Роль государства в поддержании конкурентоспособности производителей
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 7/2001)
Продолжение разговора о протекционистских мерах, которые американское правительство применяет для стимулирования своего товаропроизводителя и ограничения импорта. Рассматриваются законодательные акты, с помощью которых обеспечивается конкурентоспособность американских предприятий в сельском хозяйстве, судостроении и станкостроении, а также регулируется экспорт автозапчастей.
Ключевые слова: высокие технологии, государство, конкурентоспособность предприятий, отраслевая экономика США
Продолжение. Начало в № 7/2001
В прошлом номере журнала мы рассмотрели принципы решения проблемы ресурсных преимуществ американских производителей. В первую очередь, это касалось добывающих отраслей и отраслей с низкой степенью переработки исходного сырья, поскольку именно они более других эксплуатируют ресурсные конкурентные преимущества. Как было сказано, самой регулируемой отраслью производства в Соединенных Штатах было и остается сельское хозяйство. Для продолжения разговора следует особо обратить внимание на тот факт, что программы стимулирования экспорта продукции национальных производителей базируются на совершенно иных посылах, чем программы защиты внутреннего рынка от импорта (хотя и то, и другое можно считать разными проявлениями протекционизма в торговле).
Поддержка технологических преимуществ производителей
Сельское хозяйство.
В 1996 г., в связи с принятием нового закона о сельском хозяйстве, одна из основных целей, стоящих перед министерством сельского хозяйства США во внешнеторговой сфере, была сформулирована следующим образом:
‑ Открытие, расширение и поддержка мирового рынка посредством международной торговли, кооперации и развития деятельности, которая обеспечит жизнеспособность и конкурентоспособность американского сельского хозяйства и связанных с ним предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. [1]. “Открытие, расширение и поддержка мирового рынка посредством международной торговли…” - прямая противоположность выстраиванию таможенных барьеров. Даже делая поправку на обычные для США двойные стандарты в политике (в том числе, внешнеэкономической), в рамках которых провозглашение открытой экономики касается всех стран, кроме самих США, поддержку сельскохозяйственного экспорта можно считать защитой технологических преимуществ американских фермеров в борьбе с возможным давлением ресурсных преимуществ основных стран-конкурентов.
Одной из государственных организаций, регулирующих отношения государства с сельскохозяйственными производителями США является товарно-кредитная корпорация (ТКК). В её задачи входит стабилизация, поддержка и защита фермерских цен и доходов для регулирования баланса спроса и предложения сельскохозяйственной продукции, для оказания содействия эффективному сбыту сельскохозяйственной продукции. Товарные кредиты безоборотны и предоставляются по установленным нормам для производства пшеницы, риса, хлопка, шерсти, сахара, табака и мёда.
Государством обеспечивается программа кредитования строительства и эксплуатации хранилищ, поддержки создания фермерами резервов зерна. Участие в программе позволяет фермерам дождаться благоприятной экспортной конъюнктуры. ТКК обеспечивает программу подготовки зернохранилищ для поступающей сельхозпродукции, контрактуя частные зернохранилища, элеваторы и терминалы. Она способствует экспорту сельхозпродукции посредством продаж, платежей, предоставления кредитов и гарантий под кредиты. С 1985 года по Программе расширения экспорта (Export Enchancement Program) перечислено не менее 1 млрд. долл. С 1989 года экспортная деятельность ТКК заключалась в предоставлении гарантий под кредит в рамках программы экспортных кредитных гарантий (Export Credit Guarantie Program) и программы экспортных гарантий для посредников [2].
Говоря о современной аграрной политике США в первую очередь важно отметить её динамизм. Приоритетность различных инструментов, конкретный состав и содержание применяемых программ меняются в зависимости от ситуации на внешних рынках и во внутренней экономике. Такой подход предупреждает появление догм и стереотипов и позволяет оперативно реагировать на быстрые перемены в мире. Другая особенность, обусловливающая эффективность внешней политики, её комплексность. Программы в области стимулирования экспортных поставок или рационализации импорта по возможности увязываются с решением других задач, иногда не имеющих прямого отношения к аграрному сектору. Пример, приводимый О.Г. Овчинниковым [3]: согласно положению о морской торговле, принятому в 1936 году, 75% экспорта, финансируемого государством (в рамках продовольственной помощи), должно транспортироваться под флагом США. Сельскохозяйственный закон 1990 г. снизил этот уровень до 50%, оговаривая, что оставшаяся половина должна транспортироваться по самым низким ценам, независимо от национальной принадлежности судов. В то же время, если эта вторая половина подлежит транспортировке на судах под флагом США, то в среднем это обходится в 1,5-2 раза дороже, чем по существующим на мировом рынке ценам фрахта. Однако издержки безоговорочно оплачиваются из бюджета Минсельхоза по программе PL480, несмотря на то, что такая практика ведёт к значительному удорожанию государственных экспортных программ.
Свидетельством поддержки технологической конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей являлись такие направления работы министерства сельского хозяйства США на 1994-2000 г., как:
1) совершенствование системы экономической разведки относительно экспортных возможностей конкурентов, их программ поддержки экспорта, конкретной практики и товаров, поставляемых на экспорт;
2) выявление и развитие новых каналов сбыта продукции с высокой степенью переработки;
3) обеспечение посредством кредитов и субсидий поддержки участия на растущих рынках по достигнутым международным договорённостям.
Ориентация на повышение степени переработки исходного сырья прослеживается, в частности, в металлургической отрасли. Признаки поддержки правительством технологических преимуществ производителей можно найти, анализируя государственную политику в отношении судостроителей.
Судостроение.
