Промышленная политика как интегрированный комплекс развития инновационно-активного предпринимательства производственной сферы
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (83), Ноябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034625
Цитирований: 16 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Автор рассматривает основные тенденции и проблемы в сфере промышленной политики развития инновационно – активного предпринимательства. Предлагается комплекс мер, способствующий структурной трансформации и адаптации промышленного сектора. Результатом должно стать устойчивое развитие промышленности, благоприятная среда для наращивания инновационного потенциала, взаимовыгодная кооперация, сочетание партнерства и конкуренции, рост уровня жизни и благосостояния населения.
Ключевые слова: управление предприятием, инвестиции, промышленная политика, промышленное производство, инновационно-активное предпринимательство
Промышленную политику на современном этапе развития экономики России, на наш взгляд, следует определять как систему мероприятий, способствующую структурной трансформации и адаптации промышленного сектора к рыночным процессам при формировании инновационного пути развития. При этом технологическая политика – это политика, направленная на создание, селекцию, адаптацию и внедрение современных технологий. Инновационная же политика должна рассматриваться в качестве «центральной компоненты» социально-экономической политики страны [6].
Проблемы развития инновационных предприятий в России
Инновационная активность, в свою очередь, характеризуется степенью участия предприятия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видах в течение определенного периода времени [2]. Производственные инновации основаны на внедрении новых технологий, диверсификации производственной деятельности и других процессах. Однако за последнее десятилетие производственным инновациям в России уделяется недостаточное внимание, темпов роста не наблюдается, а доля инноваций в промышленности снижается [1].
По ряду ключевых показателей, характеризующих уровень инновационного развития, Россия уступает многим странам. В среднем инновации осуществляют 10% российских промышленных предприятий (в развитых странах – 25 – 30% ) [4].
Таким образом, в результате непродуманной промышленной политики инновационная деятельность сегодня в России, по нашему мнению, сталкивается с рядом проблем:
- неэффективная структура собственности;
- слабые межотраслевые связи;
- сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий;
- низкая восприимчивость бизнес-структур к инновациям технологического характера;
- недостаточное развитие системы государственно-частного партнерства в реализации инновационных проектов - доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет 0,8 процента (в Германии - 8,8 процента, в Бельгии - 12,7 процента) [4];
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- высокие кредитные риски.
Поэтому кроме создания благоприятного правового и макроэкономического климата основными задачами при реализации промышленной политики, на наш взгляд, должно быть создание специальных механизмов, которые стали бы мощным сигналом инновационного развития в предпринимательской среде и непосредственно воздействовали на притоки промышленных инвестиций инновационно-активных предприятий.
Комплекс развития инновационно-активных предприятий
В настоящее время инвесторам предлагаются отдельные целевые программы по отраслям, не объединенные комплексным подходом реализации единой промышленной политики. Комплекс механизмов по привлечению инвестиций в инновационно-активные предприятия, на наш взгляд, должен быть прозрачным и понятным для инвесторов. В настоящее время эти меры должны разрабатываться в соответствии с целями регионального правительства и создаваемыми кластерами. Данные механизмы должны базироваться на объективных приоритетах – реальных выгодах для промышленных предприятий, для определенных отраслей и общего развития региона [3].
Предлагаемый комплекс развития инновационно-активных предприятий промышленности, по нашему мнению, должен включать следующие меры.
1. Финансирование приобретения технологий до 25% для приоритетных проектов.
Финансирование должно осуществляться на условиях конкурса на возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет.
2. Компенсация затрат на НИОКР до 25% для приоритетных проектов.
Финансирование должно осуществляться на условиях конкурса на возвратной основе. Остальные инвестиции финансируются предприятием. Срок реализации проекта - не более 5 лет.
Данные меры будут способствовать привлечению современных технологий в промышленное производство, так как инновационные проекты имеют более высокую рентабельность.
3. Арендное субсидирование до 40% для приоритетных проектов.
Арендное субсидирование помещений и земельных участков, находящихся в государственной собственности, для создания нового производства должно иметь льготное финансирование на срок не более 2 лет.
4. Механизмы быстрой ратификации (быстрое утверждение проектов - реализация принципа «одного окна»).
При разработке предлагаемого комплекса мер необходимо учесть следующие требования:
- соответствие критериев государственной поддержки стратегическим направлениям промышленной политики;
- усиление целевого характера государственной поддержки;
- четкость критериев и процедур предоставления предприятиям господдержки;
- обеспечение принципа «прозрачности».
Таким образом, на уровне государства необходима:
1) жесткая регламентация интересов и софинансирования отраслей, предприятий и продукции;
2) приоритетность нововведений и концентрация ресурсов на стратегически важных направлениях;
3) регулярность мониторинга и анализа реализации комплексной стратегии развития экономики страны.
Результатом должна стать перестройка структуры отраслевой промышленности, развитие государственных предприятий, усиление в регионах равномерности развития промышленности разных форм собственности, содействие интеграции национальной промышленности в международную среду.
Вывод
На уровне заинтересованных производителей необходимо последовательное превращение идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, маркетинга, производства и сбыта, организации саморегулируемых объединений, региональных и международных инновационных кластеров, технопарков, бизнес - инкубаторов.
Результатом этого должны быть созданы:
‑ условия для устойчивого развития промышленности;
‑ благоприятная среда для наращивания инновационного потенциала;
‑ взаимовыгодная кооперация;
‑ сочетание партнерства и конкуренции между субпоставщиками;
‑ ситуация, усиливающая роль ведущих научных организаций в комплексном решении проблем прикладного поискового характера;
‑ условия для целевой подготовки молодых специалистов в сферу производства;
‑ рост уровня жизни и благосостояния населения.
Источники:
2. Руководство Осло / Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Третье издание / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - Москва, 2006 г.
3. Сидоренко Ю.А., Фролов В.Г. Инвестиционные механизмы развития промышленного производства: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. - 156 с.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 227 - р.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О науке и государственной научно-технической политике».
6. Фролов В.Г. Институциональные факторы развития промышленной политики // Креативная экономика. — 2013. — № 2 (74). — c. 89-95.
Страница обновлена: 30.10.2024 в 07:17:29