Процессно-продуктовый подход к рассмотрению инноваций

Стрекозова Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (55), Июль 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16545099
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается возможность реализации процессно-продуктового подхода к выявлению сущности инноваций с учетом их технологических параметров. Анализируются процессы научно-технических изменений в контексте научных открытий, изобретений и собственно инноваций.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновация, нововведение, процессный и продуктовый подходы к рассмотрению инноваций



Процессно-продуктовый подход к рассмотрению инноваций предполагает, что инновация, прежде всего, включает в себя некий преобразовательный момент, когда ресурсы на входе превращаются в принципиально иные, более совершенные товары, технологии, услуги, решения и т.д. В этом случае, по мнению автора, более уместно говорить об инновации как о комплексном процессе разработки, внедрения в производство и дальнейшей коммерциализации новшеств. Адаптируя к решению данной проблемы воспроизводственный механизм всей системы экономических отношений, правомерно говорить о следующих стадиях:

1) собственно производства – создания новшеств;

2) стадии распределения – распространения, или «диффузии» нового;

3) стадии потребления – внедрения, освоения и использования нового.

Рынок рождает идеи

Остановимся более подробно на научно-техническом, чаще всего рассматриваемом аспекте инноваций. Выделение отдельных стадий в инновационном процессе включает обычно три, четыре или пять его этапов. Это само приращение знаний – открытие или изобретение, нововведение и диффузия, широкомасштабное внедрение новшеств. При этом некоторые авторы, например, П. Друкер, более строго дифференцируют процессы научно-технических изменений на научные открытия, изобретения и инновации.

Считается, что научное открытие обычно носит настоящий фундаментальный характер, отражает, как правило, значительный научный прорыв в выявлении сущности явлений природы. Открытие обусловлено влиянием большого числа объективных и субъективных факторов. Хотя зачастую определяющим является фактор личности ученого, уровень его научного и творческого потенциала. Изобретение, о котором упоминалось выше, характеризуется появлением новых технических возможностей решения конкретных задач. Главная черта инновации, или нововведения, по мнению П. Друкера, проявляется в его влиянии на образ жизни людей [1].

При рассмотрении инноваций следует выделять первое применение новшества, кроме этого в инновационной деятельности – коммерческую составляющую, связанную с освоением новой идеи. Именно необходимость появления на рынке новых товаров и услуг ставит задачу обновления материально-технической базы производства, внедрения современных технологических и трудовых процессов. Широкомасштабные инновации, разумеется, требуют значительных инвестиций.

Чрезвычайно интересный аспект анализа сущностной составляющей инноваций – представление последних не как процесса, а как результата научно-исследовательских работ, различного рода разработок и т.п. В этом случае термин «инновация» используется для обозначения действительно новых и уникальных продуктов, товаров и услуг. Иногда к инновациям относят все то, что характеризуется новизной и приращением, прежде всего, знаний. Так, по X. Барнетту, инновацией является любая идея, деятельность или вещественный результат, которые признаются новыми по своим качественным отличиям от существующих форм или воспринимаются как новые тем органом, который их внедряет [2].

Критериальная характеристика инноваций

Говоря о разнообразии критериев, по которым возможна классификация инноваций, следует подчеркнуть, что анализируемый в статье процессно-продуктовый подход означает не противопоставление «инновации-процесса» и «инновации-продукта», а, по сути, отражает двойственный характер рассматриваемой категории. Действительно, структуризацию инновационных процессов можно проводить различными способами и методами. Можно вполне согласиться с экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том, что научно-технические инновации – это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке [3].

Итак, по технологическим параметрам инновации можно подразделить:

• на продуктовые – использование новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функциональных характеристик продуктов;

• процессные – разработка новой технологии производства с более высоким уровнем автоматизации, новых методов организации производства.

Рассмотрим более подробно инновацию-продукт – новшество, имеющее физико-химическую форму готового к употреблению и использованию, принципиально нового, возможно, улучшенного изделия, которое поступает на рынок. Естественно, что для этого необходимы инвестиции, величина которых может варьировать от значительных до небольших. Если же предлагаемый продукт радикально новый и формирует предпосылки для появления новой отрасли (подотрасли) экономики и нового рыночного сегмента, то необходимы значительные инвестиции, так как его разработка предполагает проведение больших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и разработку новых технологий, открытие нового производства, строительства зданий и сооружений, приобретение нового оборудования. В этом случае инновация-продукт вызывает необходимость осуществления технологических инноваций, что отражает органичную взаимосвязь между двумя сторонами инноваций.

