Экономические системы утопии: сравнительный анализ идей Томаса Мора и опыта их реализации в Корейской Народно-Демократической Республике

Чилькина К.В., Загорский В.Л., Худошин А.С.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Чилькина К.В., Загорский В.Л., Худошин А.С. Экономические системы утопии: сравнительный анализ идей Томаса Мора и опыта их реализации в Корейской Народно-Демократической Республике // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 9. – doi: 10.18334/ecsec.7.9.121694.



Введение. Одним из ранних политических проектов, реализующих идею фактического равенства граждан, является работа английского политика, юриста, глубоко верующего человека Томаса Мора – «Утопия», написанная в 1516 году. Многие идеи, заявленные Мором в данной работе, как основа социального порядка, актуальны и сегодня. Томас Мор занимал пост лорд-канцлера, являлся вторым лицом в политической системе Англии. Томас Мор в проекте идеального государства, где не должно было существовать частной собственности, отразил свои личные убеждения, профессиональный опыт, сложную экономическую ситуацию в стране [19].

Многие из прогрессивного для своего времени проекта Томаса Мора реализуются современными государствами и приводят к положительным социально значимым результатам. Среди современных российских исследователей существует мнение, что в утопии можно найти практическую реализацию, утопия – это мысленный эксперимент [16]. Однако центральная мысль утопии – отказ от частной собственности на землю в жизни общества – демонстрирует на примере Северной Кореи деструктивное значение этой идеи и попыток ее реализации.

В настоящее время сравнить идеальное государство Т. Мора можно с Корейской Народно-Демократической Республикой (далее – КНДР), где практически реализованы некоторые идеи проекта Мора. Одним из центральных конституционных принципов КНДР, закрепленных в статье 21 Конституции, является принадлежность всего имущества в государстве народу [1]. Государственная идеология КНДР, отраженная в конституционных принципах Республики, не терпит вмешательства в национальную политическую и экономическую идентичность, любые внешние попытки влияния на нее пресекаются со стороны государства.

Основная часть. Центральной идеей политико-правового проекта Т. Мора является отсутствие частной собственности в государстве. Томас Мор полагал, что из-за человеческой гордости невозможно отказаться от пороков государства, среди которых и частная собственность. Все процветающие государства Томас Мор оценивал, как «заговор богачей», которые прибегают к различным хитростям для удержания богатств и использования труда бедняков для удержания такового богатства [11, с. 149]. Частная собственность, деньги, желание богатства порождают эксплуатацию, ущемление одних людей другими. Отказ от денег и частной собственности в государстве, по мнению Томаса Мора, исключил бы алчность, при этом люди не стали бы менее счастливыми, так как пропала бы всякая надобность искать ухищрения для сохранения своих богатств.

Взгляды Мора на частную собственность определялись государственной политикой английского короля, активно развивающего институт частной собственности дворян и торговой олигархии. Англия в XVI в. переживала аграрную революцию, что приводило к изменениям структуры общества. Так называемое «огораживание» в Англии привело к падению качества жизни, огромное количество свободных крестьян остались без земли и работы, без средств к существованию [12]. Английское правительство ввело «кровавое законодательство». Такая политика привела к тому, что народ стал вороватым, склонным к насилию, начались захватнические войны.

Основой экономической системы в проекте Мора являются сельскохозяйственное производство, семья в качестве производящей экономической единицы и натуральный обмен. У всех мужчин и женщин существует общее занятие, - земледелие и ремесло. В Утопии Томаса Мора все обязаны трудиться, заниматься сельским хозяйством и ремеслом [11]. Более того, предполагается, что ребенок в семье должен тяготеть к ремеслу, которым владеет отец семейства. В случае, если ребенок желает освоить другое ремесло, это является поводом для усыновления в другую семью: «если кто имеет влечение к другому занятию, то такого человека переводят в какое-либо семейство, к ремеслу которого он питает любовь» [11]. Из данного обычая можно сделать вывод, что семья не является устойчивой ячейкой общества у утопийцев, ведь по необходимости ребенок может стать частью другой семьи. Семья формируется, исходя из принадлежности к профессии. Семья утопийцев патриархальна, несмотря на широкие права и возможности женщин. Женщины «как более слабые имеют более легкие занятия, обрабатывают шерсть или лён» [14]. Соответственно, гендерное равенство не является таковым, так как женщинам отводятся более легкие профессии. В КНДР трудовая повинность не имеет гендерного деления. В Конституции КНДР в статье 29 закрепляется, что социализм строится посредством созидательного труда работающего народа [1]. Как отмечает Н.Н. Ким, корейские женщины с самого начала построения северокорейского государства рассматривались как равный с мужчинами источник рабочей силы, вовлекаемый в промышленное производство [21].

