Финансирование инновационных процессов в сельском хозяйстве Чувашской республики
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (81), Сентябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034660
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается направления финансирования инновационных процессов в сельском хозяйстве Чувашской Республики. Предлагается использовать комплексный подход к развитию форм государственной поддержки инновационной деятельности в аграрной сфере, основанный на взаимовыгодном участии государства и сельскохозяйственных товаропроизводителей
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка инноваций, инновационные процессы, источники финансирования инноваций
Конкретные технические и технологические идеи превращаются в инновационные технологии и внедряются непосредственно в производство с целью получения новой качественно улучшенной продукции [4]. Однако для внедрения инновационных технологий необходимы значительные инвестиции. Зачастую сельскохозяйственные организации функционируют в условиях нестабильного финансового положения, что сдерживает внедрение инновационных технологий в массовое производство продукции сельского хозяйства. Чтобы решить эти проблемы требуются соответствующие экономические меры, стимулирующие сельскохозяйственных товаропроизводителей для внедрения достижений науки и техники в производство.
Источники финансирования инновационных процессов
Источники финансирования инновационных процессов в сельском хозяйстве можно разделить на следующие группы: заемные, собственные, привлеченные средства.
В настоящее время инновационная деятельность сельскохозяйственных организаций Чувашской Республики осуществляется как за счет собственных, так и заемных ресурсов.
Таблица 1
Источники финансирования инноваций в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики, на 1 января
Показатели
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2012 г. к 2010 г., %
|
Собственный капитал
|
|
|
|
|
тыс.руб.
|
9579121
|
8384436
|
8255767
|
86,2
|
в % к итогу
|
51,1
|
52,8
|
54,9
|
−
|
Долгосрочные заемные средства
|
|
|
|
|
тыс.руб.
|
4870740
|
4096238
|
3567823
|
73,3
|
в % к итогу
|
26,0
|
25,8
|
23,7
|
−
|
Краткосрочные обязательства
|
|
|
|
|
тыс.руб.
|
4281414
|
3398244
|
3215555
|
75,1
|
в % к итогу
|
22,9
|
21,4
|
21,4
|
−
|
Итого финансовых ресурсов:
|
|
|
|
|
тыс.руб.
|
18731275
|
15878918
|
15039145
|
80,3
|
в % к итогу
|
100
|
100
|
100
|
−
|
Как видно из таблицы 1 (см. на с.???), соотношение собственных и заемных источников финансирования инновационных процессов составляет 51,1% и 48,9% в 2010 году против 54,9% и 45,1% в 2012 году соответственно. В целом финансовые ресурсы республики за анализируемые периоды сократились на 19,7% по сравнению с 2010 годом. На это повлияло сокращение заемного капитала, в том числе краткосрочного на 24,9%, долгосрочного на 26,7%.
Для того чтобы определить тенденции изменения финансовых ресурсов в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики изучим состав и структуру заемных и финансовых ресурсов в передовых предприятиях региона – ООО «Ютас» и ОАО «Чувашское по племенной работе». Компания «Ютас» занимается выведением и выращиванием рыбы осетровых пород на теплых водах теплогенерирующей станции в городе Чебоксары. Отличительной чертой тепловодного хозяйства, является темп роста рыбы до товарной продукции в кратчайшие сроки. Компания являемся лидером региона по выращиванию таких видов рыбы как стерлядь, осетр, белуга и гибридов на их основе [5]. ОАО «Чувашское по племенной работе» на протяжении нескольких лет предоставляет сельскохозяйственным организациям племенной скот.
Рассмотрим состав и структуру финансовых ресурсов в ОАО «Чувашское по племенной работе» и ООО «Ютас», представленную в таблице 2 (см. на с.???).
