Продвижение российских вузов в мировые рейтинги конкурентоспособности: цель близка?
Воробьева Е.С.1
, Краковецкая И.В.2
1 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Скачать PDF | Загрузок: 31 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 5 (Май 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29297515
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья представляет собой продолжение цикла работ авторов, посвященных проблемам оценки международной конкурентоспособности современных университетов. В статье анализируются предметные и отраслевые рейтинги, приводятся индикаторы и показатели глобальных рейтингов ARWU - FIELD по областям наук, ARWU - SUBJECT по тематическим областям, Shanghai Rankings Global Ranking of Academic Subjects, THE Subject Ranking по областям наук, QS World University Rankings by Faculty и QS World University Rankings by Subjectи и др. Представлены результаты, достигнутые российскими университетами в системе мировых отраслевых и предметных рейтингов мировой конкурентоспособности. Результаты, полученные в ходе проведения анализа, подтверждают предположение о том, что отраслевые и предметные рейтинги глобальной конкурентоспособности, позволяют учитывать специфику деятельности университетов, подтверждающих факт того, что российская система высшего образования имеет компетенции международного уровня в конкретных отраслях науки. Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о необходимости более глубокого изучения факторов, влияющих на механизмы повышения конкурентных позиций российских университетов на мировом рынке образования.
Результаты данного исследования могут быть интересны руководителям, преподавателям, научным сотрудникам, аспирантам российских и зарубежных вузов, а также всем интересующимся вопросами глобальной конкурентоспособности на мировом рынке образования.
Ключевые слова: глобальная конкурентоспособность, университеты, отраслевые и предметные рейтинги, мировой рынок образования
Источники:
2. Ашмарина С.И., Шепелев А.В. Исследование трендов современного развития системы высшего образования // Вестник южно-уральского государственного университета. серия: экономика и менеджмент. – 2014. – № 4. – С. 82-89.
3. Абламейко С.В., Журавков М.Д., Самохвал В.В. Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учетом профиля их деятельности // Высшее образование в России. – 2013. – № 8-9. – С. 25-31.
4. Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. – 2016. – № 10(132). – С. 79-86.
5. Бейзеров В.А. Конкурентоспособность университетов и мировые рейтинги вузов // Социология образования. – 2016. – № 6. – С. 80-90.
6. Донецкая С.С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах // Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 20-31.
7. Кушнева О.А., Рудская И.А., Ферсман Н.Г. Мировой рейтинг университетов и Программ а «5–100–2020» Министерства образования и науки РФ как путь повышения конкурентоспособности российских университетов // Общество. среда. развитие. – 2014. – № 2(31). – С. 17-26.
Подопригора М.Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособного вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и аппарата распознавания образов: подходы и инструментарий. / Монография. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 216 с.
9. Попова Д.И. Управление программой повышения конкурентоспособности (проект 5-100) // Научные труды. – 2016. – № 1(23). – С. 72-78.
10. Харченко Е.В., Спицын Е.В., Войташ Л.А. Императивы роста конкурентоспособности российских вузов через призму международных рейтинговых систем // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 6(052). – С. 148-153.
11. Шевченко Д.А., Локтюшина Ю.В. Рейтинг Webometrics: индикатор качества и конкурентоспособности российских университетов на Мировом рынке образовательных услу // Вестник рггу. серия: экономика. управление. право. – 2016. – № 2(4). – С. 95-102.
Sheng-Ju Chan. Enhancing Global Competitiveness: Enhancing Global Competitiveness: University Ranking Movement in University Ranking Movement in Asia. Enhancing Global Competitiveness: Enhancing Global Competitiveness: University Ranking Movement in University Ranking Movement in Asia. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ireg-observatory.org/ireg-6/presentation/shengju.pdf.
13. Резник С. Д., Юдина Т. А., Камбург В. Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия пензенского государственного педагогического университета им. в.г. белинского. – 2012. – № 28. – С. 488-493.
14. Епифанцева А.С. Позиции российских вузов в международных рейтингах // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-7. – С. 1488-1491.
15. Карелина И.Г. Рейтинг вузов, образовательных программ как один из методов оценки качества высшего образования в различных странах: аналит. обзор // Вестник воронежского государственного университета. серия: проблемы высшего образования. – 2005. – № 1. – С. 101-108.
16. Отраслевые и предметные рейтинги как мера вузов РФ // Совет ректоров. – 2015. – № 12. – С. 9-10.
17. Подберезкин А.И., Большова Н.Н., Подберезкина О.А. Современные университеты – кузница идей, технологий и креативного класса // Вестник МГИМО Университета. – 2012. – № 2. – С. 231-244.
