Инновационная активность бизнеса: теория, методика оценки (1часть)
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (89), Май 2014
Цитировать:
Бухтиярова Т.И., Савеченкова К.А., Якушев А.А. Инновационная активность бизнеса: теория, методика оценки (1часть) // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 5. – С. 18-28.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21533029
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В работе в качестве самостоятельных выделены вопросы организации и методики финансового обеспечения инновационного развития (первая часть); сформулированы приоритетные направления инновационного процесса малого и среднего предпринимательства Челябинской области (вторая часть); разработана методика оценки инновационной активности предприятия и выделены основные этапы ее реализации в малом и среднем предпринимательстве (третья часть).
Ключевые слова: управление предприятием, конкурентоспособность, инновационное развитие, человеческий капитал, региональная экономика, малый и средний бизнес, финансовая поддержка, эконометрический подход в оценке инновационной активности
Активизация инновационных процессов является стратегическим направлением роста экономики России в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Прямые расходы на инновационное развитие России в 2011 г. составили 0,6% ВВП (1,6% от расходов федерального бюджета), в 2013 г. – 1% ВВП, а с 2014 по 2020 гг. ожидается рост до 1,3% ВВП. Данная ситуация аналогична 2000 г., т.е. за последнее десятилетие она принципиально не изменилась [13].
Активность привлекает средства
Расширение практики финансовой поддержки инновационного развития предприятий требует формирования эффективной системы финансирования. Значительная доля отечественных расходов приходится на бюджетную систему – 67%, средства предпринимательского сектора – 16%, собственные средства научных организаций – 12%, иностранные ресурсы – 4%, прочие – 1%.
Фактором успешного инновационного развития отечественной экономики выступает эффективное и системное взаимодействие организаций бизнеса, науки, образования и органов власти.
Стимулирование инновационной деятельности должно основываться, в частности, на финансировании наиболее перспективных наукоемких направлений в результате их объективной оценки, что отвечает стратегическим государственным интересам вкупе с ориентацией на конъюнктуру мирового рынка.
Исследуемая тема требует выявления методов, форм и источников финансирования инновационной деятельности организаций, формирования эффективной системы их финансирования, действующей как на микро-, так и на макроуровне. Это тем более важно, если учесть, что на поддержку создания инновационного предпринимательства в России предусмотрено всего лишь 67 млн долларов, а, например, в США – 2 млрд [13]. Причем, в России доля предприятий, получающих финансирование из бюджета на реализацию инновационных проектов, составляет 0,8%, а, например, в Германии – 8,8%. Эти данные позволяют сделать вывод о различиях в ориентации экономического развития.
В качестве отличительной особенности современного предпринимательства следует выделить его инновационную функцию в целях обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на национальном и мировом рынках.
Необходимость развития предпринимательства требует новых подходов в разработке методики распределения средств господдержки малого и среднего бизнеса в зависимости от инновационной активности (переход от «заявительного» к «экономическому» методу финансирования).
Выявление важных направлений финансирования инновационного предпринимательства возможно за счет системного отражения совокупности элементов и их взаимосвязей, обеспечивающих целостность данного явления. Именно поэтому целесообразно рассмотреть многоуровневую структуру формирования финансовых потоков в инновационном предпринимательстве Российской Федерации, что способствует выявлению степени участия той или иной институциональной единицы в данном процессе (см. рис.).
Финансирование инновационного предпринимательства в России осуществляется в основном за счет бюджетных средств через механизм федеральных целевых программ и государственных фондов финансирования науки. Главными координаторами здесь выступают соответствующие министерства и фонды (Министерство экономического развития, Министерство регионального развития, Министерство образования и науки, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и др.).
Рис. Уровни финансирования инноваций в Российской Федерации
Кто за что отвечает
Главными государственными институтами финансирования инноваций являются:
– министерства Российской Федерации;
– государственные внебюджетные фонды;
– корпорации с государственным участием.
Министерство экономического развития реализует инновационную составляющую программы поддержки малого и среднего предпринимательства регионов и муниципалитетов за счет субсидий федерального бюджета.
Министерство экономического развития ответственно за координацию действий органов власти по стимулированию спроса на инновации со стороны реального сектора экономики с помощью таких мер, как:
– концентрация инвестиций и научных кадров в инновационной сфере;
– создание системы мониторинга и контроля эффективности использования финансовых ресурсов;
– создание условий для привлечения зарубежных инвесторов;
– стимулирование деятельности реального сектора экономики и финансовых институтов в области инноваций;
– регулирование инновационной деятельности определенных отраслей (сфер) через программы инновационного развития.