Таблица 2
Состав и структура финансовых ресурсов в крупнейших предприятиях Чувашской Республики
Показатели
|
ООО «Ютас»
|
ОАО «Чувашское по племенной работе»
| ||
тыс. руб.
|
к итогу, %
|
тыс. руб.
|
к итогу, %
| |
Собственный капитал
| ||||
Уставный капитал
|
50
|
0,3
|
15159
|
86,5
|
Резервный капитал
|
−
|
−
|
391
|
2,2
|
Нераспределенная прибыль
|
10431
|
68,5
|
985
|
5,6
|
Итого
|
10481
|
68,9
|
16535
|
94,4
|
Заемный капитал
| ||||
Долгосрочные кредиты
|
1962
|
12,9
|
−
|
−
|
Краткосрочные кредиты
|
188
|
1,2
|
−
|
−
|
Кредиторская задолженность
|
2589
|
17,0
|
990
|
5,6
|
Итого
|
2777
|
31,1
|
990
|
5,6
|
Всего
|
15220
|
100
|
17525
|
100
|
Как видно из таблицы 2, финансирование инновационных процессов осуществляется в основном за счет собственного капитала. Анализ структуры финансовых ресурсов показывает, что в ООО «Ютас» соотношение собственных и заемных ресурсов составляет 68,9% и 31,1% соответственно. В целом, наблюдается оптимальная структура используемого капитала. Это свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятия и развитие инновационных процессов.
Однако в ОАО «Чувашское по племенной работе» наблюдается иная ситуация. Предприятие не привлекает долгосрочный заемный капитал, краткосрочные заемные средства в форме кредиторской задолженности составляют 5,6%, а собственные средства 94,4%. Следовательно, с одной стороны у предприятия нет зависимости от заемных ресурсов, а с другой, не происходит наращивания производственных мощностей предприятия и внедрения современных инновационных технологий.
Меры государственной поддержки инновационной деятельности
В современных условиях развитие инновационных процессов в сельскохозяйственных организациях осуществляется не только за счет собственных ресурсов, так же государство оказывает централизованную поддержку. В рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013−2020 годы» выделяются средства из федеральных и региональных бюджетов на развитие инновационной деятельности.
Меры государственной поддержки инновационной деятельности, осуществляемые в рамках Государственной программы:
− субсидии на уплату процентов по инвестиционным кредитам;
− субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие биотехнологий в растениеводстве;
− субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие биотехнологий в животноводстве и кормопроизводстве;
− субсидии на реализацию инновационных проектов [1].
Средства федерального бюджета в виде субсидий направляются бюджетам субъектов Российской Федерации, которые имеют свои программы поддержки сельхозтоваропроизводителей. Данные программы поддерживаются за счет федерального бюджета на условиях софинансирования [2].
В настоящее время прямая финансовая поддержка на развитие агропромышленного комплекса занимает значительную часть расходов бюджета. В целях определения степени участия государственного бюджета в финансировании инноваций в сельском хозяйстве, рассмотрим основные направления бюджетных расходов, выделенных сельскохозяйственным товаропроизводителям по административным районам Чувашской Республики (см. табл. 3 на с.???) [3].
Таблица 3
Направления бюджетного финансирования инноваций в сельском хозяйстве, на 1 января 2012 года, тыс. руб.*
Районы
|
Направления финансирования
| ||||
Племенное животноводство
|
Элитное семеноводство
|
Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам
|
Всего
| ||
тыс. руб.
