Повышение устойчивости экономики на основе токенизации экстерналий

Сафиуллин М.Р.1, Савеличев М.В.2, Ельшин Л.А.1,2, Моисеев В.О.3
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань
2 Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Россия, Казань
3 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2020)

Цитировать:
Сафиуллин М.Р., Савеличев М.В., Ельшин Л.А., Моисеев В.О. Повышение устойчивости экономики на основе токенизации экстерналий // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 6. – С. 1171-1186. – doi: 10.18334/ce.14.6.110527.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43077419
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
В процессе функционирования экономическая система порождает положительные и отрицательные экстерналии. В настоящее время обостряются проблемы, связанные с увеличением отрицательных экстерналий, которые создают глобальные риски для мировой экономической системы. Наиболее острые риски связаны с волатильностью финансовой системы, загрязнением окружающей среды, климатическими изменениями, вспышками новых видов пандемических заболеваний. По мнению авторов, решение проблемы минимизации отрицательных экстерналий возможно путем создания механизма их учета и стимулирования экономических субъектов снижать производимые их деятельностью негативные внешние эффекты и увеличивать положительные внешние эффекты. Для этого авторами предлагается модель токенизация экстерналий на платформе блокчейн. Модель включает: (а) индикаторы целевого поведения экономических агентов, (б) блокчейн-платформу, обеспечивающую хранение данных об величине экстерналий и эмиссию токенов, (в) рыночный или директивный механизм формирования курса обмена токенов экономическими агентами на экономические стимулы (налоговые послабления, гранты, инвестиции и т.д.), (г) оценку результативности экономических агентов по снижению отрицательных экстерналий и повышению положительных экстерналий. Данная статья может быть использована в практической работе федеральных и региональных органов государственной власти, ответственных за реализацию национальных проектов, а также представляет интерес для специалистов в области экономики благосостояния, экономических аспектов использования блокчейн и интернета вещей, поведенческой экономики, экологии.

Ключевые слова: экстерналии, блокчейн, токены, циркулярная экономика, устойчивое развитие, интернет вещей, национальный проект, экология

JEL-классификация: L86, O33, Q56



ВВЕДЕНИЕ

Экономическая система в процессе функционирования, как и любой экономический агент, действующий в рамках данной системы, порождает целый комплекс внешних эффектов, не предусмотренных их целевыми функциями. Внешние эффекты, или экстерналии [1, с. 82–91] (Auzan, Tambovtsev, Shastiko et al., 2005), оказывают отрицательное или положительное воздействие на тех, кто не вовлечен непосредственно в процессы деятельности данных экономических агентов. Наиболее распространенный вид отрицательных экстерналий – загрязнение окружающей среды в процессе производства товаров и услуг, выбросы СО2 автотранспортом, высокий уровень шума, характерный для аэропортов и крупных городов, а также климатические изменения как результат деятельности глобальной экономической системы. Положительные экстерналии связаны с увеличением человеческого капитала в результате развития в стране культурных учреждений (музеев, театров, галерей), снижения уровня преступности там, где молодежи обеспечен широкий доступ к спортивной и досуговой инфраструктуре и т.д.

Основной проблемой наличия экстерналий является необходимость их интернализации, т.е. оценки стоимости и включения ее в стоимость производства товаров и услуг, иначе это производство не осуществляется в условиях экономического равновесия на Парето-оптимальном уровне. В результате наносимый окружающей среде и людям ущерб не возмещается ни в какой форме. Один из основоположников теории экстерналий Артур Пигу предлагал вводить дополнительное налогообложение экономических агентов, ответственных за производство негативных экстерналий, например за загрязнение окружающей среды, выбросы вредных веществ [2] (Pigu, 1985). Такой тип интернализации экстерналий возможен не для всех видов побочных эффектов, а только тех, которые поддаются количественной оценке, а кроме того, можно точно установить, какой хозяйствующий субъект является их источником. Например, можно достаточно просто определить объемы выбросов предприятиями СО2 и установить соответствующую шкалу налогового обременения. Назовем такие экстернали, поддающиеся количественной оценке и имеющие точно определяемый источник их производства (предприятие, фабрика и т.п.) Пигу-экстерналиями.