Министерство образования и науки уполномочено осуществлять координацию фундаментальных исследований в рамках программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, а также совместно с национальными академиями наук разработку предложений в области инноваций со стороны сектора проведения исследований и научных разработок.
Главной целью государственных внебюджетных фондов и корпораций является обеспечение финансирования инновационной инфраструктуры, способствующей развитию технико-внедренческих особых экономических зон, наукоградов, технопарков, организаций по производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.
Осуществление финансовой поддержки отечественной инновационной деятельности в соответствии со Стратегией инновационного развития проводится следующим образом [10]:
– частичное финансирование предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими изысканиями, оказание инжиниринговых услуг, поддержка маркетинговых исследований и патентования, оказание помощи в сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки предпринимательства;
– предоставление денежных средств из федерального бюджета на конкурсной основе на условиях совместного финансирования со стороны субъектов Российской Федерации для создания и развития объектов инновационной инфраструктуры;
– используя конкурс, выделение субсидий субъектам Российской Федерации для развития инновационных региональных кластеров с участием в создании венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых и технологических центров;
– оказание за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации финансовой поддержки региональным проектам;
– финансирование объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в регионах – инновационных лидерах;
– создание условий для обеспечения эффективной реализации федеральных и региональных инновационных программ;
– привлечение денежных средств международных финансовых организаций (Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.).
На региональном уровне финансирование инноваций осуществляется в результате перераспределения межбюджетных средств (выполнение целевых программ развития субъектов РФ), средств региональных бюджетов.
Муниципальный уровень финансирования инноваций представляет собой отношения между совокупностью организаций разных форм собственности и органами власти, находящимися на территории муниципалитета, в рамках использования средств:
– местного бюджета;
– высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, создающих малые инновационные предприятия;
– венчурных фондов;
– частных инвесторов;
– организаций (корпораций).
Реализация инновационной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями осуществляется с помощью следующих финансовых мер:
– повышение эффективности использования финансовых ресурсов в развитии инновационной инфраструктуры;
– субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого и среднего бизнеса, а именно субъектов, выполняющих прикладные научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, маркетинговые исследования, инжиниринговые услуги и др.;
– развитие возможностей для совместной удаленной работы посредством применения современных информационно-коммуникационных технологий;
– реализация программ и инновационных проектов с целью развития территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала;
– стимулирование производства инновационной продукции в рамках частно-государственного партнерства или государственных (муниципальных) заказов;
– предоставление налоговых льгот организациям, задействованным в инновационном процессе;
– поддержка образовательных программ, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;
– привлечение иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей между производителями и потребителями инноваций;
– формирование региональных венчурных фондов, создание бизнес-инкубаторов и т.п.;
– обеспечение непрерывного инновационного цикла от исследований до коммерциализации новых продуктов.
Для действий требуется механизм
В России можно наблюдать отсутствие заинтересованности в финансировании инноваций со стороны частных инвесторов и неразвитость системы венчурного финансирования, а для того, чтобы к 2020 г. достичь хотя бы 43% финансирования за счет внебюджетных ресурсов, необходимо активизировать деятельность корпоративных структур.
Система взаимодействия включает подсистемы: научно-образовательную, регулирующую, производственную, потребляющую инновации, финансовый механизм развития инновационного предпринимательства.
Регулирующий блок представлен государством в лице его органов власти, воздействующим на рынок инноваций посредством целевых программ и бюджетным финансированием, и государственными предприятиями, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Производственная подсистема (блок разработки и внедрения инноваций) включает организации бизнеса, производящие и совершенствующие конечные товары (услуги).
Блок потребления представлен физическими и юридическими лицами, предъявляющими спрос на инновационную продукцию (услугу).
Нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое, финансовое и прочее обеспечение, формирующее инфраструктуру инновационного процесса, а также принципы и стимулы финансирования и коммерциализации инноваций содержатся в финансовом механизме инновационного предпринимательства.
Этот механизм обеспечивает взаимодействие всех составляющих подсистем на финансовой основе с целью удовлетворения возникающих инновационных потребностей организаций и предпринимательских структур.
Многие авторы анализируют финансовый механизм как систему управления финансовыми отношениями организаций, связанными с аккумуляцией, распределением и использованием ресурсов с помощью финансовых методов (учет, анализ, планирование, финансовый контроль, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование), применяя финансовые рычаги (прибыль, доход, санкции, цену, дивиденды, проценты, заработную плату, налоги) [4, 9, 16].
