Инновационная активность регионов в посткризисный период

Кольцова Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (51), Март 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600391
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Затронуты проблемы функционирования малого и среднего бизнеса в регионе (на примере Чувашской Республики). Инновационная активность предприятий в период 2008-2009 гг. была затруднена вследствие сокращения расходов на НИОКР. В сложившейся ситуации для стимулирования малого предпринимательства в регионах необходима существенная поддержка со стороны государства, что обеспечит в будущем социально-экономическое развитие всей страны.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инновации, инвестиции, государственное регулирование, кризис, инновационный потенциал, экономика региона, инновационно-активные организации, инновационная продукция



Малый бизнес является основой для стабильного развития среднего класса в России.

Поэтому его развитие выступает одним из стратегических направлений государственной политики. При этом особую роль на современном этапе начинают играть инновационно ориентированные предприятия, что дает возможность снижения зависимости от экспорта основных сырьевых ресурсов и обеспечение стабильных темпов экономического роста, в особенности при падении цен на природные ресурсы (включая нефть) на мировом рынке. Отсюда следует, что в условиях макроэкономической нестабильности качественное состояние экономики России зависит, в первую очередь, от развития ее регионов. Особое значение при этом отводится инновациям. И здесь показателен пример Чувашской Республики.

«Вынужденная» инновационная активность

Начавшийся в четвертом квартале 2008 года мировой экономический кризис, показал, что в России отсутствует полноценная законодательная база для инновационной деятельности, без которой невозможна и общенациональная программа перехода от сырьевой экономики к экономике знаний. В само понятие «инновации» часто вкладывался разный смысл, поэтому и перспектива качества развития российских регионов с точки зрения инновационного потенциала почти не оценивалась.

Идея ориентированности регионов на инновации была труднореализуема. В Российской Федерации можно было выделить лишь инновационно активные территории, которые самостоятельно генерировали и производили инновации, продукты, которых нет на рынке.

В результате кризиса наметились положительные тенденции в экономическом развитии регионов. Большинство из них переориентировались на рынки дальнего зарубежья, тем самым повысив свою географическую открытость.

Произошла интенсификация процесса установления и налаживания связей с внешним миром.

Кризис привел к значительному расширению контактов с иностранными партнерами. Большинство предприятий для привлечения иностранных инвестиций и в целом для активизации своей деятельности вынуждены формировать и поддерживать привлекательный деловой имидж. Например, в Чувашии выделялись и выделяются значительные средства на представление единых коллективных экспозиций на выставках внутри страны и за рубежом.

Чувашская Республики по сравнению с другими регионами России обладает рядом преимуществ: многоотраслевая структура экономики; наличие свободных производственных мощностей; выгодное географическое положение; производство конкурентоспособной продукции, не имеющей аналогов в России и странах СНГ; развитие новых отраслей промышленности (биотехнологии, вагоностроение) и т.д.

Новая инновационная политика Чувашской Республики

В период кризиса произошла диверсификации экспорта. Данную тенденцию можно объяснить тем, что в большинстве регионов сокращаются объемы вывозимого сырья и необходимо представлять рынку нечто новое. Так, за последние годы в Чувашии зафиксировано увеличение номенклатуры вывозимых товаров, сформирована новая инновационная политика, объединяющая более 10-ти нормативных правовых актов Чувашской Республики, направленных на стимулирование и государственную поддержку инноваций.

В период 2004-2009 гг. наблюдался рост объемов отгруженной инновационной продукции в фактически действующих ценах (рис. 1)

Рис. 1. Темп роста объемов отгруженной инновационной продукциипо крупным и средним организациям в Чувашской Республике в 2005–2009 годахпо отношению к 2004 году

Также увеличивается доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств (рис. 2).

Рис. 2. Доля отгруженной инновационной продукции в общем объемеотгруженной продукции обрабатывающих производствпо крупным и средним организациям в Чувашской Республике

Кризис и… инновации

В современных условиях важно оценить влияние кризиса с позиций открывающихся новых возможностей для предпринимательства. В этот период рождается множество нестандартных организационных решений по поддержке региональной экономики. В отдельных регионах наблюдается тенденция по созданию особых экономических зон, например в Камчатском крае. В Новгородской области рассматривается возможность создания на ее территории областной лесной биржи, а также Ассоциации лесопромышленников, лесозаготовителей и лесопереработчиков. Однако еще рано говорить о результативности предпринимаемых мер по спасению региональных экономик. Но очевидно, что инициатива регионов возросла – это неоспоримый факт, позволяющий надеяться на будущую прогрессивную реструктуризацию российской экономики.

Экономический кризис 2008-2009 гг. значительно снизил инновационную активность предприятий (табл. 1). На фоне рыночной неопределенности и резкого ухудшения финансового состояния компаний расходы на обновление оборудования и НИОКР существенно сократились.