Р. Коуз в работе «Проблема социальных издержек» [3] (Kouz, 2007) показал, что побочные эффекты (экстерналии) возникают там, где имеются неурегулированные отношения собственности. Подобный подход существенно расширяет инструментарий вариантов интернализации и, что важно, позволяет предложить способы интернализации экстерналий, для которых не всегда возможно указать количественный способ оценки (качественные экстерналии). Следовательно, требуется введение иного метода их исчисления, например через систему общественного голосования с последующей выработкой согласия по оценке уровня тех или иных внешних эффектов. Назовем такой тип Коуз-экстерналиями.

Следует отметить, что при существующей модели экономической системы экстерналии, по крайней мере, в сфере воздействия на окружающую среду, так или иначе воспроизводятся и будут воспроизводиться. Ужесточение экологических норм в сфере производства товаров и услуг, транспорта и энергетики не снимает полностью данную проблему, поскольку «грязные» отрасли, технологические цепи и звенья переносятся в те страны, где соответствующие нормы не являются столь строгими либо вообще отсутствуют.

В Докладе ВЭФ о глобальных рисках в качестве наиболее серьезных угроз признаны: климатические катастрофы, кибератаки, продовольственный кризис. При этом основные виды рисков связаны с природной средой (4 фактора рисков из 10 наиболее вероятных и опасных), состоянием общества (4 фактора рисков) и экономическими процессами (2 фактора) [4].

В связи с этим все большее распространение получает концепция циркулярной экономики, или экономики замкнутого типа, которая, в отличие от текущей линейной модели, нацелена на использование безотходных технологий в производстве и потреблении. Это подразумевает переработку всех отходов, проектирование и производство только такой продукции, которая оптимизирована под многократное использование и последующую безотходную утилизацию, а также переход на возобновляемые источники энергии [5]. По сути, циркулярная экономика ставит во главу угла минимизацию негативных экстерналий и максимизацию положительных.

Переход на такую экономическую модель требует решения двух взаимосвязанных задач:

(1) создание механизма учета положительных и отрицательных экстерналий, возникающих в экономической системе;

(2) создание системы подкрепления (стимулирования) экономических агентов (снижать негативные последствия их деятельности и максимизировать положительные) [6] (Dapp, 2019).

Цель нашего исследования – предложить направления решения вышеуказанных задач.

Для этого авторами разработана модель на основе использования технологий блокчейн и, в частности, механизма токенов и токенизации, а также «Интернета вещей», которые позволяют сформировать на новой технологической базе учет производимых экономическими субъектами положительных и отрицательных экстерналий в целях усиления позитивных внешних эффектов и нивелирования негативных. Ключевым звеном модели является механизм активного участия общества в контроле указанных аспектов экономической деятельности, а также сочетание регулятивных и рыночных инструментов воздействия на экономические субъекты.

Методы измерения экстерналий на основе «Интернета вещей» и блокчейн

В связи с нарастанием глобальных рисков, волатильности цен на сырьевые ресурсы, все больше внимания обращает на себя модель циркулярной экономики, в которой доминируют либо безотходные производства, либо производства, для которых исходным сырьем являются производимые и накопленные отходы [7, 8]. В экономике линейного типа производства уже запрограммировано наличие значительных отходов, поскольку товары проектируются в основной массе без учета необходимости их последующей утилизации и рециркуляции. В результате производственные сектора неизбежно продолжают сталкиваться с постоянным ростом стоимости сырья, поскольку значительная часть его после одного цикла производства и потребления в составе продукта оказывается на свалке. В результате риски компаний вследствие волатильности цен на невозобновляемые ресурсы растут, увеличивается нагрузка на окружающую среду.

В циркулярной экономике любой продукт проектируется исходя из принципа его последующей переработки, вторичного, третичного и так далее циклов использования, после чего он вновь проходит цикл переработки – использования. Кроме того, при производстве максимально используются «чистые» технологии, в основном биологического характера, которые позволяют после утилизации продукции возвратить ее обратно в биосферу. Те компоненты, которые такому возвращению не подлежат, вновь включаются в циклы переработки и использования. Энергия в данной модели поступает только из возобновляемых источников.

На современном этапе экономического и общественного развития можно говорить пока об отдельных элементах циркулярной экономики, которые могут быть внедрены: увеличении доли «зеленой» энергетики в мировом энергетическом балансе, построении отдельных производственных цепочек, функционирующих по замкнутым циклам.

Здесь также возникает проблема экстерналий, поскольку каждый продукт должен нести на себе определенную спецификацию, указывающую, кто должен обеспечивать его повторное использование и конечную утилизацию, каким образом и на чьи средства. Но имеются технологические решения, которые позволяют объективно обеспечить учет подобных внешних эффектов, в частности блокчейн-платформа, «Интернет вещей» (Internet of Things), а также экономика токенов.

