Организационно-методическое обеспечение применения технологий IT-аутсорсинга в управлении экономическими системами

Шевченко И.К., Бабикова А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (30), Июнь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12858118
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье с позиции организационного подхода представлена оценка современных технологий аутсорсинга в информационном обеспечении процессов управления, отражена специфика их применения в российской практике, сформулированы основные критерии оценки эффективности аутсорсинга информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, управление, экономические системы, аутсорсинг, эффективность аутсорсинга



Развитие рынка информационных услуг предполагает большой спектр решений в области управления бизнес-процессами, автоматизации процесса принятия решений, а также всех процессов получения, хранения и обработки данных. Требуется адаптация структурно-функциональных особенностей процесса управления в рамках такого комплекса программно-технических решений, который может обеспечить:

- обработку больших объемов данных практически в реальном времени, не влияя на производительность существующих процессов и работ в исходных и целевых системах;

- информационную и коммуникационную поддержку большего количества пользователей, участвующих в процессе принятия управленческих решений;

- использование своевременных данных, отвечающих требованиям необходимости, достаточности, своевременности и сопоставимости;

- организационно-экономическую эффективность использования информационных ресурсов.

Актуальна задача развития процессов информатизации как в формате функционирования экономической системы и ее структурных подсистем, так и обеспечения процесса управления на всех функциональных этапах с учетом объектно-субъектных особенностей принятия решений. Вместе с тем важную роль играют развитие интегрированных форм организации бизнеса с изменением ролевых функций территорий их локализации, сопряженность в развитии процессов концентрации и специализация, что в рамках управления сводится к формированию полииерархичных, матричных структур управления, выделение сервисных и обслуживающих служб, внедрение форм сочетании горизонтального и вертикального взаимодействия в процессе принятия решений.

В данном контексте аутсорсинг, или передача функций, связанных с информационными технологиями, сторонней компании, оказывающей информационные (IT) услуги, предопределяется возможностями сокращения расходов и повышения качества управления за счет унификации функций, более квалифицированного их исполнения. При этом в отличие от передачи сторонним исполнителям услуг сервиса и технической поддержки, которые имеют эпизодический характер, в настоящее время на аутсорсинг передаются функции профессиональной поддержки работоспособности информационных и технических систем, информационной инфраструктуры на основе длительного контракта. Это могут быть поддержка функционирования информационных систем, обеспечение информационной безопасности предприятия, хранение и обработка больших объемов данных, обслуживание программно-аппаратного обеспечения и другие процессы. Важно отметить, что развитие информационных систем приводит к доступности технологий управления бизнес-процессами за счет сокращения времени и стоимости взаимодействия между носителями, исполнителями и владельцами бизнес-процессов.

В последнее время значительно возросли затраты предприятий на аутсорсинг в сфере информационных технологий, что говорит о развитии данного направления. Тем не менее количество обращений к услугам аутсорсеров информационных технологий в нашей стране пока еще значительно ниже, чем в других развитых странах. Во многом это связанно с недостаточно развитым рынком IT-аутсорсинга, в настоящее время он представлен небольшим числом отечественных компаний по сравнению с иностранными.

Одной из распространенных форм аутсорсинга в сфере IT является передача стороннему подрядчику ряда внутренних услуг и внутренних сервисов компании-заказчика, в том числе на основе использования его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры. Развитие данного вида аутсорсинга связанно с устойчивыми тенденциями к расширению сферы применения информационных технологий во всех областях деятельности организаций.

Важное место в данном разрезе занимают системы мониторинга и управления, которые в современных условиях получили достаточно широкое распространение, что может свидетельствовать не только о развитии IT-аутсорсинга как такового, но и информационного обеспечения аутсорсинга процессов принятия решений в структуре и функциях управления.

Последовательно развиваясь, аутсорсинговые модели усложнялись в зависимости от возникающих у заказчиков потребностей. Эволюция моделей аутсорсинга представлена в табл. 1.

Таблица 1

Общая характеристика IT-аутсорсинга

Модель
Преимущества
Аутсорсинг задач
Дает компании-заказчику возможность сконцентрироваться на профильных, ключевых сферах деятельности, оставив решение непрофильных задач внешнему подрядчику
Аутсорсинг бизнес-процессов
На внешнее исполнение передается не решение какой-то задачи, а обеспечение целого процесса в области информационных технологий. Это позволяет более полно реализовать усилия по сокращению и оптимизации расходов
Аутсорсинг ресурсов
Возможность привлечения специалистов узкого профиля для обслуживания IT-инфраструктуры. Они привлекаются на оговоренный срок для решения конкретных задач и выполнения определенных работ. При этом арендуемым ресурсом управляет непосредственно заказчик. Возможность аренды элементов IT-инфраструктуры, что позволяет динамически выделять информационные ресурсы в соответствии с изменяющимися потребностями компании
Аутсорсинг сервисов
Подразумевает значительную экономию средств на обслуживание информационной системы и получение стабильного и качественного уровня сервиса

На сегодняшний день конечной стадией эволюционного процесса развития аутсорсинговых моделей является аутсорсинг сервисов, отличие которого состоит в том, что аутсорсеру передается сервис в целом, а не отдельный элемент инфраструктуры, при этом под сервисом понимаются все составляющие бизнес-процесов компании.

