Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства
Бакшеева А.Д.1
1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Государственно-частное партнерство *
Том 3, Номер 1 (Январь-Март 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бакшеева А.Д. Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. – 2016. – Том 3. – № 1. – С. 63-78. – doi: 10.18334/ppp.3.1.35139.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=26320635
Цитирований: 9 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье представлено исследование существующих трактовок государственно-частного партнерства применительно к различным сферам экономики. Рассмотрено ГЧП в сфере высшего образования. Проанализировано взаимодействие государства и бизнеса при целевой подготовке кадров.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, высшее образование, целевая подготовка кадров
JEL-классификация: L32, I23, M53
Проблемы эффективности и управления ГЧП-проектами рассматриваются в трудах зарубежных и российских ученых. По мнению автора, существует потребность в систематизации национального и зарубежного опыта для устранения недостаточно полного раскрытия механизмов финансирования проектов и особенностей привлечения средств институциональных инвесторов в различные сферы экономики.
Часто в литературе встречается условное подразделение ГЧП на корпоративную и договорную формы.
В первом случае предполагается создание совместного предприятия или юридического лица (организационно-правовые формы оговорены в ГК РФ).
Во втором случае имеется ввиду довольно широкий круг соглашений:
- концессионные соглашения;
- аутсорсинг;
- договоры аренды;
- контракты на управление;
- операторские соглашения;
- договоры выполнения работ и оказания общественных услуг;
- контракты технической помощи;
- договоры поставок продукции для государственных нужд и др.
Существуют также различные авторские трактовки определения ГЧП.
Центр ГЧП Внешэкономбанка, например, определяет ГЧП как привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания [1].
Использование термина по областям и сферам деятельности приведено в таблице 1.
Таблица 1
Направления исследований ГЧП в различных областях
Автор(ы)
|
Область исследований
|
Г. Фишер, М. Портер, Д. Стиглиц
и др.
|
общетеоретические и
практические основы взаимодействия государства и частного сектора
|
Т. Веблен, Дж. Кейнс,
Р. Коуз
и др.
|
влияние института ГЧП на
развитие национальных экономик
|
Дж. Гэлбрейт, М. Поланья,
Э. Тоффлер, Й. Шумпетер и др.
|
роль экономики знаний в
развитии страны
|
В.Г. Варнавский, М.В.
Вилисов, М.А. Дерябина, В.А. Кабашкин, А.В. Клименко, В.А. Королев,
А.А. Панкратов, А.А. Алпатов, В.Н. Лившиц, С.В. Лившиц и др.
|
основы концепции ГЧП в
российской практике и ее характерные особенности в различных отраслях
отечественной экономики
|
Г.А. Ахинов, Е.Н. Жильцов,
В.М. Зуев, В.А. Похвощев
|
вопросы трансформации роли
государства в социально-экономическом развитии сферы услуг
|
И.Н. Молчанов
|
ГЧП в научной и образовательной
сферах
|
Н.А. Восколович, О.И. Иванов
|
ГЧП в области эндаумент-фондов
|
Е.В. Егоров
|
ГЧП в области особых
экономических зон
|
А.М. Бабич, И.В. Ишина,
М.А. Каткова
|
ГЧП в
области финансирования профессионального образования
|
С.Д. Еникеева, В.Н. Казаков,
В.П. Панкратова, И.Д. Тургель
и др.
|
особенности применения
инструментов ГЧП в различных отраслях экономики
|
Р.П. Колосова, Ж.К. Леонова,
Н.П. Литвинова, Л.Г. Миляева, Т.О. Разумова, С.Ю. Рощин,
В.В. Чекмарев и др.
|
вопросы взаимодействия рынков
труда и образовательных услуг
|
Для применения механизма ГЧП в РФ приоритетными сферами являются:
1. Сфера энергетики:
- энергоэффективность;
- энергоснабжение;
- электроэнергетика;
- энергетика возобновляемых источников;
- топливная энергетика.