Вопросы экономического использования технологии блокчейн находятся в фокусе интереса как ученых, так и практиков. Блокчейн находит свое применение не только как платформа эмиссии различных типов криптовалют, но и в качестве основы для внедрения «умных контрактов», токенов, защищенного хранения данных и др. [9] (Safiullin, Elshin, Abdukaeva, Savelichev, 2019). Отмечено, что распространение блокчейн позволяет повышать уровень доверия в экономической системе, что, в свою очередь, снижает уровень трансакционных издержек [10] (Safiullin, Elshin, Savelichev, 2019).

Блокчейн-платформа расширяет возможности использования потенциала «Интернета вещей» [11] (Chun-Feng Liao, Chien-Che Hung, and Kung Chen, 2019). Существует достаточно много определений «Интернета вещей», которые делятся на несколько типов: перечисление компонентов, включенных в «Интернет вещей»; перечисление желательных характеристик «Интернета вещей»; определение «Интернета вещей» через функции, которые он должен исполнять; а также «Интернет вещей» как концепция [12, с. 23–24] (Dezhina, Nafikova, 2019, р. 23–24). В рамках нашего исследования «Интернет вещей» определяется как совокупность «умных» датчиков, агрегирующих и передающих данные, которые прямо или опосредованно измеряют экстерналии; эти датчики связаны между собой сетью, а на основе анализа передаваемых ими данных формируется комплекс мер в отношении экономических субъектов, чьи экстерналии измеряются. В кратком виде определение можно представить в виде формулы:

IoT = Датчики + Данные + Сеть + Действия.

Стимулирование целевого поведения экономических субъектов

Экономика токенов представляет собой сложную систему подкрепления (стимулирования) желаемого поведения, которая первоначально была разработана и использовалась в системах образования и здравоохранения, однако наработанные в ее рамках методики оказались применимы и в других областях, в частности в экономике [13, 14] (Ivy, Meindl, Overley, Robson, 2017; Kagel, 1972). На основе новейших технологий блокчейн и токенов, эмитируемых на данной платформе, экономика токенов может использоваться для корректировки поведения экономических субъектов в интересах всего общества [15] (Mullen, Maxwell, Bédard, 2015).

Создание системы, в рамках которой интегрируются данные элементы, позволит запустить эффективный механизм снижения отрицательных экстерналий и повышения устойчивости экономики.

Компоненты экономики токенов представлены в таблице 1. Эмиссия токенов осуществляется на платформе блокчейн, конвертация токенов экономическими агентами происходит либо на условиях «умных» контрактов, либо иным способом согласно принятым государством регламентам обмена токенов на налоговые послабления, гранты, инвестиции и т.п.

Таблица 1

Базовые компоненты экономики токенов

Компоненты экономики токенов
Результат
Индикаторы
Целевое поведение экономических агентов
Снижение отрицательных экстерналий, повышение положительных экстерналий
Меморандум ООН по устойчивому развитию
Доклад ВЭФ по глобальным рискам
Национальные проекты РФ
Токены, стимулирующие экономических агентов
Блокчейн-платформа, эмитирующая токены
Интернет вещей для оценки Пигу-экстерналий
Общественная оценка Коуз-экстерналий
Выбор вознаграждения в обмен на токены
Налоговые послабления, гранты, инвестиции
Нормативно-правовая база регулирования блокчейн
График производства токенов
Режим реального времени
Датчики по отслеживанию физических параметров (например, содержание СО2, задымленность, уровень шума)
Мобильные приложения для сбора общественного мнения
График обмена накопленных экономическими агентами токенов
Ежемесячно, ежеквартально, ежегодно
Определяется соответствующим регулирующим актом
Курс обмена токенов
Налоговые послабления, гранты, инвестиции
Определяется соответствующим регулирующим актом. Рыночное обращение токенов на бирже токенов
Источник: составлено авторами.

Экономика токенов обеспечивает подкрепление желаемого поведения экономических агентов в целях снижения производимых ими отрицательных экстерналий и увеличения положительных экстерналий с использованием технологии блокчейн. Данная система включает в себя шесть базовых компонентов: (1) формулировку / индикаторы целевого поведения экономических агентов, (2) токены, эмитируемые блокчейн-платформой для стимулирования экономических агентов, (3) выбор экономическими агентами вознаграждения, получаемого ими в обмен на токены, (4) график производства токенов, (5) график обмена накопленных экономическими агентами токенов, (6) курс обмена токенов. Рассмотрим каждую их компонент.