Особенностью современного российского IT-аутсорсинга является тот факт, что состояние зрелости информационных систем быстро приближается к стадии первоначального насыщения, и в перспективе многие функции, такие как поддержка офисных систем, оффшорное программирование, будут достаточно востребованы. Инвентаризация моделей IT-аутсорсинга позволяет предложить обобщенную классификацию его видов, представленную на рис. 1.

Рис. 1. Классификация видов IT-аутсорсинга

Отсутствие устоявшейся модели аутсорсинга, тем не менее, связано с различным уровнем развития бизнес-процессов отечественных компаний и многовариантностью базовых IT-процессов. Большое количество аутсорсинговых контрактов в западных странах объясняется еще и тем, что компании имеют сравнимый уровень формализации бизнес-процессов, поэтому есть возможность предлагать стандартные пакеты услуг, тогда как в отечественной практике большинство аутсорсинговых контрактов являются уникальными. Кроме того, трудности отечественного аутсорсинга связаны с нежеланием собственников и управляющих компаниями отдавать значительные части своего бизнеса, возникает проблема утери контроля над информационной системой предприятия. На втором месте стоит проблема несовершенства методов расчета экономической эффективности применения аутсорсинга.

Оптимизацию процесса внедрения технологий аутсорсинга в управление компанией можно начать с выбора компании-аутсорсера на основании системы критериев, которые позволят заказчику оценить преимущества аутсорсера и нивелировать некоторые опасения, связанные с проблемой информационной безопасности. Примерный перечень таких критериев приведен ниже.

  • 1. Стоимость услуг. Этот показатель особо важен для молодых компаний, финансовое положение которых еще не позволяет привлекать дорогостоящих первоклассных специалистов. Следовательно, можно прибегнуть к услугам менее квалифицированной компании, либо довериться аутсорсеру, находящемуся на рынке сравнительно недавно.
  • 2. Наличие готовых решений. При выборе компании-аутсорсера первоначально следует изучить список предлагаемых ею готовых решений, это поможет решить сразу несколько проблем: снижение стоимости, поскольку стоимость готового решения будет значительно ниже стоимости системы, которую нужно еще разработать; сведение временных издержек к минимуму, так как состояние проекта можно сразу привести в стадию реализации; возможность наглядного представления работоспособной версии, на основе которого можно оценить практические плюсы и минусы требуемой системы. Естественно, готовое решение не будет учитывать всей специфику проекта, однако при возможности его доработки по цене, не сравнимой со стоимостью разработки новой системы, это будет оптимальным решением.
  • 3. Приведенное время выполнения проекта. Приведенное время выполнения проекта охватывает временной интервал от начала работы над проектом до его завершения. Расчетный период разбивается на шаги в зависимости от этапов работы, например, первым этапом может быть анализ бизнес-процессов, вторым выявление проблем управления и т.д. При этом для заказчика может быть важна оценка временного интервала непосредственно выполнения и внедрения результатов проекта, а не времени на подготовительный этап или разработку. Такой метод позволяет планировать денежные поступления и платежи при реализации проекта учитывать неодинаковую стоимость денежных средств во времени, снижая негативные последствия обесценивания денежных средств из-за инфляции.
  • 4. Степень риска. Сегодня серьезные отечественные компании не готовы передать внешней организации хотя бы частичный контроль над данными в области бухгалтерской и налоговой отчетности или управления персоналом.
  • 5. Степень обеспечения необходимого уровня защиты информации. Этот критерий является частным случаем описанного выше. Основу его составляет обеспечение конфиденциальности данных, которые передаются сторонней фирме. Однако здесь стоит сравнить риск утечки данных через персонал компании-аутсорсера и через собственных сотрудников. Как правило, во втором случае риски выше.
  • 6. Зависимость компании от аутсорсера. Компания-заказчик должна оставить за собой контроль над стратегией изменений. Если говорить об аутсорсинге в области IT, то это, прежде всего, IT-стратегия, построение корпоративной IT-архитектуры и информационная безопасность. Данные вопросы предприятие, видимо, должно решать самостоятельно, чтобы не попасть в зависимое от аутсорсинговой компании положение.
  • 7. Схема взаимодействия с партнером. Поскольку аутсорсинг сравнительно новый для России вид услуг, схема взаимодействия заказчик-аутсорсер находится в стадии формирования. Поэтому в ходе взаимодействия возникают проблемы правового, организационного и технического характера. Зачастую на взаимодействие влияет длительность нахождения компании на рынке и опыт обслуживания других фирм.
  • 8. Наличие и стоимость сервисного обслуживания. Одним из составляющих схемы взаимодействия аутсорсера с компанией-заказчиком является сервисное обслуживание. При рассмотрении данного вида услуг следует обратить внимание на его стоимость и время исполнения. Эти критерии должны соответствовать требованиям и возможностям заказчика. Следует отметить, что наличие сервисного обслуживания необходимо при проектировании сетей, баз данных, АСУ и САУ, включающих в себя не только программные средства, но и КТС. Применительно к ПО следует учитывать наличие бесплатной и своевременной технической поддержки.
  • На сегодняшний день привлекательность внедрения IT-аутсорсинга для компаний различного уровня состоит в новых возможностях организации бизнеса. Перспективы использования услуг аутсорсеров зависят и от ресурсов аутсорсеров и от востребованности данного вида услуг. Наиболее перспективными направлениями являются консалтинговые услуги, разработка приложений и IT-менеджмент.

    Источники:

    1. www.outsoursing.ru
    2. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. - М.: Инфра-М, 2007.
    3. Сетевой журнал. www.setevoi.ru
    4. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. – М. : Кнорус, 2009.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:14