Самойлов В.А., Громова Н.В., Улитина Е.В. Международные рейтинги университетов – современный инструмент интеграции России в мировое образовательное пространство. Интернет-журнал «Науковедение». [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/170EVN613.pdf.
Указ Президента РФ №599 от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Администрация Президента. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15236.
20. Воробьева Е.С., Краковецкая И.В. Рейтинговая оценка конкурентоспособности зарубежных и отечественных высших учебных заведений // Научная периодика: проблемы и решения. – 2016. – № 1. – С. 27-40.
Национальный рейтинг России. [Электронный ресурс]. URL: http://univer-rating.ru/txt.asp?rbr=48.
Толковый словарь «Глоссарий». [Электронный ресурс]. URL: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPuqgngylro.
Современный экономический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovarnik.ru/html-economica/v/vesovoy-ko6fficient.html.
Черных А. Университеты разделят по отраслям. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2836046.
Шанхайский рейтинг вузов по направлениям подготовки - 2016. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/abitura_world/20160615/1441512958.html.
НИЯУ МИФИ подтвердил свое мировое лидерство в области физики по результатам предметного рейтинга QS. Нияу мифи. [Электронный ресурс]. URL: https://mephi.ru/content/news/1387/103017/.
27. Мелешкин М.И. Оценка перспективы вхождение ведущих университетов России в ТОР-100 мировых рейтингов университетов по версии Times Higher Education // Экономика и управление. – 2014. – № 6(104). – С. 55-61.
НИЯУ МИФИ подтвердил свое мировое лидерство в области физики по результатам предметного рейтинга QS. Мифи. [Электронный ресурс]. URL: https://mephi.ru/content/news/1387/103017/.
Российские вузы движутся к сотне. Газета.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/science/2015/09/15_a_7757021.shtml.
Секреты роста в международных рейтингах вузов от МИСиС и мировой научной элиты. Российская национальная нанотехнологическая сеть. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnanonet.ru/nanoindustry/medicine/news/99812/.
31. Федорук М. Попадание в ТОП-100 международных рейтингов – это амбициозно, но реально // Ректор ВУЗа. – 2014. – № 1. – С. 22-25.
32. Родионов Д.Г., Ялунер Е.В., Кушнева О.А. Гонка за лидером: правительственная программа «5-100-2020» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 2. – С. 69-86.
33. Балашов А.И., Хусаинова В.М. Проект «5-100»: погоня за глобальной конкурентоспособностью или инструмент перезагрузки национальной системы высшего образования? // Экономика и управление. – 2016. – № 10(132). – С. 79-86.
34. Арефьев А.Л. Об участии российских вузов в международных рейтингах // Ежегодник. – 2015. – № 13. – С. 213-231.
35. Вялков А.И., Мартынчик С.А., Глухова Е.А., Орлова Н.А Эволюция систем и методологии международных рейтингов университетов // Электронный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 16. – url: http://vestnik.mednet.ru/content/view/657/30/.
36. Арефьев А.Л. Глобальные рейтинги университетов как новое явление в российской высшей школе // Социологическая наука и социальная практика. – 2014. – № 3(7). – С. 5-24.
37. Арефьев А.Л. Об участии российских вузов в международных рейтингах // Ежегодник. – 2015. – № 13. – С. 213-231.
Страница обновлена: 05.09.2025 в 23:16:19
Download PDF | Downloads: 31 | Citations: 13
Promotion of Russian universities in world competitiveness rankings: is the target close?
Vorobyeva E.S., Krakovetskaya I.V.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 5 (May 2017)
Abstract:
This article is a sequel to the authors' series of works devoted to the problems of international competitiveness assessment of modern universities. The paper analyses sectoral and subject-specific rankings. We give the indicators and rates of the global ratings ARWU-FIELD in the fields of science, ARWU-SUBJECT in thematic areas, Shanghai Rankings Global Ranking of Academic Subjects, THE Subject Ranking in the fields of science, QS World University Rankings by Faculty and QS World University Rankings by Subject and others. We present the results achieved by Russian universities in the system of global sectoral and subject-specific rankings of global competitiveness. The results obtained during the analysis confirm the assumption that sectoral and subject-specific rankings of global competitiveness allow taking into account the specificity of the activities of universities, which confirm the fact that the Russian system of higher education has international competencies in specific fields of science. The results of the analysis let us conclude that there is a need for a more in-depth study of factors that has an impact on the mechanisms for increasing the competitive positions of Russian universities in the world education market.
The results of the study may be of interest to managers, teachers, researchers, post-graduate students of Russian and foreign universities and to all those interested in global competitiveness in the world education market.
Keywords: universities, global competitiveness, world education market, sectoral and subject-specific rankings