2. Транспортная сфера:
- автомагистрали;
- железные дороги;
- авиационная инфраструктура;
- водные пути;
- насосные станции и трубопроводы.
3. Социальная сфера:
- здравоохранение;
- ЖКХ;
- туризм;
- информационные технологии;
- телекоммуникации;
- образование.
Поскольку высшее образование является «поставщиком» национального высококвалифицированного человеческого капитала, в условиях кризисной экономики следует привлекать частных инвесторов именно в эту сферу, заинтересовывая бизнес-сообщество реальным эффектом от партнерства.
Главными вопросами, исследуемыми в работах российских и зарубежных авторов, посвященных ГЧП в сфере ВО, являются:
- определение места ГЧП в развитии ВО и науки,
- объяснение дифференциации ГЧП по различным характеристикам,
- поиск наилучших форм партнерства.
Механизм ГЧП в сфере образования, составленный Д.Н. Ефремовым, представлен на рисунке.
Говоря о взаимодействии сферы образования и реального сектора экономики, не следует забывать о наличии большого количества иных форм сотрудничества бизнес-сообщества и образовательной сферы, не подходящих под определение «государственно-частного партнерства».
Довольно часто бытует ошибочное мнение, что любой вид совместной деятельности этих двух сфер является государственно-частным партнерством.
Рисунок. Схема ГЧП в сфере ВО
Источник: Ефремов, 2012
Согласно изученным источникам, можно выделить три основных вектора взаимодействий сферы образования и бизнес-сообщества.
1. Благотворительность.
Это наиболее типичное направление, сформированное и развивающееся в последние годы. В этом случае работодатель либо иной частный партнер передает образовательной организации ВО определенные ресурсы на безвозмездной основе. Вокруг этой формы не происходит формирования системы юридических соглашений, которые бы предполагали распределение рисков и ответственности (в первую очередь экономической). Также отсутствуют четкие сроки и планирование результатов.
Таким образом, такую деятельность не следует считать государственно-частным партнерством, поскольку отсутствует конкретный проект в системе обмена ресурсами, управления ими или их объединения. Это другая форма взаимодействия, имеющая право на существование и подтверждающая на практике свою значимость, но, с юридической точки зрения, сводящаяся к разновидности меценатства.
2. Социальное партнерство.
Это форма взаимодействия нацелена, как правило, на создание определенного регулятивного механизма, выходящего за пределы интересов конкретного работодателя и определенного предприятия. В данном случае решение вопросов и задач происходит на уровне крупных территориальных образований, субъектов федерации или страны.
Может происходить формирование инструментов для регуляции деятельности конкретных отраслей. В сфере ВО это формирование профессиональных стандартов, а также создание совета при губернаторе по развитию образования, в который обычно входят представители сферы образования и науки, работодатели и представители отраслевых министерств.
Отношения в виде различных форм социального партнерства важны, но они являются лишь процессными инструментами поддержки систем взаимодействия и согласования интересов.
3. Государственно-частное партнерство.
Один из важнейших признаков ГЧП – это система соглашений, а не реализация одного/двух проектов.
Проект ГЧП должен четко прописывать обязательства сторон и юридически верно оформлять механизм управления совместными проектами для всех партнеров.
В сфере образования бюджетные и автономные образовательные организации – это основная организационно-правовая форма, которая не дает возможности в полной мере управлять проектом ГЧП. Так, закон об автономных учреждениях четко предусматривает достаточно небольшие права наблюдательных советов ОУ. Представитель частного сектора, который входит в наблюдательный совет, не может реально повлиять на развитие проекта и не получает возможность управлять даже собственными инвестициями. Таким образом, организационно-правовая форма ОУ важна при выборе инструментов ГЧП.
Некоторые инструменты ГЧП как элемент консолидации ресурсов бизнес-сообщества, государства и образовательной сферы включены в Стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года Минобрнауки РФ.
