К вопросу стратегического управления инновациями и реинжинирингом в коммерческом банке

Цой Ю.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15246991
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены основные аспекты разработки и внедрения инновационных банковских продуктов как ключевые факторы успеха в развитии российских банков. Уточнена структура стратегии развития банка и усиления инновационной составляющей в ней. Предложены методики для повышения инновационного потенциала банка. Также обоснована необходимость реинжиниринга действующих банковских продуктов на основе процессного подхода в целях повышения доходности бизнеса банка и увеличения клиентской базы.

Ключевые слова: банковские инновации, кредитно-финансовая сфера, инновационная деятельность в банке, обобщенная модель стратеги развития банков, реинжиниринг банковских продуктов, банковская стратегия



В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечается ключевая роль финансовой системы в развитии российской экономики и создании международного финансового центра в России. Банковская система должна обеспечить рост инвестиционной активности – повышение уровня банковского кредитования экономики (с 40% ВВП в 2007 году до 70-75% в 2015 году и 80-85% – в 2020). Качественное развитие банковского сектора невозможно без использования современных технологий, повышения уровня организационной и управленческой структуры, расширения продуктовой линейки банковских услуг.

Развитие банковской деятельности

Реинжиниринг и разработка инновационных продуктов – это эволюционные процессы в деятельности банка, которые ведут к его развитию. Во многих российских банках процесс изменений носит несистемный характер, отсутствует методология, комплексная концепция к методам и технологиям проведения самих изменений. Разработка и реинжиниринг банковских продуктов – сложные творческие процессы, качество которых зависит от профессионализма и мастерства участников этих процессов.

Ядром разработки и внедрения инновационных продуктов и проектов являются отдельные специалисты, которые непосредственно занимаются данной проблематикой на практике. В определенной степени надо учитывать и социальные реалии нашего общества, для которого в большей степени характерна инновационная стагнация, выражающаяся в склонностях к традиционным категориям, количественное мышление и ориентация на сегодняшний день, а не на будущее.

Инновационная деятельность не может носить фрагментарный характер, т. к. потребности рынка, а соответственно и конкурентная среда подвержены постоянным изменениям, влияние на которые оказывает в первую очередь прогресс. Современные тенденции технологических инноваций в банковской сфере (системы дистанционного управления счетом с помощью глобальной сети и мобильной связи) подчеркивают неразрывную связь между научно-техническим прогрессом и сферой услуг, таким образом, основные импульсы и тенденции в части потребностей современного бизнеса исходят из развития технологий.

Поворот на новую дистанцию

Усиление инновационной составляющей в деятельности банка влечет ряд качественных изменений во многих направлениях его деятельности, в:

  • структуре банка с появлением новых подразделений и перераспределения функционала между сотрудниками;
  • системах управления и контроля;
  • усилении инновационного менеджмента;
  • процессе взаимодействия между подразделениями;
  • планировании;
  • политике безопасности;
  • программно-аппаратном обеспечении и др. В любом случае для повышения эффективности инновационной деятельности банкам следует систематизировать данную работу, а лучше всего разработать собственную инновационную стратегию.
  • «Стратегия – это долгосрочное качественное определение направления развития организации, касающееся сферы, средств и форм деятельности, система взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящей организацию к ее целям» [4]. Стратегия развития банка – это основной генеральный план, который позволяет воплотить в жизнь основные замыслы и добиться высокой эффективности. После изучения опыта крупнейших российских банков была получена обобщенная модель стратегии на среднесрочный период, которая включает:

  • миссию банка;
  • основные цели и задачи;
  • ценности;
  • кредитно-инвестиционную стратегию;
  • финансовую стратегию (основные финансовые показатели роста, точки контроля – рост объема прибыли, капитализация, ROE, сокращение издержек);
  • стратегию развития систем управления;
  • маркетинговую стратегию;
  • стратегию развития клиентской базы и продуктового портфеля;
  • стратегию регионального развития;
  • совершенствование бизнес-процессов, автоматизацию банковских операций;
  • стратегию управления рисками;
  • стратегию технологического развития и модернизации (IT-стратегию).
  • Некоторые авторы структурируют стратегию развития банка по ключевым факторам, имеющим наибольшее влияние на достижение поставленных целей, дополнительно разрабатываются стратегические карты, которые более наглядно отражают процессы взаимодействия стратегических целей и факторов, определяющих успех предлагаемой стратегии.

