Экоинновации как фактор устойчивого развития экономики и оценка их уровня

Павлова Е.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (86), Февраль 2014

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21275831
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены экологические инновации как фактор устойчивого развития страны. Изучено понятие экологических инноваций (экоинноваций) и причины, побуждающие компании заниматься экоинноваци-онной деятельностью. Проанализировано влияние государства на экоинновационную деятельность в России. Предложен показатель, позволяющий по своей максимальной величине определять приоритет-ность введения инновационных проектов, с учетом политики государства в рамках Концепции устойчи-вого развития.

Ключевые слова: инвестиции, ресурсосбережение, концепция устойчивого развития, технологии, экоинновации, экологичное производство, оценка проектов



Впервые термин «устойчивое развитие» (англ. ustainable development) был использован в докладе ООН «Наше общее будущее» в 1987 г. Устойчивое развитие представляет собой процесс изменения, в котором ориентация научно-технического развития, эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

В 1992 г. на очередной конференции ООН была принята концепция перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития. С этого момента вопросы состояния окружающей среды и социального благополучия стали некоторой доминантой менеджмента компаний мирового уровня, все развитые государства мира выразили стремление следовать по направлению к устойчивому развитию. Среди них оказалась и Россия.

В гармонии с природой

Концепция устойчивого развития во многом перекликается с концепцией ноосферы, выдвинутой академиком В.И. Вернадским еще в первой половине XX в. Он говорит о человеке как о части природы, человеке, который проявляет заботу об окружающей среде, ставит интересы природы наравне со своими. Несомненно, главную роль в устойчивом развитии играет культура населения, экологическое образование, формирование правильного сознания общества, что является сложной задачей и требует времени [1]. Главная проблема заключается в том, что отдельный предприниматель заботится в первую очередь о своем экономическом интересе.

Решением конфликта экономической и социально-экологической эффективности становятся экоинновации.

Экологические инновации (или экоинновации) – это новые продукты, новые технологии, новые способы организации производства и социальные программы, обеспечивающие взаимодействие между экономическим развитием и сохранением окружающей среды, движение общества в русле принципов теории устойчивого развития. Экоинновации обеспечивают взаимодействие между экономическим развитием и сохранением окружающей среды в большей степени за счет продуцирования дополнительного взаимосвязанного внутреннего и внешнего эффекта. Например, использование ресурсосберегающей технологии позволяет не только сохранить часть природного материала, но и снизить затраты на его использование. Кроме того, процесс может генерировать дополнительную выручку от лучших продуктов. Потребитель будет готов заплатить больше за экологически чистый продукт.

Таким образом, экологические инновации должны способствовать предупреждению возникновения социально-экологических проблем и снижать государственные затраты на устранение последствий технологического прогресса.

В таблице 1 представлены цели организаций, осуществлявших экологические инновации в добывающих и обрабатывающих отраслях российской экономики.

Таблица 1

Распределение организаций, осуществлявших экологические инновации по целям, (%) [2], [3]

Цели
2009
2010
2011
Обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам
85,2
75,9
77,9
Обеспечение соответствия ожидаемому ужесточению правовых норм
42,7
38,8
38,2
Доступность государственных грантов, субсидий или других финансовых вознаграждений за внедрение экоинноваций
8,8
10,4
10,4
Соответствие требованиям рынка (потребителей), вынуждающим внедрять экологические инновации
44,1
39,6
42,5
Добровольное следование общим принципам охраны окружающей среды
76,6
68,6
71,4

Рассмотренные данные показывают, что основными целями компаний являются обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам и добровольное следование общим принципам охраны окружающей среды. Такой результат говорит о перестройке сознания людей и организаций, начале формирования новой экологической культуры и является положительным знаком для будущего устойчивого развития экономики.

Для высокотехнологичных отраслей, таких как возобновляемая энергетика, альтернативный транспорт, экологические инновации требуют активного участия государства. Это объясняется долгосрочным эффектом таких инвестиций и внушительными суммами. Меры государства в таком случае включают в себя прямые и косвенные инвестиции, создание условий, чтобы производителю было выгоднее выпускать более экологичные продукты или же создание таких условий для покупателей, чтобы им было выгоднее приобретать и использовать экопродукцию. К ним относятся штрафы, налоговые льготы, экологические нормы и т.д.

Эффективная ответственность

В менее технологичных отраслях, по статистическим данным [2,3], основной движущей силой, побуждающей компании к реализации экоинновационных проектов, является рыночный механизм. Инвестиции в экоинновации происходят за счет дотаций и льгот со стороны государств на начальном этапе. Но далее следует ответная реакция на уровне предпринимательства и бизнеса. В целом с экономической точки зрения экоинновации выгодны, т.к. производители начинают более эффективно и ответственно создавать свою продукцию, управлять своей деятельностью. Также экологичные технологии обеспечивают компаниям энергоэффективность, высокий уровень социальной ответственности, что поддерживает конкурентоспособность, лидерство и отражается на финансовых результатах, капитализации компаний. Государству же остается лишь оказывать поддержку в некоторых случаях, предоставляя гранты, субсидии, другое финансовое вознаграждение.