Финансовый механизм государства (макроуровень) включает:
– способы аккумулирования денежных средств и создания денежных фондов (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные фонды);
– методы распределения национального дохода (государственный кредит, система налогообложения, межбюджетные трансферты);
– организационно-управленческие блоки (финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль).
Финансовый механизм организаций (микроуровень) является составной частью хозяйственного механизма, сочетая формы и методы формирования, распределения и использования ресурсов экономических субъектов, с помощью которых достигаются намеченные рубежи финансовой устойчивости и рентабельности.
Изучая финансовый механизм как управление финансовыми ресурсами, следует рассмотреть понятие «механизм управления», под которым ряд авторов понимают сочетание отношений, форм, методов и средств, обеспечивающих функционирование производственно-экономической системы, а также процесс согласованного воздействия субъектов управления на объекты [8, 12, 14].
Нам представляется, что данный механизм комплексно включает:
– реализацию финансового механизма поддержки субъектов инновационной деятельности;
– разработку системы мониторинга продвижения инновационных продуктов, работ и услуг малого и среднего предпринимательства.
С учетом процессов глобализации мировой экономики решение проблемы разработки инновационной стратегии и перспективной инвестиционной политики экономического роста предприятий, управления инновационной структурой и инфраструктурой невозможно без детального анализа тенденций развития инновационной деятельности.
Нам представляется необходимым для реализации мониторинга инновационной деятельности сформировать новый уровень макроэкономического анализа, имея отвечающую мировым стандартам информацию. Для проведения анализа может быть разработана карта инновационной деятельности регионов, адекватно характеризующая инновационную деятельность на региональном уровне.
Малое предпринимательство рассматривается в качестве инновационно-активного в силу своих характеристик:
– обладает высокой мобильностью, большой гибкостью и адаптивностью;
– имеет узкую специализацию творческого поиска и нацеленность на конкретный результат;
– нацеленность на риск и необходимость наличия системы управления риском, что неприемлемо для крупных организаций;
– имеет низкие издержки производства, что достигается, прежде всего, за счет управленческих расходов;
– высокая работоспособность персонала и наличие строгого соблюдения дисциплинарных требований;
– достаточный уровень маркетингового изучения рынка и умение прогнозировать его будущие потребности;
– необходимость наличия и реализации конкурентной стратегии и тактики.
Вывод
При формировании благоприятной среды для деятельности предприятий малого и среднего бизнеса важно обеспечить каждому субъекту хозяйствования возможность эффективного, самостоятельного развития в рамках областных целевых программ.
Источники:
2. Бухтиярова Т.И., Якушев, А.А. Системный анализ в качестве необходимого условия выработки обоснованных управленческих решений сложных экономических систем // АПК: Регионы России. – 2013. – №4.
3. Вентцель E.C. Теория вероятностей: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1999.
4. Венедиктов Ю.Л., Черепахин A.M. Финансовые санкции в системе управления / Ю.Л. Венедиктов, A.M. Черепахин. – М.:Финансы и статистика, 1985.
5. Глушак Н.В. Теория управления инновациями в сфере высоких технологий: автореферат диссертации канд. экон. наук. – Санкт-Петербург, 2012.
6. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: системный подход к непрерывному совершенствованию. – М.: АльпинаПаблишер, 2012.
7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008.
8. Зеленцева JI.С. Механизм управления производством. – М.: ГАУ, 1993.
9. Крамаренко Г.А. Финансовый анализ и планирование: Учебное пособие. – Днепропетровск: ДАУБП, 2001.
10. Леонтьев В.Е., Баранова А.Ю. Принципы и инструменты финансирования инноваций в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2013.
11. Матвеева И.Г., Якушев А.А.Основные векторы развития малого и среднего предпринимательства региона // Экономика и управление в XXI веке: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. ЦРНС, 2013.
12. Омаров A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. – М.: Мысль, 1980.
13. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 года №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
14. Тихомиров Ю.А. Право и социальное управление в развитом социалистическом обществе. – М.: Мысль, 1978.
15. Фрумкин К. Институты развития берут количеством // Финансы. – 2010. – № 26.
16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.
17. Щецина И.Н. Анализ инновационной деятельности регионов России: многоуровневый подход: автореферат диссертации канд. экон. наук. – Москва, 2012.
18. Якушев А.А. Эффективное управление предпринимательством с использованием системного подхода // АПК: Регионы России. – 2012. – № 11.
19. Якушев А.А. Принятие управленческих решений на основе системного подхода и математического моделирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.scieiiee-edueation.n.i/106-7936 (дата обращения: 02.12. 2013).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:55:19