Конкурентные преимущества: роль знаний и интеллектуального капитала
Аренков И.А.1,2, Ябурова Д.В.2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 Санкт-Петербургский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 3 (Март 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23295034
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На современном этапе мирового хозяйства знания становятся важным фактором экономического роста, а интеллектуальный капитал занимает центральное место в структуре капитала компании. В данной статье описывается цепочка создания конкурентных преимуществ компании в условиях информационной экономики. Раскрывается значимость управления знаниями в организации как значимого базового элемента процесса формирования конкурентных преимуществ. Описывается процесс трансформации знаний в интеллектуальный капитал, а также ресурсов интеллектуального капитала в конкурентные преимущества.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, управление знаниями, конкурентное преимущество, менеджмент знаний
В условиях динамично развивающегося информационного обмена проблема владения информацией и знаниями выходит на первый план. В момент перехода от индустриальной экономики к информационной знания становятся стратегическим ресурсом организации. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но также конкурентоспособности и экономического развития организации.
Знания и информация
Под термином «знания» подразумевается информация, используемая людьми при необходимости, согласно установленным правилам и процедурам, с учетом их отношения к ней. В отличие от знаний, «информация» – связный поток данных, представленный в контексте для дальнейшего использования. Таким образом, знания можно считать «одушевленной» информацией, которая учитывает личный опыт носителя, субъективные мнения, эмоции и отношение к той или иной информации [1].
Знания в организации
В каждой компании, независимо от рода деятельности и размера, происходит накопление тех или иных знаний, информации, данных. Но различается их степень критичности к бизнесу. Наиболее важны знания для компаний в сфере консалтинга (опыт прошлых проектов, информация о конкурентах, законодательная база), инвестиционных компаний и фондов (своевременная новостная информация, знания об отрасли, клиентах и конкурентах), для банков (сведения о надежности клиентов, тенденции развития рынка банковских услуг), для научных и учебных учреждений (научные труды и разработки, сведения о результатах экспериментов и опытов, работы предшественников и их опыт деятельности по данной тематике) и др.
Выступая как ресурс организации, знание имеет ряд особенностей.
Во-первых, использование знаний ведет к его накоплению, преумножению и распространению, тогда как использование других ресурсов, которые являются конечными (например, материальные и денежные ресурсы), напротив, ведет к уменьшению их объема.
Во-вторых, применение знаний в организации способно увеличивать производительность труда в десятки и сотни раз, при этом активизируется новый спрос на знания [2]; знание в этом случае выступает как производительная сила субъекта управления.
В-третьих, знания являются доступными ресурсами для их получения и распространения за счет средств технологий и коммуникативных возможностей человека.
Менеджмент знаний и интеллектуальный капитал
Знания являются основополагающим элементом при управлении интеллектуальным капиталом компании. От управления интеллектуальным капиталом все в большей степени зависит эффективность деятельности компании. В 21 веке интеллектуальный капитал признан ключевым элементом успеха компании [3]. Он является одним из ключевых факторов стоимости предприятия в условиях новой экономики. Интеллектуальный капитал (ИК) компании определяется инновационно-интеллектуальной деятельностью коллектива людей, его следует рассматривать как фактор устойчивого социально-экономического развития [4].
Управление знаниями влияет на качество и характер интеллектуального капитала, который, в свою очередь, определяет и формирует конкурентное преимущество. Модель взаимодействия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Цепочка формирования конкурентного преимущества
Этап 1
Цепочка формирования конкурентного преимущества начинается с информации. В данном контексте информация подразумевает собой сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или другим способом. Не вся информация весома для деятельности организации, и только ее часть играет существенную роль в принятии управленческих решений.
На информацию влияет внутренняя и внешняя среда, под чьим влиянием формируется соответственно внутренняя и внешняя информация (табл. 1).
Внешняя информация включает в себя сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведение покупателей и поставщиков, действия конкурентов, меры государственного регулирования рыночных механизмов и т.д. Эти данные публикуются в периодических и специальных изданиях, статистических сборниках и т.д., а также могут быть собраны в результате посещений конференций, выставок, проведения переговоров.
Внутренняя информация содержит совокупность данных, которые возникают в компании в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей производственной и научно-технической и информации.
Этап 2
На втором этапе значимая часть информации трансформируется в знания. Данный процесс также происходит под влиянием внутренних и внешних факторов. Степень трансформации информации в знания зависит от индивидуальных компетенций, к которым можно отнести креативное мышление, стратегическое мышление, уровень образования, уровень развития памяти, степень восприятия информации и др.
Знания возникают из информации посредством:
¾ сравнения, определения области сопоставления (с информацией о других, аналогичных объектах);
¾ установления связей (с другой информацией об этом объекте);
¾ оценки (как можно оценить данную информацию и как ее оценивают другие);
¾ определения области применения информации к тем или иным решениям или действиям.