Семья в работе Мора рассматривается как общественная единица и рабочая, это профессиональное объединение, которое из поколения в поколение перенимает ту или иную профессию. Такое видение семьи, с одной стороны, дает устойчивость социальному порядку, с другой стороны, лишает общество перспективы развития, когда в обществе должны образовываться новые профессии, новые социальные группы. Социум по своей природе и структуре мобилен, что исключается в экономических и политических утопиях. В современной литературе представлена многочисленная критика утопических проектов, где обосновывается их нежизнеспособность [18; 20].

В проекте Томаса Мора рабочее время составляет шесть часов в день, точнее, два раза в день утопийцы уделяют труду по три часа, разделяя труд двухчасовым отдыхом. При этом, данного рабочего времени хватает не только для покрытия всех общественных потребностей, но и, по мнению автора, порождает излишек. Небольшая продолжительность рабочего дня компенсируется полной занятостью населения: «освобождение от работы дается едва пятистам лицам», при этом освобожденные от работы не перестают ее выполнять по своей воле, чтобы показать на своем примере необходимость труда на всеобщее благо.

Представляется, что данная идея Т. Мора является важной для более подробного рассмотрения. Большая пауза между рабочим временем позволяет утопийцам трудиться наиболее эффективно. Современные исследования показывают, что до 60 минут рабочего времени работник тратит на посторонние задачи, не связанные с трудовой функцией [17], таким образом, опровергая идею Томаса Мора.

На острове Утопия отсутствуют частная собственность и деньги, обмен ресурсами осуществляется безвозмездно: «каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким и без всякой оплаты уносит». Такое возможно из-за презумпции Томаса Мора, что ни один человек не возьмет себе больше, чем ему нужно, так как в имеющемся изобилии нет смысла брать лишнее. Семьи ведут практически аскетичный образ жизни, что также не требует излишества ресурсов. Такой взгляд Томаса Мора на человеческую природу и отношение к потреблению идеалистичен, не соответствует реалиям. Только в последнее время современные специалисты начинают анализировать психологическую склонность человека к супер потреблению. До сих пор слабо изучена данная линия поведения человека, которая влияет на развитие социально-экономических отношений, однако специалисты на уровне фундаментальных исследований выявляют связи потребительского поведения человека и развития государственной экономики [6; 10; 13]. Современные экономисты все больше внимания обращают на влияние личных психологических установок, таких, как например, жадность, на тот или иной сектор экономических (рыночных) отношений [15].

Современная Мору Англия представляла собой государство с развитым товарообменом между городом и деревней. Данный опыт обмена, выступающий основой экономического благополучия большого государства, описывает Мор в Утопии, опираясь на него. Согласно Мору, деревня может попросить от города все необходимые ресурсы, получая их от городских властей без какого-либо обмена [11]. Ровно также, деревня может запросить у города граждан для помощи в уборке урожая, за счет чего, такая уборка осуществляется за один день. Благодаря тесному сотрудничеству города и деревни, вторая способна производить больше ресурсов, чем ей необходимо, безвозмездно предоставляя ресурсы городу и столице [11]. В политике современного государства, в том числе и КНДР, идея поддержки деревни государством, ввиду огромной экономической роли деревни и сельского хозяйства, реализуется на разных уровнях в различных формах.

Современная Конституция КНДР 1972 г. и в целом ее правовая система реализуют принципы идеологии чучхе, которая сформировалась в 1950-х годах XX века, как реакция на внешнюю агрессию и попытка сохранить свою национальную идентичность. Идеология чучхе (корейский термин из средневековой корейской философии, буквально означает «вещь, рассматриваемая с позиций субъекта») сочетает идеи марксизма-ленинизма и идеи сохранения корейской национальной идентичности, была сформирована в КНДР как государственная в середине 1950-х годов.