В таблице 2 представлены результаты инновационной деятельности по направлению экоинноваций в добывающих и обрабатывающих отраслях производства за 2009–2011 г.

Таблица 2

Результаты экоинновационной деятельности России в 20092011 г. [3]


Высокая степень воздействия
Средняя степень воздействия
Низкая степень воздействия
Воздействие отсутствовало
Число органи­заций
%
Число организаций
%
Число организаций
%
Число организаций
%
Улучшение качества товаров, работ, услуг
1244
38,7
1056
32,8
286
8,9
629
19,6
Увеличение занятости
360
11,2
872
27,1
747
23,2
1236
38,4
Повышение энергоэффективности
553
17,1
955
29,7
620
19,3
1059
32,9
Улучшение условий и охраны труда
590
18,4
1057
32,9
570
17,7
998
31
Снижение загрязнений окружающей среды
437
13,6
887
27,6
655
20,4
1236
38,4

Как видно из таблицы 2, в добывающих и обрабатывающих отраслях наибольшему воздействию инноваций подверглось качество продукции. Экоинновации имели в основном среднюю степень воздействия на повышение энергоэффективности и снижение загрязнений окружающей среды – основные цели экоинновационной деятельности.

При реализации экоинновационных проектов возникает ситуация, в которой нужно выбрать один из альтернативных проектов.

Для выбора проектов, вносящих наибольший вклад в устойчивое развитие экономики, предлагается использовать показатель инновационного уровня проекта (ПИУП). Чем больше его значение – тем более предпочтителен проект.

Показатель состоит из трех составляющих – экономической (x), экологической (y) и социальной (z). При этом Y, Z – это эффект по сравнению с ранее используемой технологией, %

ПИУП представляет собой трехмерную величину, составляющие которой можно представить как координаты вектора, начало которого в точке (см. рис. 1).

Рис. 1. Вектор эффекта проекта

Тогда длина (модуль) вектора представляет собой совокупный эффект проекта:

Но для оценки и сравнения проектов такой величины недостаточно, ибо, во-первых, сравнивать векторы можно лишь тогда, когда они оказываются в одной плоскости, во-вторых, модуль вектора не учитывает его направление (см. рис. 2).

Рис. 2. Сравнение векторов проектов

Под показателем инновационного уровня проекта следует понимать проекцию вектора на вектор нормали к плоскости XYZ (см. рис. 3).

Выбор нормального вектора объясняется равнозначностью трёх составляющих. На практике проекционный вектор определяется позицией государства, которое является основным стимулятором экономического интереса к осуществлению экоинноваций.

Рис. 3. Показатель инновационного уровня проекта

В случае, когда государство задает иной вектор, т.е. проводит иную политику, вектор нормали заменяется вектором с другими координатами и проекция вектора инновационного проекта принимает новое значение.

Направление вектора государственной политики должно определяться исходя из желаемых результатов и возможностей правительства за предстоящий отрезок времени.

Например, если государство желает и представляет возможным значительное улучшение состояния окружающей среды при незначительном улучшении или неизменном состоянии социального и экономического положения, то определяющий вектор будет иметь координаты {1;5;1}.

Выводы

Таким образом, показатель инновационного уровня проекта, сочетающий в себе экономическую, социальную и экологическую эффективности, позволяет оценивать, в какой мере реализуемые проекты соответствуют Концепции устойчивого развития.

Государственная политика диктует условия, в которых предпочтение отдается тому или иному проекту. Используя меры регулирования, такие как налоги, субсидии, штрафы, гранты и др., государство задает вектор, на который должны ориентироваться организации при выборе экоинновационных проектов.

Для определения вектора государственной политики на практике можно дать следующие рекомендации.

1) Определяющий вектор задается государством, исходя из целей, поставленных правительством на определенный, но не короткий срок.

2) Определяющий вектор следует задавать с учетом возможностей государства обеспечить такие условия для предприятий, в которых реализация экологических инновационных проектов будет вызывать экономический интерес или гарантировать финансовую безубыточность.


Источники:

1. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А. Экономика устойчивого развития: Учебное пособие. – М.: Ступени, Москва, 2004.
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: Стат. сборник. – М.: НИУ «ВШЭ», 2012.
3. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: Стат. сборник. – М.: НИУ «ВШЭ», 2013.

Страница обновлена: 21.11.2024 в 23:49:46