Интеллектуальный капитал как основа формирования организации в экономике знаний
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (62), Февраль 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17311645
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Целью данного исследования является анализ теоретических основ интеллектуального капитала и выявление роли интеллектуального капитала и знаний в формировании организации.
Ключевые слова: менеджмент, интеллектуальный капитал, экономика знаний, человеческие ресурсы
Современная экономическая наука уделяет пристальное внимание выявлению роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективного функционирования экономических систем, их интенсивного развития и повышения качественного уровня производства. Данная проблема особенно актуальна для России, находящейся на этапе трансформации экономической системы в рамках инновационно ориентированного вектора развития. Исследования механизмов влияния интеллектуального капитала на экономические процессы основываются на том факте, что воздействие его составляющих, и, в первую очередь, человеческих ресурсов, качественно отличается от использования материально-вещественных активов предприятий и организаций.
Синергия способствует успеху
Актуальность проблем развития интеллектуального капитала связывают с переходом к постиндустриальному обществу и формированию нового типа мировой экономики основанной на знаниях (knowledge-based economy). В постиндустриальный период изменяется структура факторов производства и становится очевидной превалирующая роль интеллектуальной составляющей ресурсной базы организации как основного источника ее конкурентных преимуществ. В центре внимания оказывается человек как носитель интеллекта, а следовательно, и определенных способностей к творческой деятельности. В таких условиях интеллектуальный капитал организации как совокупность ее интеллектуальных ресурсов становится ключевым фактором формирования успеха и достижения целей экономического роста организации на основе повышения ее конкурентоспособности.
Существует ряд определений интеллектуального капитала, анализируя которые предлагается определить категорию интеллектуального капитала: интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции. Другими словами, это нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети.
Одна из особенностей интеллектуального капитала заключается в его неаддитивности, обоснованной тем, что он формируется не простым сложением его отдельных частей, а на основе их взаимодействия и достижения синергетического эффекта. В процессе взаимодействия отдельных составляющих интеллектуального капитала возникает положительный эффект, который непропорционален приложенным усилиям, в силу чего результат успешного формирования интеллектуального капитала организации заключается в эффективном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов интеллектуального капитала. Одним из вариантов эффективного взаимодействия является взаимоотношение с внешними контрагентами организации с включением их во внутрикорпоративные системы и закреплением там с целью широкого использования сотрудниками.
Поскольку интеллектуальный капитал по своей структуре неоднороден, то большинство исследователей выделяют три составляющих: человеческий капитал; структурный (организационный) капитал; потребительский (клиентский) капитал. Все элементы структуры интеллектуального капитала взаимосвязаны и играют определенную роль в достижении целей организации (рис.1).
Рис.1. Структура интеллектуального капитала [2]
Гибкие настройки
Изменения в современной экономике повлияли на значительное смещение акцентов в активах организаций. Если в индустриальной экономике стоимость предприятия большей степенью определялась ее материальными ценностями, то в экономике знаний капитал определяется стоимостью интеллектуальных активов, базирующихся на знаниях сотрудников, каковые выступают основным фактором результативности работы фирм. Организации, в которых инвестиции в исследования и развитие интеллектуального капитала начинают превышать вклады в основные фонды, становятся интеллектуальными.
Интеллектуальная организация – это система, вооружающая людей необходимыми инструментами для решения задач, формирующая лидеров. Работники оценивают себя, свое место и роль в компании, анализируют само предприятие с точки зрения базы знаний; определяют, что именно понимается под переменами, составляют план своей деятельности, согласующийся с генеральным направлением развития фирмы. Сотрудники в интеллектуальной организации являются профессионалами, способными устанавливать цели, выбирать и реализовывать средства для их достижения, контролировать и оценивать результаты с помощью ресурсов знания всей системы.
Интеллектуальная организация основывается на понимании работниками смысла своей деятельности и использовании интеллекта на благо отдельных сотрудников, всей организации и общества в целом. Интеллектуальная организация отличается от иерархической и рыночной структуры, прежде всего преобладанием не физической, а умственной работы, не регламентированной жестко в пространстве и времени, стирающей грань между обучением и работой.