(1) Определение целевого поведения экономических агентов. Результатом функционирования предлагаемой системы должно стать такое поведение экономических агентов, которое позволит снизить производимые ими отрицательные внешние эффекты и повысить положительные внешние эффекты. Индикаторы, критерии, на которые следует ориентироваться, представлены в документах международного и национального уровня, таких как Меморандум ООН по устойчивому развитию [16], Доклад Всемирного экономического форума по глобальным рискам [4], национальные проекты, принятые в РФ, стратегии, государственные программы и т.д. Сюда следует включить документы регионального уровня: стратегии и программы развития, которые также содержат целевые показатели и индикаторы.

Преимуществом платформы экономики токенов является ее масштабируемость, где в качестве экономических агентов могут выступать страны, регионы, муниципалитеты, компании и т.п., для каждого из которых определяется собственный набор целевых поведенческих сценариев со своими индикаторами и показателями. Обеспечить прием и хранение таких объемов данных позволяет технология блокчейн [17] (Glaser, Hawlitschek, Notheisen, 2019).

(2) Токены, стимулирующие экономических агентов. Токены выступают своего рода криптовалютой, эмитируемой на платформе блокчейн, но в отличие от уже имеющихся разновидностей криптовалют, их эмиссия осуществляется под конкретные показатели, отражающие целевые изменения в экстерналиях. Такой механизм необходим для предупреждения чрезмерной эмиссии токенов и их инфляции. Поэтому ключевым элементом экономики токенов является учет изменений экстерналий.

(3) Выбор экономическими агентами вознаграждения. Полученные экономическими агентами токены должны обмениваться на те виды ресурсов, которые представляют для них наибольшую ценность. Речь идет о создании криптовалютной биржи, на которой экономические агенты в обмен на токены приобретают специфические активы: налоговые послабления, гранты, инвестиционные ресурсы, целевым образом предоставляемые государством. При этом эмитируемые токены можно по аналогии с АВ-токенами (Asset-Backed tokens) [18] можно назвать ЕВ-токенами (Externality-Backed tokens).

(4) График производства токенов. Эмиссия токенов на платформе блокчейн может осуществляться в режиме реального времени, поскольку именно в таком режиме осуществляется запись информации, собираемой с различных датчиков по протоколу «Интернета вещей» (IoT). Аналогично, в режиме онлайн блокчейн позволяет собирать, записывать, верифицировать и хранить оценки, отзывы населения, экспертов, оценивающих ситуацию с экстерналиями и передаваемых через мобильные устройства, компьютеры, терминалы государственных услуг.

(5) График обмена накопленных экономическими агентами ЕВ-токенов. Обмен ЕВ-токенов, в отличие от АВ-токенов, не может осуществляться в произвольном режиме, поскольку это должно быть увязано с процедурами и параметрами бюджетного процесса. В зависимости от того, на какой ресурс претендует экономический агент при обмене ЕВ-токенов (налоговые послабления, гранты, инвестиции), они могут это делать по итогам помесячного, квартального, годового финансирования.

(6) Курс обмена токенов. Возможны варианты фиксированного «курса обмена», когда за определенное количество ЕВ-токенов экономический агент в качестве подкрепления получает от государства фиксированный объем ресурсов, либо используется рыночный механизм, и экономические субъекты осуществляют биржевую котировку ЕВ-токенов в зависимости от спроса на них, а также спроса на различные виды финансовых ресурсов. Поскольку эти ресурсы имеют целевую привязку (например, инвестиции нельзя использовать на выплату налогов и т.п.), то и спрос на них со стороны экономических субъектов будет колебаться. Механизм биржевой котировки ЕВ-токенов представляется более гибким и эффективным, позволяющим оптимизировать расходы государства.

Использование модели для повышения эффективности национальных проектов

Предложенная модель токенизации экстерналий может быть реализована в качестве пилотного проекта в рамках национальной экологической программы, например реализуемого в РФ Национального проекта (НП) «Экология». Данный национальный проект предусматривает к 2024 году качественное снижение экстерналий, связанных с нагрузкой на природную среду. Он включает пакет из 11 федеральных проектов, направленных на улучшение качества воды, воздуха, сохранение лесов, переработку отходов. Анализ мероприятий, включенных в национальный проект, показывает, что они сочетают показатели, которые можно отнести к Пигу-экстерналиям, то есть имеющие количественную измеримость, и Коуз-экстерналии, связанные с качественными факторами.