В свою очередь управление знаниями имеет следующие векторы воздействия на организацию:
¾ улучшение управления компетенциями;
¾ повышение производительности;
¾ усовершенствование процесса принятия решений;
¾ активизация инновационных процессов.
Таблица 1. Показатели внутренней и внешней информации
Внешняя
информация
|
Внутренняя
информация
|
Экономические
факторы (динамика ВВП, уровень инфляции, процентной ставки, норм
налогообложения, занятость населения, инвестиционная активность и т.д.)
Политические факторы (изменение законодательства РФ, государственное влияние в отрасли, регулирование конкуренции в отрасли) Технологические факторы (тенденции в области НИОКР, появление новых и усовершенствование нынешних технологий, новые патенты) Социальные факторы (изменение в базовых ценностях, отношение к работе и отдыху, изменение структуры доходов и расходов, уровень образования) Покупатели (географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение к продукту) Поставщики (стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий) Конкуренты (продуктовая политика, сервис и послепродажное обслуживание, логистика, маркетинг) |
Кадровый
состав и потенциал, квалификация, знания и интересы персонала
НИОКР Производственные, операционные, организационные технологии Финансовое положение Маркетинговая политика Организационная структура, корпоративная культура Сеть дистрибьюторов: охват, эффективность Патенты, лицензии Технологическая оснащенность Характеристики продукта, качество Сервис, послепродажное об-служивание Логистические системы |
Управление знаниями как вид управленческой деятельности придает дополнительную ценность уже имеющейся информации путем выявления, отбора, хранения и распространения знаний.
Управление знаниями делает информацию доступной и понятной конечным пользователям, воплощает знания из неформализованной формы в формализованную, стимулирует прирост знаний внутри организации [5]. Более того, менеджмент знаний меняет характер мышления самих менеджеров, отходя от привычных и устаревших подходов.
Этап 3
На данном этапе знания трансформируются в интеллектуальный капитал. Трансформация происходит не только под воздействием факторов внутренней и внешней среды, но и индивидуальных компетенций сотрудников. Управление знаниями определяет метод управления интеллектуальным капиталом, определяет возможность высвобождения других видов капитала с помощью ИК, выявляет новые принципы и методы управления в информационной экономике. Менеджмент знаний формирует и использует интеллектуальный капитал организации (человеческий, структурный, отношенческий капиталы), повышает отдачу имеющихся нематериальных активов, распространяет результаты НИОКР на сходные проекты и т.д.
Этап 4
На этом этапе происходит генерация конкурентных преимущества за счет использования ресурсов интеллектуального капитала. Конкурентоспособность компании напрямую зависит от того, насколько плотно и эффективно она использует ИК и насколько активно инвестирует в его развитие.
Интеллектуальный капитал как элемент цепочки создания конкурентных преимуществ имеет следующие функции [6]:
¾ техническая функция – насыщение товара потребительскими свойствами;
¾ технологическая функция – обеспечение технологического превосходства над конкурентами;
¾ правовая функция – обеспечение высокой и стабильной правовой защищенности бизнеса;
¾ экономическая функция – управление интеллектуальным капиталом в целях устойчивого извлечения повышенной прибыли и приращения его стоимости;
¾ социологическая функция – закрепление бизнеса в сознании потребителя на основе брендинговой стратегии;
¾ психологическая функция – формирование корпоративной культуры в конкретной компании с целью повышения лояльности и сотрудников и повышения эффективности их деятельности;
¾ общеорганизационная функция – интегрирует вышеперечисленные функции [7].
Данные конкурентные преимущества достигаются различными ресурсами ИК. Так, такое конкурентное преимущество, как лояльность потребителя, может быть достигнуто с помощью развития таких элементов интеллектуального капитала, как система взаимоотношений с клиентами, развитие и разработка уникальных концепций продукта или услуги.
Инновационность может быть достигнута путем совершенствования таких элементов структурного капитала, как информационные и организационные системы, патентная защита, одновременно с развитием способностей компании успешно внедрять технологические и организационные инновации и проводить организационное обучение в компании. Лучшая операционная эффективность (более низкая стоимость продукта за счет более низких издержек) достигается развитием человеческого капитала – развитием умственных способностей, креативного мышления, способностей к инновациям.
Заключение
В современных условиях на конкурентоспособность компании нематериальные факторы оказывают большее влияние, чем материальные. Основные конкурентные преимущества происходят из различных элементов интеллектуального капитала – развития навыков, квалификации и опыта персонала, внедрения инноваций, ноу-хау, использования информационных систем и т.д. [8]. Комбинирование таких нематериальных ресурсов с традиционными способно создать конкурентное преимущество, позволяющее обеспечить наибольшую выгоду для потребителей.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:49:58