Особенности инновационного механизма взаимодействия государства и малых промышленных предприятий

Ким М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (71), Октябрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964040

Аннотация:
Государству целесообразно использовать преимущественно косвенные инструменты создания атмосферы доверия при реализации инновационного развития малых промышленных предприятий на региональном и муниципальном уровнях, причем основную финансовую нагрузку следует перенести на долю бизнес-сообщества.

Ключевые слова: инновации, децентрализация, промышленное производство, органы местного самоуправления, малые промышленные предприятия



Переход к инновационному развитию экономики невозможен без существенных инновационных преобразований промышленного производства, в том числе и малых промышленных предприятий (МПП), инновационная активность которых может стать решающим фактором эффективного развития.

Гибкость обусловливает новации

Малые промышленные предприятия составляют разветвленную сеть предприятий, действующую на местных, региональных, на федеральном и международном уровнях. Развитие МПП во многом определяет социально-экономический уровень развития общества, уровень занятости населения. Значительная производственная и экономическая гибкость МПП позволяет адекватно реагировать на актуальные технологические новации и изменение конъюнктуры рынка. Следует отметить ряд характеристик и отличительных особенностей отечественных МПП (рисунки 1и 2) [1, 2]:

1

Рис. 1. Некоторые характеристики МПП

2

Рис. 2. Некоторые отличительные особенности МПП РФ

Полномочия распределяют ответственность

Практическая реализация существующих направлений развития МПП на уровне регионов и органов местного самоуправления (ОМСУ) без участия государства невозможна в существующих рамках времени и законодательства. Государству целесообразно шире применять делегирование полномочий (децентрализацию) с переносом «центра тяжести» на конечный результат. В этих условиях регионы и ОМСУ должны конкурировать [3]:

- в области бюджетных услуг (предоставление в объеме и с качеством, соответствующим предпочтениям населения территории);

- за источники финансирования бюджетных услуг (снижение налоговой нагрузки);

- за привлечение инвестиций для увеличения объемов производства, занятости и доходов населения (решение социальных проблем и увеличение налогооблагаемой базы).

В целом необходимо совершенствование практики взаимодействий в рамках системы «регион – муниципальное образование».

Выводы

Государству для экономии и концентрации ограниченных ресурсов при развитии инновационной инфраструктуры целесообразно использовать преимущественно косвенные инструменты создания «прозрачных» правил и атмосферы доверия при ведении бизнеса (законодательные акты, безусловное гарантирование соблюдения законодательных норм, гарантии финансового обеспечения). Целесообразно комплексное соучастие государства и бизнеса (крупного, среднего и малого) в реализации инновационного развития, причем основную финансовую нагрузку следует перенести на долю бизнес-сообщества [4].


Источники:

1. Аборнева О.И. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (региональный аспект) [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 2010, № 2.
2. Баско О.В. Проблемы доступа малых предприятий к финансовым ресурсам [Текст] // Деньги кредит, 2009, №5.
3. Пономарев А.К. Альянсы бизнеса и государства в инновационных проектах [Текст] / Пономарев А.К., Гончар К.Р. Препринт WP5/2002/06. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
4. Проценко О.Д., Проценко И.О. Факторы повышения конкурентоспособности бизнеса на современном этапе развития экономики // Российское предпринимательство, 2012, № 2.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 00:05:10