Однако если продукт имеет какую-то частичную новизну из-за небольшого усовершенствования существующего изделия, то, как правило, его разработка будет предполагать небольшие НИОКР и незначительные инвестиции для коммерциализации. Более того, такие инновации-продукты могут не потребовать проведения технических инноваций, при этом они будут внедряться на базе существующих технологий производства [4].

Единство продуктовых и процессных инноваций может быть наглядно продемонстрировано на внедрении технологически новых или усовершенствованных продуктов. В данном случае технологически новый продукт – это такой продукт, чьи технологические характеристики (основные функциональные признаки, особенности конструктивного выполнения,дополнительные опции, состав используемых материалов и т.д.) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличающимися от выпускаемых до этого аналогов.

Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологических режимах либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов научных исследований и разработок).

В процессе появляется продукт

Существуют различные способы выхода на производство технологически усовершенствованного продукта. Это может быть также и уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно изменены и улучшены на основе использования более эффективных компонентов и материалов, а также определенного изме нения технических подсистем производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 – к продуктовым; в Японии обратное соотношение [5].

Как правило, продуктовые инновации не всегда являются определяющими, особенно при значительном износе и старении большей части основных производственных фондов. В этих условиях главными становятся технологические (процессные) инновации, на базе которых впоследствии организуют производство новой продукции.

Говоря о технологической модернизации производства, констатируем тот факт, что продуктовые инновации становятся зачастую определяющими по отношению к другим типам инноваций в связи с тем, что многие структурно-организационные, управленческие, а также социально-экономические нововведения обусловлены появлением новых видов технологии, продукции и особенностями их использования и реализации. Более того, само осуществление таких инноваций в реальной хозяйственной практике в основном зависит от уровня технологических и продуктовых инноваций, затрат на их внедрение и темпов их распространения.

Например, внедрение автоматизированных систем управления, информационно-аналитических моделей и систем (организационно-управленческое новшество) или внедрение нанотехнологий (техническое новшество) определяется уровнем развития материально-технической базы производства, различных технических средств и технологий – информационных технологий и вычислительной техники, конкретных технических регламентов и т.д. (процессных и продуктовых инноваций).

Данный процессно-продуктовый подход опирается на определение инновации как конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, что особенно четко отражено в работах А.Г. Кирильянкова и В.А. Максимова [6].

Вывод-заключение

В заключение рассмотрим инновацию-процесс. С точки зрения автора, инновация-процесс – это техническое, технологическое, производственное и управленческое усовершенствование, либо создание принципиально нового бизнес-процесса, снижающее стоимость, повышающее эффективность и качество нового или существующего продукта. Причем, сравнивая процессные инновации с продуктовыми, отметим, что они могут отличаться по степени риска, капиталоемкости, особенностям реализации и т.д.

Если процессные инновации отражают принципиально новую технологию и снижают себестоимость производства нового продукта и, более того, предполагают в итоге новые продуктовые инновации, то такие инновации становятся, по сути, более рискованными и капиталоемкими, чем продуктовые. Если же они сопровождаются небольшим усовершенствованием существующей технологии, то они, разумеется, менее рискованные и капиталоемкие, чем продуктовые.

Инновационный процесс определяется автором как комплекс последовательных работ от получения новых и обобщения существующих передовых знаний до использования потребителем инноваций, созданных на основе этих знаний.


Источники:

1. Друкер П. Управление, нацеленное на результат [Текст]. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
2. Barnett H. Innovation: the Basis of Culture Change. N.Y. 1959.
3. Большаков А.С. Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика [Текст]. – СПб: Питер, 2000.
4. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. – М.: Анкил, 2003.
5. Васильев Ю.П. Развитие инновационной деятельности в США, или как удвоить ВВП [Текст]. – М.: Экономика, 2005.
6. Кирильянков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Страница обновлена: 28.11.2024 в 14:27:50