Отчасти идеи чучхе повторяют идеи проекта Томаса Мора, который также предполагал способность людей к самоограничению ради общего блага, их отказ от материального успеха и личного процветания. Основными идеями данной идеологии являются следующие: 1) народ олицетворяет собой общественное движение государства, 2) нация, которая горда за свою страну, не может быть побеждена, 3) экономика КНДР не стремится к получению прибыли, ее главный приоритет – обеспечение населения различными благами, 4) армия на первом месте (политика Сонгун), что означает наделение армейской организации, её должностных чинов широкими полномочиями в системе управления государством, а также, в первую очередь, снабжение армии [4].

Таким образом, экономика КНДР в первую очередь должна обеспечить экономические потребности армии и граждан, а только потом коммерческую прибыль государства. Как отмечает Л.В. Захарова в описании политики КНДР, государство предоставляет деревне необходимые для ведения сельского хозяйства ресурсы, а также осуществляет покупку урожая по фиксированной цене в рамках плана потребления, оставляя право распоряжения внеплановой продукцией за самой деревней [9]. Взаимодействие деревни и города регламентируется Конституцией КНДР. Так, согласно ст. 28 Конституции КНДР, в Северной Корее, в целях обеспечения равенства между рабочим классом и крестьянством, государство устраняет различия между деревней и городом путем усиления руководства над деревней, перевода сельского хозяйства на индустриальную основу (идея унификации и детализации управления экономикой), путем строительства благоустроенных домов в деревне, производственных сооружений для сельскохозяйственных кооперативов [1]. Вопросы взаимодействия города и деревни также рассматривал Высший руководитель КНДР Ким Чен Ын в своем докладе в 2021 году, где были затронуты основные направления развития аграрного сектора и села. В частности, отмечалась необходимость мобилизации сил и средств для помощи труженикам села в важные сельскохозяйственные периоды; государственная поддержка должна также оказываться в отношении благоустройства сельских поселений, в том числе путем приоритетного снабжения деревни необходимым для строительства цементом, оборудованием, стройматериалами и строительными силами [3].

Как отмечает О.Г. Григорьева, правовую составляющую современной КНДР тяжело проследить из-за закрытости её правовой системы, тем не менее, доступные источники говорят о том, что главенствующей формой собственности является государственная [7]. О главенстве государственной собственности свидетельствуют положения главы II Конституции КНДР, из которой следует, что она играет ведущую роль в экономическом развитии Корейской Народно-Демократической Республики. Согласно ст. 21 Конституции КНДР: «право государства на собственность не ограничивается» [1]. Все средства производства в КНДР принадлежат государству и кооперативным организациям. При этом Конституция КНДР закрепляет перечень основных для жизни объектов, которые могут находиться только в собственности государства, в частности: ведущие заводы, фабрики, транспорт, средства связи и др. [7]. У кооперативных организаций в собственности могут быть только мелкие фабрики, рабочий скот, сельскохозяйственные инструменты и др. Обладая подавляющим контролем над собственностью, государство устанавливает плановую систему управления. Благодаря такому методу, управление народным хозяйством, составление бюджета страны и т.д. осуществляется в соответствии с устанавливаемыми партией планами, что, вследствие подробной детализации, должно обеспечивать высокие темпы производства и повышать благосостояние населения.

В КНДР частная собственность предусмотрена для личных и потребительских целей и в равной степени защищается государством. Существенной особенностью является способ её образования: согласно ст. 24 Конституции КНДР частную (личную) собственность составляют доли социалистического распределения по труду (то есть формируется благодаря директивному распределению ресурсов государством), дополнительные льготы, продукция личного подсобного хозяйства.

