Опыт решение проблем венчурного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Венчурное предпринимательство. Создание венчурных фондов за рубежом и использование венчурного капитала в инвестиционных проектах. Внедрение венчурного предпринимательства в России: реалии, возможности, перспективы. Все эти вопросы нашли свое отражение в предлагаемом материале.
Ключевые слова: США, Россия, инвестиции, венчурный фонд, инновационно-инвестиционные проекты, современная рыночная экономика
Мы уже писали (см. “рп” № 1/2001) о том, что в случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов возможно использование схемы венчурного финансирования при условии партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемой, в частности, посредством создания специальных фондов. Эти фонды могут быть организованы на паритетных началах за счет равных по сумме средств, с одной стороны, бюджетных, а с другой, банков, страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов.
В Великобритании действует система предоставления налоговых льгот малым и средним предприятиям с использованием, так называемых, “трастов венчурного капитала”. С целью обеспечения доступа инновационных новичков и компаний второго этапа роста к венчурному капиталу правительство Голландии учредило институт частных компаний-участников, ориентированных исключительно на предоставление венчурного капитала новым технологическим фирмам. Программа налоговых компенсаций для фондов, поддерживающих “start-up”-компании, разработанная правительством Нидерландов, предоставляет возможность акционерам компаний-соучредителей как инвесторам компенсировать свои потери посредством их вычета из налоговых платежей, если стоимость пакета их акций окажется меньше инвестированных средств.
Инвестиции японских фирм-инвесторов венчурного капитала, кроме внесения их непосредственно в уставный капитал фирм, могут быть осуществлены в фонд, организованный в форме “инвестиционного партнерства” (в этом случае фирма-инвестор венчурного капитала по контракту становится управляющей компанией фонда). Несмотря на аналогию японского “инвестиционного партнерства” с “партнерством с ограниченной ответственностью” в США, в качестве партнеров-товарищей по инвестициям в Японии могут выступать только институциональные инвесторы. Следует отметить, что 40% всех фирм-инвесторов венчурного капитала в Японии привлекают 30% всех средств при помощи “инвестиционного партнерства”.
Разнообразие форм учреждений венчурного капитала представляет опыт Республики Корея. Первым таким учреждением в этой стране стала Корейская Корпорация Содействия Технологии, цель создания которой – коммерциализация результатов НИОКР, полученных в государственном исследовательском институте – Корейском институте Науки и Технологий. При частичной государственной поддержке были созданы:
‑ Корейская Корпорация Развития Технологии, основанная Мировым банком;
‑ Корейская Корпорация Развития Инвестиций, созданная совместно несколькими местными инвестиционными компаниями, Международной Финансовой Корпорацией, Германской Корпорацией иностранных Инвестиций и АДВ;
‑ Корейская Корпорация Финансирования, учрежденная Корейским индустриальным банком.
В Канаде (с учетом структуры и источников средств) фирмы-инвесторы венчурного капитала можно разделить на следующие три основные группы.
1. Частные фонды нескольких типов, в том числе:
- независимые фонды, управляемые профессионалами;
- корпоративные фонды, обычно подконтрольные финансовым институтам;
- институциональные/коммерческие банковские группы.
2. Правительственные фонды, учреждаемые правительством для финансовой поддержки индустриальных стратегий и регионального развития.
3. Смешанные фонды, управляемые независимо, но получающие специальную правительственную поддержку (налоговые льготы для инвесторов фонда) или фонды, инвестируемые иммигрантами.
Благодаря доходности и значительному росту венчурных инвестиций, особенно в США, основными финансовыми донорами независимых венчурных фирм стали пенсионные фонды.
Существенно возрастает значимость “смешанных фондов”, чему способствовало введение прогрессивных налоговых льгот для менее крупных инвесторов. Возросло значение спонсируемых работниками корпораций венчурного капитала инвестиционных фондов, учреждаемых трудовыми коллективами, в которые граждане вносят свои вклады для приобретения акций небольших предприятий.