К ним можно отнести концессионные соглашения [2]. После утверждения типового положения о реализации концессионных соглашений в некоторых субъектах РФ были приняты соответствующие решения, но какой-либо продуктивной работы в сфере ВО по реализации концессионных проектов проведено не было.
По мнению автора, очень большое значение имеет развитие ГЧП-проектов в сфере ВО по управлению содержательным наполнением образовательного процесса.
В таблице 2 представлены данные Федеральной службы государственной статистики за 2015 год по численности населения, участвующего в непрерывном образовании, в Свердловской области.
В рамках наблюдения в Свердловской области было опрошено 4611 респондентов в возрасте от 15 до 72 лет включительно. Обследуемым периодом участия населения в непрерывном образовании являлся год, предшествующий опросу.
Анализ показывает, что почти 40% опрошенных участвуют в непрерывном образовании в той или иной форме, что свидетельствует о том, что и общество, и предприятия осознают значимость образовательного процесса для удовлетворения собственных потребностей.
Также, как показал анализ Положения о порядке участия Министерства промышленности и науки Свердловской области в отношениях, связанных с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, правительство заинтересовано в создании и развитии проектов ГЧП в области целевой подготовки кадров.
Под отношениями, связанными с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, понимаются отношения по вопросам заключения и реализации договоров о целевом приеме, договоров о целевом обучении граждан в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования [3].
В таблице 3 представлена последовательность действий каждой из сторон при заключении договора на целевое обучение, согласно данным сайта Министерства промышленности и науки Свердловской области.
Таблица 2
Численность населения, участвующего в непрерывном образовании, в Свердловской области, тыс. чел.
|
Всего
|
в том числе по формам участия
| ||||
освоение основных образовательных
программ
|
освоение дополнительных
образовательных программ
|
дополнительное обучение на работе
|
посещение мероприятий
просветительского характера
|
самообразование
| ||
Население,
участвующее в непрерывном образовании возрасте 15–72 лет – всего
|
1822,0
|
455,2
|
379,6
|
938,5
|
389,5
|
1044,0
|
из
них:
| ||||||
в
трудоспособном возрасте
|
1546,2
|
403,8
|
336,6
|
843,0
|
314,1
|
884,0
|
в
том числе по полу:
|
|
|
|
|
|
|
–
мужчины
|
876,9
|
212,2
|
157,8
|
513,2
|
130,7
|
453,0
|
–
женщины
|
945,2
|
242,9
|
221,8
|
425,2
|
258,7
|
591,1
|
в
том числе по типу поселения:
|
|
|
|
|
|
|
–
городское население
|
1597,9
|
396,8
|
339,8
|
838,4
|
370,8
|
934,2
|
–
сельское население
|
224,1
|
58,3
|
39,8
|
100,0
|
18,7
|
109,9
|
в
том числе по статусу участия в составе рабочей силы:
|
|
|
|
|
|
|
–
занятые в экономике
|
1391,6
|
171,2
|
280,8
|
934,7
|
260,8
|
748,3
|
–
безработные
|
58,1
|
33,4
|
9,1
|
3,8
|
21,2
|
43,5
|
–
не входящие в состав рабочей силы
|
372,3
|
250,6
|
89,6
|
0,0
|
107,5
|
252,2
|
В таблице 4 представлен сводный итог по потребности в специальностях промышленных предприятий Свердловской области.
Таблица 4
Сводные итоги потребности в направлениях подготовки
Бакалавриат
|
Магистратура
|
Химия
Химическая технология Экономика Электроэнергетика и электротехника Энергетическое машиностроение Металлургия Машиностроение Технологические машины и оборудование Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств Автоматизация технологических процессов и производств | |
Управление
персоналом
Теплоэнергетика и теплотехника Материаловедение и технологии материалов Приборостроение Электроника и наноэлектроника Инфокоммуникационные технологии и системы связи Управление в технических системах Информатика и вычислительная техника Информационные системы и технологии Прикладная информатика |
Наземные
транспортно-технологические комплексы
Радиотехника Конструирование и технология электронных средств Управление качеством Стандартизация и метрология Информационные системы и технологии Биотехнология |
Наибольшую потребность в кадрах, согласно этим таблицам, предприятия промышленности испытывают по направлениям «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Машиностроение».