Рассматривая вопрос труда, Конституция КНДР определяет его как «самостоятельный и созидательный труд трудящихся, освобожденных от эксплуатации и гнета» [1]. В данном ключе, государство стремится делать труд рабочих радостным и плодотворным и при этом добиться полного использования рабочего времени. Особое внимание стоит обратить на то, что в тексте Конституции КНДР отмечается отсутствие безработицы, а также первостепенная направленность всех инициатив и сил рабочего на удовлетворение общего блага, уже потом – собственного интереса. В отличие от проекта Т. Мора, рабочий день – Конституция КНДР устанавливает на два часа больше – 8 часов работы. При этом, государство допускает возможность уменьшать это время в зависимости от характера труда, что является вполне прогрессивным законодательным решением.

Российские исследователи отмечают, что одним из приоритетных направлений в экономике КНДР является следование «социалистической экономической системе» особого образца, свойственного стране [8]. Следование идеологии чухче привело КНДР к острому экономическому кризису, сначала введению карточной системы распределения продуктов питания, в 1990-х – к голоду населения. Данная ситуация потребовала частичного отказа от принципов идеологии чучхе, к обращению к инструментам западной рыночной экономики [4]. При нынешнем лидере Ким Чен Ыне наметился рост прав работников предприятий, в частности, появилась возможность вести инициативную деятельность в социалистической системе [19].

Выводы. Подводя итоги сравнения идей, лежащих в основе экономики проекта идеального государства в эпоху зарождающегося капитализма (представлены в проекте идеального государства английского политика и мыслителя XVI века Томаса Мора), и современного восточного государства на примере Корейской Народно-Демократической Республики, можно сделать следующие выводы. Государственная идеология КНДР (идеология чучхе), закрепленная в Конституции государства 1972 г., повторяет ключевые идеи, раскрытые в проекте идеального государства Томаса Мора (XVI век). Идеология чучхе, на которую опирается КНДР, сформировалась в 1950-х годах в условиях внешней для Северной Кореи агрессии и необходимости защитить свои национальные ценности и экономические ресурсы. В целом идеология чучхе реализует идею автономии, самодостаточности государства, в том числе и экономической автономии и изоляции. Аналогичную идею изоляции транслирует и проект Томаса Мора. Утопия – это остров, население которого слабо участвует во внешних торговых и дипломатических отношениях. Основной производственной единицей в Утопии мора является семья, производящая натуральный продукт, который производится и сосредотачивается в деревне. Одним из главных условий экономического благополучия государства является хорошо налаженный процесс взаимодействия деревни и города. Данный процесс описан в проекте Мора и масштабно реализуется в условиях централизованной экономики КНДР. Современная экономическая система КНДР и подход к трудовым ресурсам показывает обезличивание последних (гендерное равенство). Томас Мор все-таки предусматривал некоторые различия между мужчиной и женщиной, исходя из биологического неравенства полов и их соответствующих возможностей.

В КНДР основой экономики является государственная собственность на землю и объекты крупного производства, некоторые объекты могут находиться в частной собственности [2]. Данные конституционные нормы и основы экономического строя пока сохраняются в КНДР, однако последние 30 лет наблюдаются серьезные экономические проблемы, вплоть до голода населения. Северная Корея развивается в условиях экономической, информационной и новостной закрытости, в полной мере сложно говорить о проблемах реализации идей утопии, однако известно, что в 2012 году был подписан Указ о переходе на новую экономику. Согласно новым нормам предприятия смогут работать самостоятельно, без жесткого государственного регулирования, и будут сами устанавливать цены на свои товары. Однако назначать начальников заводов по-прежнему будет государство, а частным лицам будет запрещено заниматься бизнесом. Уровень коррупции в КНДР очень высок и является системообразующим фактором [5]. Известно, что в стране население систематически голодает, и говорить о благополучии и экономической безопасности не приходится.

Представляется, что экономические системы утопии (проект Т. Мора, идеология чучхе, закрепленная на конституционном уровне, и реализуемая Северной Кореей), исключающие частную собственность на землю, использующие обязательную всеобщую трудовую повинность, ограничивающие свободу передвижения и другие свободы, игнорирующие мотивацию и закономерности поведения человека в социуме, позволяют достичь временного краткосрочного благополучия, в перспективе приводят к социально-экономическому кризису.


Страница обновлена: 04.09.2024 в 15:28:04