Предпринимательская идея как фактор вывода экономики России из кризиса
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Забелин П.В., Федцов В.Г. Предпринимательская идея как фактор вывода экономики России из кризиса // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 3-6.
Аннотация:
«Предпринимательская идея» и механизм ее реализации. Творческая энергия как необходимый элемент, присущий предпринимательству. Только одна цитата, отражающая суть статьи: «Потенциальные возможности превращаются в реальные действия через творческую энергию действий предпринимателей и государственных служащих России. В человеке есть сила творчества, заложенная в интеллекте и воле, способная предсказать и создать то, чего ещё нет. И нужно, чтобы человек захотел этого, имея свой интерес». Предпринимательское творчество – залог успешного экономического развития страны!
Ключевые слова: предпринимательство, экономика России, выход из кризиса, Творческая идея
Системный нравственно-политический и социально-экономический кризис в России продолжается. Трудно ожидать, что любые разрозненные мероприятия приведут к его ослаблению. Россия неоднократно доказывала тот факт, что нашему обществу необходима генеральная идея, которая объединила бы вокруг себя все здоровые силы общества и некие гаранты реализации этой идеи.
Институт русского предпринимательства и Академия русских предпринимателей давно инициируют вопрос о первозначимости предпринимательской идеи, самостоятельности граждан, а не ресурсов (в частности, инвестиций). Мы говорим о предпринимательском прорыве и предпринимателях, а не о высшем руководстве страны. Несомненно, необходимо наличие всех составляющих. Однако время на их разработку и освоение будет, несомненно, достаточно длительным. Изменения в экономике начнутся только тогда, когда изменятся мысли большинства ее субъектов и будут ликвидированы организационно-бюрократические препоны предпринимательству. Сюнь-цзы, китайский философ, последователь Конфуция, давно сделал вывод о том, что “… без зажиточной жизни в народе не воспитаешь добрых качеств…”. Русский философ С.М. Соловьев, борясь с фетишизмом и анархизмом рынка, в своих трудах обосновал тезис: “… в живом и имеющем будущность обществе хозяйственные элементы связаны и определены целями нравственными”.
Институт и Академия уверены, что в нашей стране имеется значительный творческий и экономический потенциал для предпринимательского прорыва, который способен сокрушить “барьеры” системного нравственно-политического и социально-экономического кризиса, поразившего российское общество. Прежде всего, надо говорить об идее, а затем о ресурсах, требуемых для ее реализации.
Безусловно, Россия имеет достаточно ресурсов для траснформации экономики. Мы бедны вследствие своего богатства. Это не означает, что вновь надо “закрыться” от остального мира. Лучшие достижения стран мира принадлежат всему человечеству, их надо изучать, понимать и использовать то, что можно, но… с “умом”. Ну, а если уж брать в долг деньги, то точно знать, как и когда отдавать.
Россия пока ещё имеет громадный потенциал экономического развития. Она способна и должна активизировать его использование. Потенциальные возможности превращаются в реальные действия через творческую энергию действий предпринимателей и государственных служащих России. В человеке есть сила творчества, заложенная в интеллекте и воле, способная предсказать и создать то, чего ещё нет. И нужно, чтобы человек захотел этого, имея свой интерес.
Реформирование российской экономики в своей первоначальной идее было направлено на ускоренное внедрение в экономику достижений современной науки и техники. Ожидалось, что созидательная энергия предпринимательства внесет свою весомую долю в увеличение ВВП и расширит налогооболагаемую базу экономики страны. Большие бизнес-организации (монополии, корпорации) современной экономики, стали “обрастать” множеством малых предпринимательских структур. Такое сочетание позволило ускорить реализацию “наработанного” задела, диверсифицировать производство, перейти к построению организационных структур на основе социально-дифференцированных предпринимательских сетей.
Современное экономически развитое общество уже давно не рассматривает приватизацию, которой было уделено немало внимания в процессе трасформации российской экономики, в качестве панацеи от всех экономических бед. О неэффективности типичных акционерных обществ, для решения творческих экономических задач, писал ещё Адам Смит.
Завоевание отечественного потребителя в современных рыночных условиях ‑ главное для определения правильной экономической стратегии. Отечественный потребитель ещё не забыл о некоторой специфике российских (советских) видов продукции, их свойствах, отсутствующих у иностранных “аналогов”. Специфические виды сырья и технологии производства, жесткие методы контроля свойств отечественных товаров вызывали доверие отечественных потребителей.
Поэтому, наличие громадного подготовленного внутреннего рынка потребителей, тех, кто объективно видел определенные преимущества отечественной продукции ‑ вот главная ориентация в стратегии возрождения отечественной продукции. К примеру, регион обладает только теми ресурсами, которые уже есть и не может мгновенно создать новые. Но перераспределить и сконцентрировать ресурсы, организовать их иное, более эффективное использование местная власть может и должна. Перераспределение ресурсов ‑ это интенсификация обмена идеями, информацией, финансами, энергией, материалами.
Стремительные взлеты и падения национальных экономик происходят различными способами. Это позволяет считать, что в целом имеет место переплетение общих и особенных принципов и приспособление реформ к социально-культурным традициям и национальной специфике. Для российских условий характерны огромные пространства, разрозненность поселений, сезонность, суровый климат; сильная роль государства, вера в него, сильная религия; генетическая предрасположенность к системному использованию хозяйственного планирования; многонациональность и разнообразие культур.
Заимствование иностранного опыта, как показала разгулявшаяся стихия российского рынка, имеет свои ограниченные рамки. Знания зависят от особенностей производственных и других общественных отношений. Основной объем общедоступных знаний отражает оперативное состояние общества во всех сферах деятельности людей. Поэтому их невозможно заимствовать у высокоразвитых стран. Интернациональны только общезначимые научные знания.
Любое предпринимательство, в ряду ему подобных, выделяет способность использовать уникальные знания: научные, социальные, экономические и управленческие. Только благодаря знаниям деловое предприятие может производить продукты, обладающие ценностью для рынка. Полезные знания можно вырастить только в процессе развития того или иного вида человеческой деятельности, если эта деятельность сопровождается интенсивным и свободным движением информации.
Сотрудники Академии русских предпринимателей и Института русского предпринимательства имеют большой опыт работы с рядом крупных отечественных и зарубежных организаций, а также преподавания и обучения кадров в области предпринимательства. Академия и Институт организовали и провели девять международных и всероссийских конференций по предпринимательству, что позволило сформировать четкое представление о трудностях и достижениях российского предпринимательства.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: экономическая программа правительства РФ должна включать раздел, посвященный предпринимательскому прорыву в экономике России. Эффективная экономика требует большого числа подготовленных, высококвалифицированных кадров управленцев-предпринимателей.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:28:18