Значительное распространение в Канаде получили региональные фонды. Канадскую индустрию венчурных инвестиций представляет Ассоциация Канадских Компаний Венчурного Капитала. Одной из мер поддержки венчурного бизнеса в Канаде следует считать учреждение канадскими правительствами (федеральными и провинциальными) государственных венчурных фондов, инвестирующих как в фирмы с высокими технологиями, так и в малый бизнес. Среди них выделяются учрежденный федеральным правительством для нужд малого бизнеса Канадский банк развития бизнеса; Сокиа (провинция Квебек), полностью принадлежащая правительству Квебека, поддерживающая сельскохозяйственный и рыболовный бизнес в провинции и предоставляющая как акционерное, так и кредитное финансирование, и др.
Заметное место в венчурном бизнесе Канады занимают спонсируемые трудовыми коллективами корпорации венчурного капитала. Это инвестиционные фонды, учреждаемые трудовыми коллективами, в которых объединяются средства частных лиц для приобретения акций малых предприятий. Лицам, вкладывающим средства в такие фонды, предоставляются налоговые льготы.
Одной из основных задач в становлении и развитии венчурного бизнеса в России является устранение барьеров на пути активизации частной инициативы в сфере инвестирования в технологический венчурный бизнес.
К основным задачам фирм-инвесторов венчурного капитала следует отнести:
Пристального внимания требует разработка мер, направленных на привлечение иностранных инвесторов в венчурный инновационный бизнес. Существенную часть действующих в России венчурных фондов составляют финансовые институты с участием иностранного капитала и, в первую очередь, капитала Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Между тем, из 10 Региональных венчурных фондов ЕБРР только один осуществляет вложения в высокотехнологичные проекты. Активизация привлечения зарубежных инвестиций в экономику России вообще и в инновационную деятельность, в частности, невозможна без обеспечения политической стабильности в стране. Опыт зарубежных стран, экономика которых эффективно использует зарубежные инвестиции, подтверждает необходимость, наряду с сохранением принципа национального режима в правоотношениях с зарубежными инвесторами, предоставления последним и предприятиям, созданным с их участием, определенных льгот по налогообложению прибыли, прироста капитала, в таможенных операциях и т.д. Предоставление льготных условий хозяйствования для зарубежных венчурных инвесторов необходимо, в первую очередь, для тех, кто осуществляет бизнес в инновационной сфере. Требует более четкой регламентации процедура допуска иностранного капитала на российский рынок.
Особую категорию частных инвесторов представляют так называемые “деловые агенты”, т.е. физические лица, обладающие определенными свободными средствами и готовые инвестировать их в венчурное предпринимательство. В Великобритании, например, предусматривается развитие служб информации о “деловых агентах” (неформальными инвесторами), вклад которых оценивается в 30 – 40 млрд. долл. в год, т.е. в 8 – 10 раз больше пула венчурного капитала.
С целью стимулирования инвестиций неформальных инвесторов в небольшие компании канадское законодательство освобождает от налогообложения 500 тыс. канадск. долл. прибыли, полученной в течение жизни лицом от инвестиций в акции малых предприятий. Государство может оказывать прямую и косвенную поддержку венчурного предпринимательства. Учитывая дефицит федерального бюджета, нереальным представляется выделение значительных средств на содействие инновационной деятельности, в частности, венчурному бизнесу. Здесь немаловажно обозначить позицию, отношение государства к вопросу венчурного финансирования.
К возможным формам прямой поддержки государством венчурного предпринимательства следует отнести:
Однако существует и противоположная точка зрения. Так, специалисты из Великобритании ставят под сомнение целесообразность государственной поддержки службы обеспечения так называемой “предфинансовой поддержки”. Анализ, проведенный английскими специалистами, показал, что достаточно высокие расходы на экспертизу не являются определяющими, поскольку стоимость достаточно долго длящегося менеджмента управления становится проблематичной уже после внесения инвестиций, а потенциальный инвестор осуществляет свою собственную оценку до инвестирования. Потенциальные инвесторы предпочли бы иметь достаточно полную информацию о представляющих для них интерес предложениях. Предложение представляется привлекательным при наличии достаточно сильной команды со значительным опытом в бизнесе, ориентированной на достижение существенного роста и потенциально большой рынок. При этом важно определить, насколько реалистична стратегия маркетинга, рассчитанная на обеспечение ощутимой ниши, а, возможно и мирового рынка, для начинающей малой фирмы. Безусловно, для запуска венчурного проекта важно иметь хорошую продукцию с защищенными технологиями.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:22