Поскольку не многие вузы могут обеспечить данную потребность, то заявки на заключение договоров последние два года (2015–2016 гг.) подавали только 5 образовательных организаций ВО.
В 2015 году планируемые направления подготовки были опубликованы Министерством по Уральскому федеральному университету, Уральскому государственному лесотехническому университету [4], Уральскому государственному горному университету [5], Уральскому государственному экономическому университету [6], Российскому государственному профессионально-педагогическому университету [7]. При этом официально были выложены на сайт согласованные заявки только с УрФУ и УГГУ.
В 2016 году направления подготовки в ВУЗах выложены по Новоуральскому технологическому институту НИЯУ МИФИ [8], Российскому государственному профессионально-педагогическому университету [9], Уральскому федеральному университету, Уральскому государственному лесотехническому университету [10], Уральскому государственному горному университету [11]. Контрольные цифры приема на конец марта согласованы с первыми двумя вузами.
Таким образом, имеет смысл увеличение числа ГЧП-проектов в сфере ВО в аспекте содержания образовательного процесса путем совершенствования нормативно-правовой базы и стандартных форм ГЧП-соглашений, формирования институциональной среды партнерства и создания системы мотивов и стимулов для участников партнерства.
[1] Портал «Государственно-частное партнерство в России».
[2] Постановление Правительства РФ от 05.12.2006 № 748 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения» (ред. от 20.01.2015).
[3] Положение о порядке участия Министерства промышленности и науки Свердловской области в отношениях, связанных с целевым обучением по образовательным программам высшего образования, утв. Приказом Министерства промышленности и науки Свердловской области от 13.03.2015 № 89.
[4] Количество бюджетных мест (1150 мест) по каждому направлению в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» на очную и заочную формы обучения на 2015 год (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/lesteh.doc
[5] Информация о планируемых показателях целевого приема в 2015 г. в УГГУ (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/uggu.pdf
[6] Приложение (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/urgeu.pdf
[7] План приема (количества мест для приема) на обучение по каждой совокупности условий поступления на программы бакалавриата очной формы на места бюджетного (в рамках контрольных цифр) приема и на места с оплатой стоимости обучения 2015/16 уч. год (с выделением мест для целевого приема в рамках КЦП) (2015). http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/rgppu.pdf
[8] КЦП приема Новоуральского технологического института НИЯУ МИФИ на 2016 год (лица, обучающиеся за счет средств Федерального бюджета) (2016). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/mifi2016.doc
[9] План приема (количества мест для приема) на обучение по каждой совокупности условий поступления на программы бакалавриата очной формы на места бюджетного (в рамках контрольных цифр) приема и на места с оплатой стоимости обучения 2015/16 уч. год (с выделением мест для целевого приема в рамках КЦП) (2015). http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/rgppu.pdf
[10] Количество бюджетных мест (1150 мест) по каждому направлению в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет» на очную и заочную формы обучения на 2015 год (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/lesteh.doc
[11] Информация о планируемых показателях целевого приема в 2015 г. в УГГУ (2015). Режим доступа: http://mpr.midural.ru/UPLOAD/user/file/uggu.pdf
Источники:
Морозова, И.А., Мысин, М.Н. (2015). Влияние стратегического партнерства государственных вузов и бизнес-структур на уровень инвестиционной привлекательности региона. Государственно-частное партнерство, 2(2), 101–112. doi: 10.18334/ppp.2.2.1861
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:26:01