|
%
| ||||
Алатырский
|
−
|
14, 8
|
311, 3
|
326,1
|
0,1
|
Аликовский
|
1 489, 8
|
1 665, 0
|
228, 2
|
3341,5
|
1,1
|
Батыревский
|
1 448, 3
|
3 959, 7
|
38 246, 1
|
43654,1
|
14,0
|
Вурнарский
|
1 079, 0
|
3 265, 1
|
13 194, 2
|
17538,3
|
5,6
|
Ибресинский
|
−
|
335, 4
|
1 375, 5
|
1710,9
|
0,5
|
Канашский
|
700, 4
|
2 273, 6
|
2 423, 0
|
5396,4
|
1,7
|
Козловский
|
−
|
840, 7
|
1 183, 5
|
2024,2
|
0,6
|
Комсомольский
|
817, 5
|
3 531, 5
|
11 947, 7
|
6296,7
|
2,0
|
Красноармейский
|
−
|
1 253, 7
|
4 098, 4
|
5352,1
|
1,7
|
Красночетайский
|
−
|
190, 2
|
3 698, 5
|
3888,7
|
1,2
|
Марпосадский
|
−
|
1 594, 5
|
−
|
1594,5
|
0,5
|
Моргаушский
|
4 486, 1
|
1 596, 3
|
7 438,0
|
1352,4
|
0,4
|
Порецкий
|
−
|
115, 7
|
4 720, 1
|
4835,8
|
1,5
|
Урмарский
|
−
|
4 996, 9
|
7 203, 1
|
12200
|
3,9
|
Цивильский
|
380, 1
|
858, 1
|
2 544,3
|
3782,5
|
1,2
|
Чебоксарский
|
5 540, 4
|
2 586, 6
|
128 720, 3
|
136847,3
|
43,9
|
Шемуршинский
|
−
|
254, 4
|
3 298, 9
|
3553,3
|
1,1
|
Шумерлинский
|
−
|
−
|
2 037, 9
|
2037,9
|
0,7
|
Ядринский
|
4 689, 5
|
3 165, 2
|
10 718,0
|
18572,7
|
6,0
|
Яльчикский
|
2 863, 5
|
4 105, 7
|
9 647 ,5
|
16616,7
|
5,3
|
Янтиковский
|
−
|
2 067, 1
|
19 076,5
|
21143,6
|
6,8
|
Из таблицы 3 видно, что основными направлениями бюджетного финансирования инноваций в сельском хозяйстве в настоящее время являются: расходы на племенное животноводство, элитное семеноводство, приобретение техники на основе использования льготных кредитов.
Анализируя направления бюджетного финансирования инноваций по районам республики, можно проследить тенденцию равномерного распределения.
Однако, следует обратить внимание на то, что в удельном весе полученной государственной поддержки среди административных районов наибольшее место занимает Чебоксарский 43,9% или 136,8 млн руб., и Батыревский 14% или 43,6 млн руб. Это свидетельствует, что предприятия этих районов привлекли наибольшее количество долгосрочных кредитов на основе субсидирования процентных ставок. В Чебоксарском районе получили субсидии по льготным кредитам такие предприятия как ОАО «Чувашский бройлер» на сумму 10,3 млн руб., ООО «Чебоксарская птицефабрика» − 48,8 млн руб., ООО «Юрма» −25 млн руб.
Государственную поддержку предприятия использовали для расширения производственных мощностей, к примеру, в ООО «Юрма» произведена модернизация птицеводческого комплекса с реконструкцией 3-х цехов промышленных несушек на 432 тыс. голов, реконструкция 2-х цехов выращивания по 230 тыс. голов. При этом на реализацию проекта привлечено 300 млн рублей кредитных средств, из которых субсидировано 25млн рублей и 82 млн рублей собственных источников.
В целом можно отметить, что в программах государственной поддержки по инновационному развитию сельскохозяйственных организаций Чувашской Республики большую долю занимают субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Это свидетельствует, что инструментами поддержки инновационного развития организаций аграрного сектора республики, являются кредитные инвестиции, прямые вложения в денежной форме [2].
Вывод
Для осуществления эффективного инновационного сельскохозяйственного производства требуются финансовые ресурсы. В этих условиях необходим комплексный подход, основанный на взаимовыгодном сотрудничества государства и предприятий АПК, в развитии дополнительных форм и методов финансовой помощи.
Источники:
2. Липчиу Н., Липчиу К. Финансирование инновационного развития аграрного сектора// АПК: Экономика и управление. − 2012. − № 10. − С. 75−80.
3. Филиппова С.П. Бюджетная поддержка сельского хозяйства и эффективность государственной инновационной политики // Вестник МЭСИ. − 2012. − № 6. − С. 169−172.
4. Шарипов С. Инновационное развитие агропроизводства и факторы его обеспечения // Экономика сельского хозяйства России. − 2012. − № 9. − С. 55−65.
5. Официальный сайт ООО «Ютас» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.utas21.ru/.
6. Оперативная информация Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 23:12:29