами обладают инвестиционной привлекательностью, и именно они оказывают значительную поддержку научным исследованиям, коммерциализации разработок, обеспечивают спрос на инновационные технологии и продукцию. Поэтому кластеры могу стать драйверами процесса инноватизации региона [13] (Shevchenko, 2016).

Данные кластеры должны обеспечивать связь между наукой, инжинирингом и производством, в том числе машиностроительный, включая приборостроительный; нефтеперерабатывающий и нефтехимический; агропромышленный. Учет тенденций технологического развития, использование и развитие накопленного научно-технического потенциала, взаимодействие местных и общегосударственных органов управления позволят достичь поставленных задач регионального инновационного развития [14] (Kuzheva, 2012). Бейлин И.Л. рекомендует создание региональных и межрегиональных производственных кластеров на базе инновационного развития, что может являться основным фактором укрепления целостности федеративной экономической системы. Решение проблемы взаимодействия крупных вертикально интегрированных компаний со средними и малыми копаниями возможно на основе схемы государственного регулирования условий инновационного развития и отношений крупного, среднего и малого бизнеса [15] (Beilin, 2020). Направлениями совершенствования региональной инновационной инфраструктуры являются:

– усиление результативности разработанной инфраструктуры;

– уточнение материальной составляющей через создание системы поддержки инноваций;

– развитие отраслевых и региональных технопарков [9] (Akerman, Pushkarenko, 2009).

Созданию условий для поддержки предприятий по импортозамещению способствует действующая программа «Развитие промышленности и научно-технической деятельности в Омской области». Например, АО «Омский каучук» выпустило изопропиловый спирт и представило свои разработки на научном форуме. ПАО «Сатурн» реализует импортозамещение автокомпонентов, вышедших из оборота из-за санкционных ограничений. Предприятие имеет огромный опыт и компетенции, развивает выпуск новых изделий. При субсидировании затрат на создание объектов инфраструктуры используется повышающий коэффициент при расчете суммы субсидий, а также если в результате проекта осваивается выпуск импортозамещающей продукции. Предоставляются субсидии на проведение научно-исследовательской деятельности [16].

Таким образом, Коробейников О.П. и Трифилова А.А. утверждают, что отдельный план отраслевого инновационного развития, по сути, не имеет возможности на реализацию. Он является составной частью региональной инновационной стратегии. Региональная инновационная программа должна включать в себя совокупность взаимно связанных институтов. И мы согласны с данным мнением [17] (Korobeynikov, Trifilova, 2014).

Особый интерес представляет интеграционное участие в инновационном развитии, которое предполагает формирование в регионе (на отдельных промплощадках и в общественных зонах) территорий инноваций (инногородки, инновационные школы, инновационные бизнес-инкубаторы и др.) и участие в инновационном развитии территорий присутствия (независимо от места регистрации, участия в реализации инновационных программ). И такие показатели интеграционного участия предприятия (попытка выдержать баланс экономических интересов предприятия и территории присутствия) должны быть в системе оценки инновационного развития [18] (Merzlikina, 2020).

Рост инновационной деятельности в рассматриваемом регионе невозможно расценивать равномерным (табл. 1). Не в полной мере используется потенциал науки Омского региона. В 2005 году было основано шесть высоких технологий, среди которых четыре обладали патентами. Научными разработками занимались 43 организации. В 2011 году наблюдается низкое инновационное звено в региональной экономике (2% по количеству передовых технологий). Таким образом, установленное законодательство и существенная поддержка позволили улучшить показатели инновационного направления.

Таблица 1

Показатели инновационной деятельности Омской области

Показатель
2016 г.
2017г.
2018г.
2019г.
2020г.
Число организаций, занимающихся разработками
43
40
43
42
41
Численность персонала, занятого исследованиями
4779
4651
4500
4445
4217
Затраты на научные исследования, млн рублей
5927,4
6040,1
5801,8
5962,5
5725,9
Уровень инновационной активности организаций, %
7,6
7,5
9,5
7,5
10,5
Доля организаций, внедряющих инновации, %
6,9
6,9
18,9
19,7
25,1
Отгружено инновационных товаров, млн рублей
20963,8
25079,0
25733,2
15543,0
132406,1
Источник: составлено авторами на основе источников [19].