Так, в разделе 2 Паспорта национально проекта «Экология» [19] представлен перечень целей, целевых показателей с разбивкой по годам до 2024 года. Первичные показатели собираются на уровне городов и районов, затем агрегируются на уровне региона и обобщаются на федеральном уровне. Учитывая общероссийский масштаб национального проекта, это требует формирования достаточно сложной, многозвеньевой управленческой схемы.

Много нареканий со стороны населения вызывает ход так называемой мусорной реформы. По данным статистики, в РФ перерабатывается лишь 10% от общего объема мусорных отходов, ежегодный объем которого составляет 3,5 млрд тонн. 3% отходов сжигается, что, в свою очередь, наносит ущерб экологии, 7% – перерабатывается. В РФ действует немногим больше 200 мусороперерабатывающих предприятий, около 50 мусоросортировочных комплексов [20] (Shemelina, 2019).

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в Федеральный закон № 503 от 31 декабря 2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 декабря 2017 года «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми дан старт масштабной реформе обращения и утилизации ТБО [21]. Цель реформы – достичь показателей в этой сфере на уровне, соответствующем европейским показателям. Пилотные проекты по строительству четырех мусороперерабатывающих заводов в Казани и Московской области должны обеспечить почти стопроцентную переработку мусора на этих территориях.

Однако как показывает ход реформы системы утилизации ТБО, население настороженно воспринимает проекты строительства мусороперерабатывающих заводов, опасаясь возникновения негативных экстерналий, например ухудшения экологии вблизи таких заводов, неприятных запахов, шума, роста выбросов СО2 и т.д. Использование модели токенизации экстерналий позволяет сделать реализацию таких проектов прозрачной для населения, а их самих сделать участниками экспертного сообщества, оценивающего уровень экстерналий и их минимизацию на основе экономики токенов.

Стимулирование указанной реформы в пилотных регионах и далее повсеместно возможно на основе предлагаемой системы токенизации экстерналий с использованием блокчейн-платформы. Реализация такого проекта должна стать составляющей Национального проекта «Цифровая экономика» по направлению «Цифровое государственное управление», которое нацелено на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания госуслуг населению.

Заключение

Предложенная модель использования блокчейн и токенов позволяет исключить иерархичность и централизованность традиционных управленческих и контролирующих контуров, сделать ее децентрализованной и более прозрачной, с надежной системой верификации поступающих в нее данных и безопасности их хранения.

Распределенный характер блокчейн-платформы позволяет обеспечить открытый доступ к данным, так что население сможет после авторизации в системе персонально верифицировать хранящиеся в блокчейн данные, оценивать качество проводимых в рамках национального проекта мероприятий, тем самым формируя объективную оценку Коуз-экстерналий.

Эмитируемые в рамках блокчейн-платформы национального проекта токены будут распределяться между его участниками, включая предприятия, органы региональной и местной власти, активистов из числа населения, инициативные группы, тем самым формируя гибкую систему подкрепления акторов.

Основным препятствием для внедрения системы токенизации экстерналий наряду с техническими вопросами является неурегулированность вопросов использования технологии блокчейн в законодательном поле Российской Федерации. Учитывая это, проект может быть опробован в так называемой законодательной песочнице, предоставляемой Центральным банком России аналогичным проектам. Один из примеров – цифровая платформа «Норникеля» по выпуску и обращению токенов, обеспеченных биржевыми металлами [22] (Burmistrova, 2020). Режим «законодательной песочницы» предусматривает тестирование финансовых инструментов, которые пока не урегулированы текущим законодательством, но в случае успешности такой проверки Центральный банк России может выступить с законодательной инициативой их принятия.


БЛАГОДАРНОСТИ:
Выражаем признательность за помощь в подготовке статьи участникам научного проекта, поддержанного РФФИ № 18-010-00536

Источники:

1. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория: учеб.пособие / А.А.Аузан, В.Л.Тамбовцев, А.Е.Шастико, Е.Н.Кудряшов [и др.]. – Москва: Инфра-М, 2005. – 415 с.
2. Пигу А. Экономическая теория благосостояния, т.1. - М.: «Прогресс», 1985. – 512 с.
3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. — Москва: Новое издательство, 2007. — 224 с.
4. World Economic Forum. Global Risks Landscape 2018. The Global Risks Report 2018 (blog). URL: http://wef.ch/2m7gWWx. (дата обращения 28.05.2020)
5. Towards the Circular Economy Vol. 1: an economic and business rationale for an accelerated transition. The Ellen Macarthur Foundation, 2012. 96 р. URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/publications/towards-the-circular-economy-vol-1-an-economic-and-business-rationale-for-an-accelerated-transition. (дата обращения 28.05.2020)
6. Dapp M.M. Toward a Sustainable Circular Economy Powered by Community-Based Incentive Systems. Business Transformation through Blockchain (Vol. II) H.Treiblmaier, R.Beck (Eds). Palgrave Macmillan, 2019. Pp. 153-181
7. Towards the Circular Economy Vol. 2: opportunities for the consumer goods sector. The Ellen Macarthur Foundation, 2013. 115 р. URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/publications/towards-the-circular-economy-vol-2-opportunities-for-the-consumer-goods-sector. (дата обращения 28.05.2020)
8. Towards the Circular Economy Vol. 3: accelerating the scale up across global supply chains. The Ellen Macarthur Foundation, 2014. 76 р. URL: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/publications/towards-the-circular-economy-vol-3-accelerating-the-scale-up-across-global-supply-chains. (дата обращения 28.05.2020).
9. Сафиуллин М.Р., Ельшин Л.А., Абдукаева А.А., Савеличев М.В. Инструменты и методы исследования развития цифровой экономики в РФ: подходы, алгоритмы, практические результаты / М.Р.Сафиуллин, Л.А.Ельшин, А.А.Абдукаева, М.В.Савеличев – Казань, Издательство ИП Кузнецов Н.В., 2019, - 173 с.
10. M. R. Safiullin, M. V. Savelichev, and L. A. Elshin, “Blockchain as a technology to increase trust and reduce transaction costs in the financial sphere,” J. Adv. Res. Dyn. Control Syst., vol. 11, no. 8 Special Issue, 2019.
11. Chun-Feng Liao, Chien-Che Hung, and Kung Chen. Blockchain and the Internet of Things: A Software Architecture Perspective. Business Transformation through Blockchain (Vol. I) H.Treiblmaier, R.Beck (Eds). Palgrave Macmillan, 2019. Pp. 53-75.

12. Дежина И., Нафикова Т. Интернет вещей: концепции и государственная политика / И.Дежина, Т.Нафикова // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. - том 63, №7. - с.23-31.
13. Jonathan W. Ivy, James N. Meindl, Eric Overley, and Kristen M. Robson. Token Economy: A Systematic Review of Procedural Descriptions. Behav Modif. 2017 Sep;41(5):708-737. doi: 10.1177/0145445517699559.
14. Kagel, John H. Token Economies and Experimental Economics. Journal of Political Economy, Vol. 80, No. 4 (Jul. - Aug., 1972), pp. 779-785
15. N. W. Mullen, H. Maxwell, and M. Bédard, “Decreasing driver speeding with feedback and a token economy,” Transp. Res. Part F Traffic Psychol. Behav., vol. 28, pp. 77–85, 2015, doi: 10.1016/j.trf.2014.11.008
16. United Nations. Transforming Our World: The 2030 Agenda for Sustainable Development A/RES/70/1. URL: https://sustainabledevelopment.un. org/post2015/transformingourworld/publication (дата обращения 28.05.2020)
17. Glaser F., Hawlitschek F., Notheisen B. (2019) Blockchain as a Platform. In: Treiblmaier H., Beck R. (eds) Business Transformation through Blockchain. Palgrave Macmillan, Cham. Pp.121-143.
18. Kotow E. What are Asset-backed Tokens? // Hedgetrade: [сайт] URL: https://hedgetrade.com/what-are-asset-backed-tokens/ (дата обращения 28.05.2020)
19. Паспорт национального проекта «Экология». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018г. №16) URL: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (дата обращения 28.05.2020)
20. Шемелина Е.А. Ликвидация мусора или мусорная реформа // Актуальные вопросы политики и права №5(32) – Электрон.журн. - 2019. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/12May2019/LIKVIDACIYa%20MUSORA%20ILI%20MUSORNAYa%20REFORMA.pdf (дата обращения 28.05.2020)
21. Федеральный закон от 31.13.2017г. No503 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712310021 (дата обращения 28.05.2020)
22. Бурмистрова С. Металл на вес токена. Центробанк одобрил пилотный блокчейн-проект «Норникеля» // РБК Газета: интернет-изд. 2020. 18 фев. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/02/18/5e469c089a794755bbd0989c (дата обращения 28.05.2020)

Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:30:36