Архитектура интеллектуальных организаций благодаря современным коммуникационным технологиям является гибкой структурой, способной изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия. Работники среднего и нижнего звена управления свободно выбирают способы координации групп с работой организации в целом, делают организацию дееспособной и адаптивной. Безусловно, самоорганизация гибких систем требует новых форм дисциплины труда и контроля с широким вовлечением работников в процесс принятия решений для того, чтобы лучше определить, какие связи и группы связей работают и становятся выгодными, а какие являются неэффективными.
Из вышесказанного следует, что интеллектуальная организация представляет собой естественное развитие обучающейся организации. Концепция интеллектуальной организации является полноценной моделью постиндустриальной организации, ориентированной на непрерывное накопление и реализацию интеллектуального капитала, развитие партнерских отношений между собственниками и специалистами, определяющими развитие организации в областях ключевых компетенций и другими аспектами организации.
Огромную роль в развитии интеллектуального капитала подобных организаций играют знания, определяемые как потенциал для действий, имеющих тесную связь с результатами. Эффективное использование знаний позволяет увеличивать темпы инновационной деятельности, своевременно проводить реструктуризацию бизнеса, что приводит к росту эффективности работы организации.
В связи с этим в современных организациях формируется новая функция управления, цель которой состоит в аккумулировании интеллектуального капитала, выявлении и распространении имеющихся информации и опыта, создании условий для распространения и передачи знаний.
Использование и наращивание интеллектуального капитала, управление знаниями и связанная с этим профессиональная компетенция кадров базируются на применении интеллектуальных систем, информационных технологий и ресурсов, которые обеспечивают выживание и экономический успех компаний (табл.) [5].
Таблица
Структура системы управления знаниями организации
Подсистема управления знаниями
|
Основные компоненты
|
Информационные технологии аккумуляции знаний
|
- распределенные базы знаний и информации, аккумулирующие знания по различным направлениям;
- электронные библиотеки информации, знаний и технологий |
Информационные технологии обработки знаний
|
- компьютерное обеспечение групповой работы или корпоративная информационная система, ориентированная на создание и использование знаний специалистами компании;
- геоинформационные системы, используемые для моделирования сооружения нефтегазотранспортных систем; - классические поисковые информационные технологии, используемые для поиска справочной и вспомогательной информации по актуальным вопросам; - информационно-аналитические, экспертно-аналитические, проектно-конструкторские, расчетно-аналитические и прочие системы, ориентированные на увеличение масштабности использования информации в соответствии с потребностями компании; - новые поисково-информационные технологии, ориентированные на интегрирующую, аналитическую обработку распределенной информации в вероятностных условиях неопределенности на основе методологий байесовских интегрирующих технологий |
Информационные технологии распространения знаний
|
- интернет-сети, использующие современные стандарты передачи данных;
- система дистанционного бизнес-образования |
Необходимо формировать такой подход к управлению знаниями, который соотносит, уравновешивает и интегрирует организационные, человеческие и технологические компоненты знаний (рис.2).
Рис.2. Интеллектуальный капитал как основа формирования знаний в организации
Выводы
Интеллектуальный капитал затрагивает практически все элементы деятельности организации, формируя трудно поддающуюся учету часть ее стоимости, и эта часть все более увеличивается, тем самым, выдвигая на первый план вопросы управления интеллектуальными ресурсами организации.
Формирование единой стратегии управления интеллектуальным капиталом и оптимизация управления его элементами позволит увеличить синергетический эффект от использования интеллектуальных ресурсов и создаст условия для более глубокого раскрытия потенциала организации.
Источники:
2. Интеллектуальный капитал [Текст] / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик. – СПб: Питер, 2001 (Серия «Теория и практика менеджмента»).
3. Карпова Н.Н. Интеллектуальные активы для успешного развития бизнеса [Текст] // Бизнес-образование, 2008, №2.
4. Пулявина Н.С., Волгина О.Н. Интеллектуальная организация – путь к совершенству. Справочник по управлению персоналом, №2 [Текст]. – 2005
5. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций [Текст] / Пер. с англ. – М.: Поколение, 2007.
6. Шапиро В.Д. Интеллектуальные системы современного бизнес-образования [Электронный ресурс] // www.idi.com.ru.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:49:43