Таблица 1

Динамика инновационно активныхорганизаций в Чувашской Республике 2007 год 2008 год 2009 год

2007 год2008 год2009 год
Число органи-заций, ед.
346398361
Число иннова-ционно актив-ных организа-ций, ед.
617575
Удельный весорганизаций,осуществляв-ших инноваци-онную деятель-ность, %
17,618,920,8

Инновационно активные организации

В 2008 году территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике провел обследование 398 крупных и средних организаций на предмет инновационной деятельности, по итогам которого были выявлены 75 инновационно активных организаций. В 2009 году в результате кризиса число обследованных организаций сократилось на 27, и на предмет инновационной деятельности была обследована уже 361 организация. Из них 75 организаций, или 20,8% от числа обследованных, были инновационно активными. При этом на одну инновационно активную организацию приходилось 4 организации, не осуществлявших нововведения.

Наиболее активно инновационную деятельность в Чувашской Республике осуществляют организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования (34,1%), по производству транспортных средств и оборудования (13,6%), по производству пищевых продуктов, включая напитки (11,4%), по текстильному и швейному производству и производству машин и оборудования (по 9,1%), по металлургическому производству и производству готовых металлических изделий (6,8%), по химическому производству (4,5%). В совокупности названные виды экономической деятельности определяют общую картину инновационных процессов в республике, охватывая 88,6% инновационных организаций.

Рассмотрим источники финансирования для создания инновационных продуктов (табл. 2).

Таблица 2

Источники финансирования затрат на технологические инновациив Чувашской Республике

Проанализировав табл. 2, можно сделать вывод о том, что среди источников финансирования затрат на технологические инновации в Чувашской Республике преобладают собственные средства предприятий. Таким образом, абсолютное большинство инноваций разрабатывается внутри самих компаний, практически без привлечения интеллектуальных и финансовых ресурсов извне.

Если сопоставить приведенные выше данные с данными, полученными по Российской Федерации за 2008-2009 гг., то складывается приблизительно аналогичная тенденция: чаще всего (почти в 80% случаев) новые продукты и технологии разрабатывались внутри самих внедривших их компаний.

Небольшая доля компаний (не более 20%) обращалась для этого к внешним подрядчикам в России, и лишь несколько компаний привлекали зарубежных подрядчиков. При этом наиболее распространенным способом финансирования разработки новых продуктов (87%) было использование собственных средств компаний. Примерно каждая пятая компания (18%) использовала средства РВК и Роснано и каждая десятая (10%) – иностранные инвестиции (рис. 3).

Рис. 3. Источники финансирования инновационных продуктовв целом по России

Рост инновационного потенциала

В настоящее время Чувашская Республика в соответствии с рейтингом инвестиционного климата имеет пониженный инвестиционный потенциал, но в то же время относится к группе регионов с умеренным риском. Налицо положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики, отмечаются существенные изменения в социальной сфере.

Среди причин роста инновационного потенциала Чувашии можно выделить следующие: активизацию инвестиционной деятельности; реализацию крупных инвестиционных проектов; повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта; повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

В то же время для достижения максимальных результатов необходима сильная поддержка со стороны государства, которая должна заключаться в:

• значительных инвестициях. В ближайшее время должен быть задействован самый широкий спектр инструментов по активизации инвестиционных процессов и привлечению денежных средств;

• ликвидации финансового и технологического отставания, которое приводит к тому, что значимые рынки и ниши начинают занимать иностранные инвесторы, действующие в условиях отсутствия конкуренции.

Следовательно, необходима поддержка со стороны государства в разработке и реализации специальных программ по созданию отечественных предприятий, выступающих аналогами иностранных компаний. Это позволит предотвратить в будущем иностранную монополию и ликвидировать существующее технологическое отставание.

В целом инновационную активность Чувашской Республики можно оценить как умеренную. В то же время существует ряд предпосылок к ее значительному росту, среди них долгосрочная государственная политика стимулирования НИОКР в передовых областях науки и технологий; формирование инновационной культуры как стратегического ресурса развития: создание системы государственной поддержки инновационного развития республики; существенный рост бюджетных ассигнований; создание благоприятного предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности; создание условий по улучшению механизма практического применения научных идей и т.д.

Вывод

Основой для роста инновационной активности региона может также служить создание особой экономической зоны на базе существующих национальных проектов при участии республиканских венчурных фондов. В Чувашской Республике, на наш взгляд, развитие малого инновационного бизнеса должно происходить путем создания фондов с рисковым капиталом при активной поддержке со стороны государства. Этому во многом будет способствовать принятая «Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», в которой определен инновационный сценарий развития региона.


Источники:

1. Закон Чувашской Республики от 22 мая 2007 года № 8 «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года». – Чебоксары: 2007.
2. Послание Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному совету Чувашской Республики «Будущее строим сегодня!». – Чебоксары: 2008.
3. Статистический ежегодник Чувашской Республики. – Чебоксары: 2009.
4. Инновационная активность крупного бизнеса в России. – Москва: 2010.
5. Деловые вести Ярославии. – 2009, №3.
6. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2008».
7. Инновационная активность крупного бизнеса в России. – Москва: 2010.
8. http://www.chuvash.gks.ru [Электронный ресурс].

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:17