В научных исследованиях к 2020 году участвуют более 4 тыс. сотрудников, из которых более 48,5% заняты в научной сфере. В Омской области действуют около 113 инновационных организаций, 41 занимается научными исследованиями. Основными отраслями являются: машиностроение и металлообработка, электрооборудование и средства связи, топливная энергетика, пищевая промышленность. Они формируют примерно 1/5 часть регионального валового продукта. Ежегодно выдаются патенты на 350 изобретений, моделей и образцов. Коэффициент изобретательской активности составил 1,14 в регионе, а 1,59 – по Российской Федерации [19].

По мнению Колосковой О.И. и Соминой И.В., НИОКР и инновационная деятельность предприятия, являясь составной частью инновационного процесса, неразрывно связаны друг с другом: инновационная деятельность нацелена на практическое применение результатов НИОКР. Именно грамотная организация и прогнозирование инновационных процессов на предприятии влияют на успешность ведения бизнеса, а от инновационного развития предприятий зависит эффективность экономики на отраслевом, региональном и федеральном уровнях [20] (Koloskova, Somina, 2020). Рассмотрим применение объектов интеллектуальной собственности по видам (рис. 1).

Рисунок 1. Виды объектов интеллектуальной собственности в Омской области в 2020 году

Источник: [21].

Следовательно, для гарантии устойчивого развития имеется научно-образовательный потенциал. Доля новаторской продукции растет и составила более 19,6% в 2020 году, при этом совокупная сумма затрат составляет более 5700 млн рублей, объем отгруженных товаров – 132,4 млрд рублей. Виды затрат инновационной деятельности представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Структура затрат по видам инновационной деятельности в Омской области в 2020 году

Источник: [21].

Расширение регионального инновационного процесса возможно при привлечении районных администраций и городских советов, через создание в их составе новаторских служб. На данные структуры возлагается: оказание помощи и координирование деятельности субъектам инновационной инфраструктуры; принятие участия в создании центров и бизнес-инкубаторов; содействие малым предприятиям [22] (Gadzhiev, Dibirova, Nasrudinov, 2018).

Основанием механизма инновационного развития является их господдержка. В Омской области предприятиям, занимающимся инновационными разработками, возмещаются части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам, работы по сертификации, предоставляются в аренду на льготных условиях оборудованные помещения, оказывается грантовая поддержка. Особое внимание уделяется малым предприятиям. Они могут воспользоваться микрофинансированием займа под низкие проценты с минимальными требованиями к залоговой базе.

Ежегодно проводится конкурс на присуждение премий Губернатора Омской области по номинациям: «Лучший старт года», «Предприниматель года»; «Лучшее малое предприятие года»; «Лучшее сельское малое предприятие года»; «Лучший инновационный проект года». Это способствует эффективному развитию и использованию инновационного потенциала. По результатам конкурса победитель каждой номинации получает премию и диплом лауреата [23].

Однако можно выделить основные проблемы, препятствующие инновационной активности предприятий Омской области. А также наметить основные направления развития (табл. 2).

Таблицы 2

Сдерживающие проблемы инновационного развития региона и пути их решения

Проблемы
Пути решения
Малый удельный вес отгруженных инновационных товаров в общем объеме продукции
Создание фондов для финансирования проектов на ранних стадиях развития
Неясность экономического интереса от применения интеллектуальной собственности
Разработка рекомендаций для коммерциализации изобретений, разработок, предложений
Нехватка капитала у предприятий на финансирование проектов
Расширение региональной поддержки для реализации проектов
Существование нереализуемого потенциала отраслей экономики
Формирование сектора знаний для их дальнейшего внедрения
Недостаточная востребованность возможностей науки
Развитие системы информационного обеспечения
Неразвитость механизма финансирования инновационной деятельности
Распространение сотрудничества с федеральными институтами развития
Дефицит опытного персонала на предприятии
Повышение квалификации инновационных менеджеров
Низкий спрос на инновации в регион
Обеспечение межрегионального сотрудничества
Источник: составлено авторами на основе источников [15, 24, 25] (Beilin, 2020; Evseenko, Untura, 2008; Burets, Akerman, Akerman, Volokhova, 2016).

В сложившихся условиях Омская область ориентирована на инновационный путь развития через рентабельное функционирование предприятий, внедряющих инновационную продукцию. Так, в соответствии с нормативно-законодательной базой намечены долгосрочные ориентиры развития субъектов инновационной деятельности и инфраструктуры. Однако при мониторинге выявлены определенные проблемы и намечены пути их решения. Среди приоритетных направлений выделяется формирование благоприятной инновационной среды, стимулирование инноваций и их поддержка на предприятиях, объединение усилий объектов инновационной инфраструктуры на осуществление технологической модернизации.

