Кому выгодна «базовая пенсия»?

Ярошенко С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (22), Октябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
При обсуждении пенсионной реформы в России средства массовой информации широко тиражируют выступления представителей Правительства и Пенсионного фонда. Попробуем же взглянуть на предлагаемые изменения в пенсионном законодательстве глазами простых пенсионеров, а именно тех, кто в наибольшей степени почувствует эти изменения на себе. Главное, что бросается в глаза, это откровенно грабительский характер предлагаемых изменений пенсионного законодательства для нынешнего поколения пенсионеров. Характер ряда таких изменений, на первый взгляд, не виден. В данной статье мы покажем размеры потерь пенсионеров только от одной такой законодательной новации – введения «базовой пенсии»

Ключевые слова: Россия, пенсионная система, федеральный бюджет, налоговое законодательство, базовая пенсия



При обсуждении пенсионной реформы в России средства массовой информации широко тиражируют выступления представителей Правительства и Пенсионного фонда. Попробуем же взглянуть на предлагаемые изменения в пенсионном законодательстве глазами простых пенсионеров, а именно тех, кто в наибольшей степени почувствует эти изменения на себе. Главное, что бросается в глаза, это откровенно грабительский характер предлагаемых изменений пенсионного законодательства для нынешнего поколения пенсионеров. Характер ряда таких изменений, на первый взгляд, не виден. В данной статье мы покажем размеры потерь пенсионеров только от одной такой законодательной новации – введения «базовой пенсии»

13 июля 2001 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проекты трех федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», внесенные Председателем Пенсионного фонда РФ М. Зурабовым от имени Президента РФ В. Путина. Эти проекты устанавливают организационную, правовую и финансовую основы обязательного пенсионного страхования. Законопроект «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в основном сохраняет условия и нормы существующего сейчас пенсионного обеспечения. Принципиальное отличие от действующих норм заключается в том, что он вводит базовую часть трудовой пенсии, определенную на 2002 год в размере 450 рублей. Ключевым здесь является следующее положение законопроекта: выплата базовой части трудовой пенсии будет производиться государством за счет 14% (от начисленной зарплаты) из единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет.

Первый вопрос, который при этом возникает: «Зачем вообще вводиться базовая часть трудовой пенсии?».

Чиновники в своих выступлениях ее часто называют «базовой пенсией», что дает выгодную им путаницу в понятиях. Базовой пенсией, как сейчас в России (в 2001 г. она составляла 186 руб.), так и в других странах, называется социальное пособие, выплачиваемое государством из общих налогов людям, не заработавшим себе на трудовую пенсию. Введение базовой части трудовой пенсии, выплачиваемой всем пенсионерам, позволяет государству выиграть за счет нынешних пенсионеров по труду, средства, затрачиваемые сейчас на базовые пенсии, а также часть средств, идущих на выплату пенсий, финансируемых из госбюджета (военнослужащим, работникам МВД и т. д.).

Второй вопрос: «На каком основании пенсионный платеж становится налогом?».

Поправки в Налоговый кодекс, внесенные в Госдуму в президентском пакете по пенсионной реформе, предусматривают разделение части единого социального налога (взноса), зачисляемой сейчас в Пенсионный фонд РФ, на две равные составляющие: на собственно налог и страховые пенсионные взносы для финансирования страховой и накопительной части пенсии. Однако по действующему законодательству основной признак налога ‑ это безвозмездность, перераспределение денег не является задачей налогового законодательства. Ввод в налоговое законодательство возмездных платежей, как отметил в своем решении Бюджетный комитет Госдумы, выступая против одного из четырех законопроектов (остальные три были утверждены в первом чтении на весенней сессии Госдумы 2001 г.) из президентского пакета по пенсионной реформе ‑ о поправках в закон «О едином социальном налоге», разрушает фундаментальные принципы налогового права.

Третий вопрос: «Почему так мал размер базовой части трудовой пенсии – всего 450 руб., что более чем в 2 раза меньше прожиточного минимума пенсионера?».

Уже сейчас минимальные выплаты пенсионерам составляют, согласно действующему законодательству, 660 руб., что в полтора раза больше предлагаемых 450 руб.

Четвертый вопрос: «Почему Пенсионный фонд РФ заинтересован во введении базовой части трудовой пенсии?».

Анализ показывает, что введение базовой пенсии выгодно Пенсионному фонду РФ. Резко уменьшается объем обязательств Пенсионного фонда по страховому пенсионному обеспечению, ведь формально в страховую систему будет поступать не все 28% от заработной платы, а значительно меньше: уменьшаясь от 12% в 2002 г., 11% . в 2003 г. и т. д. – до 5% в 2009 г. и позже.

