Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Васюкова А.Н. Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в России // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 100-104.
Аннотация:
Учитывая тот факт, что от каждого сотрудника фирмы требуется получение конкретного экономического результата, возглавлять управление персоналом должны экономисты. Сегодня уже недостаточно пользоваться только услугами психологов, социологов, физиологов и других специалистов. Необходимы новые инструменты управления персоналом, которые позволят экономистам принимать решение о целесообразности распределения трудовых ресурсов фирмы. Это возможно сделать только через управление корпоративной творческой энергией специалистов, привлекаемых к выполнению бизнес-планов.
Ключевые слова: оплата труда, Россия, прожиточный минимум, инструменты управления предприятием
Продолжение. Начало в 6/2001
В смешанной экономике с высокой долей частной собственности огромное значение имеет рыночная составляющая заработной платы. Она обусловлена действием механизма конкуренции, определяется соотношением спроса и предложения на рабочую силу, конечными результатами деятельности предприятия и другими рыночными факторами. Кроме объективных рыночных факторов в российской экономике действуют и субъективные, главный из которых – большие различия в развитии рыночных отношений по регионам страны и отраслям экономики.
Наряду с перспективными, быстро развивающимися рынками (из регионов следует отметить Москву, из отраслей ‑ связь, особенно мобильную) имеются депрессивные, стагнирующие (к подобным регионам относятся многие автономии, из отраслей экономики можно назвать сельское хозяйство). В результате на рынке труда складываются огромные различия в цене рабочей силы и большая разница в заработке работников. Вместе с тем, когда возникает необходимость оценить общий размер заработка с позиций уровня жизни его получателей, недостаточно ориентироваться лишь на прожиточный минимум (ПМ) или минимальный потребительский бюджет (МПБ), которые, как уже подчеркивалось, применимы в границах простого воспроизводства рабочей силы. Уровень развивающего потребления определяет бюджет высокого достатка (БВД). Соответствие ему общего заработка свидетельствует о высоком уровне заработной платы.
Текущее потребление оптимального характера, т.е. соответствующее полному удовлетворению разумных потребностей, может позволить себе в современных условиях лишь часть населения (так называемый средний класс ‑ middle class). Динамика численности этого слоя характеризует рост благосостояния страны. Поэтому обеспечение заработной платы, позволяющей потреблять на уровне потребительского бюджета высокого достатка, является важной перспективной задачей социально-экономической политики государства. Сопоставление численности и динамики групп населения с зарплатой ниже минимального и выше потребительского бюджета высокого достатка является важным индикатором эффективности проводимой социально-экономической политики.
Таким образом, существует настоятельная необходимость использования в организации заработной платы потребительских бюджетов разного уровня достатка.
Рассмотрим возможный механизм организации заработной платы с использованием потребительских бюджетов населения. Для этого необходимо связать бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка с тарифной системой и уровнями заработной платы.
Для сохранения регулирующей роли тарифных ставок, их размер должен определяться в соответствии с нормативными потребительскими бюджетами, дифференцированными по тяжести и напряженности труда и с учетом достигнутого уровня заработной платы работников. При этом оплата по тарифу как гарантированная часть заработка не должна опускаться ниже определенного уровня, согласованного в ходе переговоров социальных партнеров – работодателей и работников.
В конце декабря 2000 г. Центральный совет Горно-металлургического профсоюза России и Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России заключили Отраслевое тарифное соглашение на 2001- 2002 гг. Как и тарифные соглашения в других секторах экономики, оно регулирует социально-трудовые отношения между работодателями и работниками, устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для трудящихся. Его нормы определяют нижнюю границу социальной защиты в отрасли и распространяются на миллион работников. В этих соглашениях впервые реализована идея объективной оценки минимально приемлемой цены рабочей силы.
Так, минимальная заработная плата рабочего 1-го разряда основного цеха металлургического производства по этому соглашению составила 2700 руб., рабочего 5-го разряда – 4200 руб.
При расчете тарифных ставок был использован минимальный отраслевой стандарт оплаты труда - СТмо. Это ‑ минимально допустимый размер заработной платы рабочего основной (базовой) профессии отрасли, обоснованный минимальными нормативами потребления материальных благ и услуг, необходимых для восстановления жизненных сил и энергии работника и расходов на содержание иждивенцев с учетом региональных особенностей условий жизни населения.
СТмо = (Бмп + Дси) * Крд
где Бмп – минимальный потребительский бюджет работника базовой профессии отрасли – вальцовщика стана горячей прокатки 5-го разряда;
Дси –доплата на содержание иждивенцев;
Крд – коэффициент региональной дифференциации СТмо.
При расчете минимального отраслевого стандарта оплаты труда к минимальному потребительскому бюджету работника базовой профессии отрасли прибавляется доплата на содержание ребенка. Полученная величина корректируется на коэффициент региональной дифференциации минимального стандарта оплаты труда. В качестве инструмента для учета региональной дифференциации минимального отраслевого стандарта оплаты труда используются соотношения прожиточного минимума трудоспособного населения отдельных регионов России, в которых расположены предприятия горно-металлургического комплекса, к величине прожиточного минимума в среднем по РФ. По расчетам СТмо на предприятиях горно-металлургического комплекса составил от 6400 руб. в Липецкой области до 8600 руб. в Забайкалье.
В основу определения минимального размера оплаты труда (МРОТ) необходимо положить прожиточный минимум трудоспособных россиян. Оплату труда даже на минимальном уровне необходимл ориентировать на потребности работника простого труда. В современных условиях различия в тяжести и напряженности труда работников конкретных профессий учитывается в тарифной части заработка.
Естественно, что оплата труда работников первого разряда тарифной сетки не может быть ниже МРОТ. Это в свою очередь означает, что вслед за ростом минимальных гарантий по оплате труда требуются изменения в размерах тарифной части заработка.
Важнейшим инструментом регулирования заработной платы является давно зарекомендовавшая себя ‑ тарифная система. Ее социально-экономическое значение заключается в возможности обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты, реализации принципа равной оплаты за равный труд в пределах всей экономики, достаточной дифференциации тарифной части заработной платы работников в зависимости от качества и условий труда.
Тарифные ставки работников должны устанавливаться с учетом следующих требований:
Таким образом, сохраняет свое значение согласованная в переговорном процессе минимальная тарифная ставка рабочего базовой профессии отрасли. Это не означает, однако, что радикально ограничиваются рыночные отношения в оплате труда, когда размеры оплаты труда определяются предприятиями и организациями на основе конечных результатов деятельности. Согласованные и закрепленные в отраслевых тарифных соглашениях уровни тарифных ставок, ниже которых не может оплачиваться определенный вид труда – это минимум, гарантируемый субъектами социального партнерства в рамках отдельной отрасли.
В современных условиях государство выступает уже не в роли монопольного работодателя, а в роли регулятора-посредника отношений в социально-трудовой сфере. Обретение предпринимателями хозяйственной самостоятельности ведет к тому, что государственная власть перестает нести прямую ответственность за их деятельность. Органы государственного управления выходят из непосредственного участия в производственном процессе и становятся нейтральными по отношению к работодателям и работникам.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:06