Заключение

В процессе последних лет региональное инновационное развитие имеет положительные изменения. Однако уровень остается невысоким, не скорректирована система продвижения разработок в производство. Наблюдается рост предприятий, внедряющих технологические, организационные или маркетинговые инновации. К ним относят предприятия добывающего и обрабатывающего производства, а также распределения электроэнергии, газа и воды. Данная инновационная продукция или услуги реализуется на внутреннем рынке (около 70%), то есть обеспечивается импортозамещение.

Для инновационной инфраструктуры Омской области характерно непрослеживание тесного взаимодействия между участниками. Институты работают на постоянной основе, закреплены основные цели и задачи их работы по поиску и продвижению инноваций на рынок. При управлении инновационным развитием Омской области необходимо ориентироваться на межрегиональные связи, учитывать уникальность ресурсов и имеющегося промышленного потенциала региона.


Источники:

1. Официальная страница Министерства промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области. [Электронный ресурс]. URL: http://mps.omskportal.ru/oiv/mps (дата обращения: 16.04.2022).
2. Матризаев Б.Д. Исследование отличительных особенностей режимов бизнес-инноваций и их влияния на результаты инновационной деятельности макрорегионов // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 2021-2036. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110880.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. - М.: Росстат, 2010. – 990 c.
4. Закон № 527-ОЗ от 13.07.2004г. «Об инновационной деятельности на территории Омской области». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2022).
5. Стратегия развития Омской области до 2025 года. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2022).
6. Черникова С.А., Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 543-558. – doi: 10.18334/eo.10.2.110101.
7. Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/943022777 (дата обращения: 16.04.2022).
8. Целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2022).
9. Акерман Е. Н., Пушкаренко А.Б. Формирование инновационной системы Сибирского федерального округа на основе соорганизации инновационного развития регионов // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 328. – c. 116-121.
10. Попова С.Н., Жданова А.Б., Селевич Т.С. Инновационная инфраструктура регионов Сибирского федерального округа // Информационные технологии, управлении, социальной сфере и медицине. Томск, 2019. – c. 610-615.
11. Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fond-omsk.ru (дата обращения: 16.04.2022).
12. Глухова З.В., Фомина А.И. Реальность и перспективы инновационного развития Омской области // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2012. – № 4(26). – c. 124-128.
13. Шевченко О.Ю. Омская область сквозь призму рейтинга инновационного развития // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2016. – № 3(24). – c. 41-45.
14. Кужева С.Н. Анализ характеристик инновационной деятельности Омской области // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2012. – № 2. – c. 60-67.
15. Беилин И.Л. Инновационная экономическая оценка производственной деятельности нефтегазовых компаний с учетом регионального размещения // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 1023-1040. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100881.
16. Программа «Развитие промышленности и научно-технической деятельности в Омской области». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2022).
17. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Роль инноваций в процессе формирования экономической стратегии регионы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – c. 45-49.
18. Мерзликина Г.С. Принципы оценки инновационного развития промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2020. – № 8. – c. 1775-1794.
19. Наука и инновации. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. [Электронный ресурс]. URL: https://omsk.gks.ru (дата обращения: 16.04.2022).
20. Колоскова О.И., Сомина И.В. Компаративный анализ эффективности НИОКР и инновационной деятельности предприятий Центрально-Черноземного макрорегиона // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1597-1604. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110286.
21. Инновационное развитие Российской Федерации в 2019 году Сибирский федеральный округ. Miiris.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://miiris.ru (дата обращения: 16.04.2022).
22. Гаджиев М.М., Дибирова М.М., Насрудинов Д.М. Проблематика управления инновационным развитием регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2018. – № 1(53). – c. 7.
23. Указ Губернатора Омской области от 01.01.01 года «О премиях Губернатора Омской области в сфере развития предпринимательства и инноваций». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 16.04.2022).
24. Евсеенко А.В., Унтура Г.А. Инновационная экономика Сибири // Наука. Инновации. Образование. – 2008. – № 3. – c. 152-187.
25. Бурец Ю.С., Акерман Е.Н., Акерман Е.А., Волохова А.М. Анализ востребованности и эффективности государственной поддержки инновационной деятельности (на примере регионов АИРР) // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 4. – c. 293-302. – doi: 10.18334/vinec.6.4.37092.

Страница обновлена: 12.04.2024 в 08:39:50