Пятый вопрос, на котором мы остановимся более подробно: «Нет ли здесь прямой выгоды для государства?».

Для ответа на этот вопрос и на предыдущие давайте просчитаем последствия действия такого положения. Логика наших действия будет проста. Вначале мы оценим доходы: сколько средств получит федеральный бюджет в 2002 г. за счет 14% от фонда оплаты труда, входящих в состав единого социального налога. Затем определим расходы: сколько потребуется средств из федерального бюджета в 2002 г. на выплату базовой части трудовой пенсии. После чего подведем баланс и определим, кто выигрывает: федеральный бюджет или пенсионеры? Конечно, нам интуитивно кажется, что ответ очевиден, но давайте для аргументации все спокойно посчитаем.

По данным Министерства по налогам и сборам РФ, в I полугодии 2001 г. в Пенсионный фонд РФ было перечислено 222,7 млрд. руб., что составило 28% от фонда оплаты труда в России. По данным Госкомстата, прирост номинальной заработной платы в I полугодии 2001 г. составляет 45,9% по отношению к I полугодию 2000 г. В свою очередь, прирост зарплаты в I полугодии 2000 г. по отношению к зарплате в I полугодии 1999 г. составлял 51,1%. То есть средний темп роста заработной платы составляет 48,5%. И это – осторожная оценка, которую можно распространить на годовой промежуток времени. В 2002 г. ожидается выход части зарплаты из теневой экономики вследствие регрессивной шкалы налогообложения, повышения на 100% в 2002 г. зарплаты бюджетникам, выплата государством задолженности по оборонному заказу и т. д. Более вероятная оценка темпа роста заработной платы в 2002 году равна 70%.

Темп роста единого социального налога прямо пропорционален темпу роста заработной платы. Пользуясь законом сложных процентов, можно оценить поступление в Пенсионный фонд РФ (а это 28% от фонда оплаты труда в составе единого социального налога) во II полугодии 2001 г.: а) при осторожной оценке – 271,38 млрд. руб.; б) при наиболее вероятной оценке – 290,37 млрд. руб. Всего за 2001 г. получается: а) 494,08 млрд. руб.; б) 513,07 млрд. руб. Следовательно, при соответствующих темпах роста заработной платы Пенсионный фонд РФ при действующем законодательстве получил бы в 2002 г.: а) 733,71 млрд. руб.; б) 872,22 млрд. руб. По новому пенсионному законопроекту половина этих денег (14% из 28% от фонда оплаты труда) уйдет в 2002 г. в федеральный бюджет, что составит: а) при осторожной оценке – 366,86 млрд. руб.; б) при наиболее вероятной оценке – 436,11 млрд. руб.

С первой частью задачи мы справились. Теперь осталось подсчитать, сколько потребуется средств из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии, определенную в 2002 г. в 450 руб. ежемесячно. Для этого нам нужно знать численность пенсионеров. Разные источники дают различные оценки численности пенсионеров в России. Возьмем наиболее свежую: 20 мая 2001 года руководство Пенсионного фонда РФ совместно с Минсоцтруда РФ дают цифру 36,4 млн. пенсионеров, из которых 29,0 млн. составляют пенсионеры, получающие трудовую пенсию. Умножая ежемесячную величину базовой части трудовой пенсии на 12 и на количество пенсионеров, получаем, что расходы федерального бюджета на выплату базовой части трудовых пенсий в 2002 г. составит 156,6 млрд. руб.

Теперь подведем баланс: федеральный бюджет выиграет в 2002 г.: а) при осторожной оценке – 210,26 млрд. руб.; б) при наиболее вероятной оценке – 279,51 млрд. руб. Размеры дополнительных средств, получаемых федеральным бюджетом за счет пенсионеров только из-за одного изменения в пенсионном законодательстве, оказываются огромными. Для сравнения: по проекту федерального бюджета на 2002 г. запланированные доходы (с учетом зачисляемой в федеральный бюджет части доходов Пенсионного фонда РФ) составят 1995 млрд. руб., а первоначальный профицит планируется в размере 128 млрд. руб.

Вывод: цена «базовой пенсии» для пенсионеров труда оказывается недопустимо высокой. Каждый пенсионер потеряет в среднем в 2002 г. по новому пенсионному законодательству примерно столько, сколько он получал в прошлом году: а) при осторожной оценке – 604 рубля ежемесячно; б) при наиболее вероятной оценке – 803 рубля ежемесячно. «Базовая пенсия» выгодна государству, получающему от нее значительные доходы, Пенсионному Фонду, резко уменьшающему свои обязательства, но совершенно не выгодна для пенсионеров.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:30