Понимая, что американские верфи должны в перспективе стать конкурентоспособными на мировом рынке, федеральное правительство разработало комплексную программу повышения конкурентоспособности национальной судостроительной промышленности на мировом рынке. В 1993 году президент Клинтон представил в Конгресс доклад под названием: “Оздоровление американских судостроительных верфей: план действий по повышению конкурентоспособности на мировом рынке” (Strengthening America’s shipyards: A plan for competing in the International Market), который предусматривал помощь американским производителям в переориентации их производств с оборонных заказов на коммерческие проекты для того, чтобы получить возможность конкурировать на мировом рынке и получать заказы из-за рубежа на свою продукцию. Основные положения данной программы предусматривают:
а) гарантии честной международной конкуренции;
б) минимизацию государственного регулирования отрасли;
в) помощь в продвижении продукции на мировой рынок.
Этому способствует содействие государства снижению таможенных барьеров для американских производителей за рубежом также можно отнести к способам поддержки технологических преимуществ. Это содействие идет по всему кругу отраслей и товаров американского экспорта и фактически не зависит от отраслевой принадлежности экспортеров.
Заключение двусторонних и многосторонних соглашений, а также вступление страны в интеграционные группировки, позволяющие, в числе прочего, добиться улучшения условий торговли, тоже могут быть классифицированы как инструменты повышения технологических преимуществ национальных производителей.
Суперкомпьютеры.
Соглашение между Америкой и Японией по поводу суперкомпьютеров, подписанное в 1987 году, направлено на увеличение доступа американских предприятий на японский рынок общественного сектора. Соединенные Штаты и Япония повторно заключили это соглашение в 1990 году. Это соглашение до сих пор остается в силе, содержит более детальные процедуры для открытого, не дискриминационного процесса приобретения суперкомпьютеров, основанного на конкурентоспособных факторах.
Многостороннее соглашение по Информационным Технологиям, а именно: Информационно Технологическое Соглашение (ITA), которое вступило в силу 1 июля 1997 года, продолжает положительно воздействовать на американский экспорт компьютеров и международную конкурентоспособность промышленности компьютерного оборудования.
Первоначально соглашение было подписано 29 странами. К июлю 1999 года это число выросло до 48 стран, включая Австралию, Канаду, Китайский Тайпей, Чешскую Республику, Коста-Рику, Сальвадор (Центральная Америка), Европейский Союз, Эстонию, Гонконг (Китай), Исландию, Индию, Индонезию, Израиль, Японию, Корею, Республику Кыргизстан, Латвию, Литву, Макао, Малайзию, Маврикий, Новую Зеландию, Норвегию, Панаму, Филиппины, Польшу, Румынию, Сингапур, Словацкую Республику, Швейцарию (включая Лихтенштейн), Таиланд, Турцию и Соединенные Штаты.
В соответствии с соглашением, большинство из 48 участвующих стран устранили тарифы на определенные товары к 1 января 2000 года.
Нескольким развивающимся странам временно (до 2005 г.) предоставили возможность сохранить ограничения на импорт.
Станкостроение.
Образование НАФТА позволило, например, резко снизить тарифы на ввоз продукции американского станкостроения на территорию Мексики. При этом некоторые виды станков, произведенные в США, вообще не облагаются никакими пошлинами (duty free), в то время как тарифы на ввоз станков, произведенных вне США, в Мексику облагается тарифами, ставки которых варьируются от 10 до 20%. Таким образом, на рынке данной страны американские производители имеют сильное стратегическое конкурентное преимущество.
Китай также является стратегически важным направлением американского экспорта станков. Производство на китайских предприятиях – потребителях продукции станкостроения – растет. И хотя, вопреки ожиданиям, с 1997 по 1999 гг. объемы экспорта американских станков в Китай непрерывно снижались, прогнозируется рост объема экспорта в связи с заключенным между США и Китаем соглашением о снижении ставок тарифа на ряд видов продукции.
Автозапчасти.
Соглашение между Японией и США, заключенное в 1995 г. (US – Japan framework Agreement) позволило снизить внешнеторговый дефицит по производству автозапчастей (импорт из с 1995 по 1998 гг. упал на 19%, в то время как американский экспорт в Японию возрос на 26%), тем не менее, баланс остается отрицательным и эффект этого соглашения постепенно сходит на нет, так как с 1998 по 1999 гг. внешнеторговый дефицит снова возрос.
Доступ американских производителей автозапчастей на рынки стран Латинской Америки ничем не осложнен. С Мексикой – крупнейшим (после Канады) потребителем американского экспорта автозапчастей ‑ США взаимодействуют в рамках НАФТА, что автоматически создает режим наибольшего благоприятствования как для американской внешней торговли с Мексикой, так и для размещения на ее территории филиалов американских производителей.
Экспорт американских автозапчастей в Бразилию возрос на 536% с 1992 по 1998 гг. Американские производители свободно размещают свои филиалы в Бразилии. Кроме того, в марте 1998 г. между Бразилией и США было подписано торговое соглашение, касающееся торговли автозапчастями между этими странами – Memorandum of Understanding Concerning Trade in the Automotive Sector, которое, в частности, предусматривает снижение внешнеторговых тарифов, предоставление кредитов под покупку американских автозапчастей, а также закупки Бразилией американского производственного оборудования.
Забота США о своем производителе проявляется далеко не только рассмотренными мерами. Это же касается, например, каналов сбыта продукции высокой степени переработки, что свидетельствует о технологических преимуществах у американских производителей и политике их поддержки со стороны правительства.
Продолжение разговора на данную тему читайте в следующем номере журнала
[1]Овчинников О.Г. ,Ук. соч. с. 43
[2]Черняков Б.А., Янбых Р.Г. Ук. соч., с.88.
[3] Овчинников О.Г. Внешнеторговая аграрная политика США в конце ХХ века// США - Канада: экономика, политика, культура, 1999 год, №11 с.47
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:47