    Работа по разработке стратегии начинается с анализа внешней и внутренней среды, определения целевых клиентских сегментов, целевых продуктов и каналов продаж. Основными инструментами при построении стратегии являются SWOT-анализ, PEST-анализ, BCG-анализ, ABC-анализ, бенчмаркетинг и др. Для любого раздела стратегии банка необходимо разработать ключевые показатели, которые позволят оценивать динамику эффективности внедрения стратегии.

    Современные методы инновационного менеджмента предлагают осуществлять стратегию управления продуктового ряда с использованием матриц Ансоффа, внешних приобретений или новой матрицы БКГ.

    Эти инструменты позволяют акцентировать внимание на основных моментах при разработке продукта, т.е. на:

  • поиске и формировании новых рынков потребителей;
  • разработке нового продукта для этих рынков;
  • использовании инноваций для совершенствования действующих продуктов и разработки новых продуктов;
  • оценке риска и объемов продаж с учетом емкости рынка;
  • определении структуры портфеля – наращивании мощностей, специализации или дифференциации.
  • Революционный путь изменений

    Реинжиниринг банковских процессов как форма инновационной деятельности имеет ряд особенностей. Обратимся к определению реинжиниринга, данного его основателями: «Реинжиниринг – это принципиальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов для достижения кардинальных улучшений критических современных показателей эффективности: стоимости, качества, сервиса и оперативности» [9].

    Как правило, специалисты российских банков делят процесс обслуживания клиента (разработки, продажи банковского продукта и после продажного обслуживания) на процессы, которые в сущности своей обозначают определенные этапы, при этом нет эффективной оценки участия каждого подразделения банка в получении прибыли, не говоря уже о возможности оценки увеличения прибавочной стоимости на каждом этапе реализации. Таким образом, основным критерием оценки эффективности того или иного базнес-процесса является оценка участия данного процесса в формировании прибавочной стоимости, и уже на основе этого должно идти распределение ролей участников процесса и оценки их вклада.

    Реинжиниринг, цель которого всегда улучшение действующих процессов, является универсальным инструментом в повышении эффективности деятельности банка. Основные идеи для проведения работ по реинжинирингу кроются в анализе действующих процессов и оценке их эффективности, а также в нестандартных подходах к переосмыслению существующего положения дел. Инновация не всегда кроется в усложнении процессов и наращивании программно-технического потенциала, как показывает практика, скорее наоборот.

    Важную роль в развитии инновационного потенциала банка следует уделить использованию современной теории решения изобретательских задач, предложенную Г. Альтшуллером. Использование метода проб и ошибок в банковской деятельности слишком рискованно с учетом высокого уровня конкуренции в данной сфере. Максимальная детализация на этапе разработки продукта отвлекает большие ресурсы, но не всегда дает результат в виде прибыли. Существующие противоречия между потребностями бизнеса реального сектора экономики и достаточно жесткого регулирования банковской сферой – огромный потенциал для проектирования банковских продуктов, но на основе не компромисса, а максимальной эффективности, которая заключается в положении, что ни один из ранее заданных параметров не исключается в пользу другого.

    Выводы

    Перед банковским сектором стоят сложные задачи, эффективность решения которых станет важным фактором в построении современного финансового центра в России. Для решения поставленных задач российским банкам необходимо наращивать свой инновационный потенциал, совершенствовать продуктовую стратегию и стратегию развития в целом. Использование современных методов и научных парадигм разработки и совершенствования деятельности организации на основе инноваций позволит сделать инновационную стратегию развития банка максимально эффективной.


    Источники:

    1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
    1. Абдикеев Н.М., Данько Т.П. Реинжиниринг бизнес-процессов. М. : Эксмо, 2007.
    2. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М. : Альпина Паблишерз, 2010.
    3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2000.
    4. Горелкин С.В. Инжиниринговые методы реструктуризации предприятий. – Иркутск: БГУЭП, 2009.
    5. Исаев Р.А. Бизнес-инжиниринг и управление в коммерческом банке. – М. : ГОЛОС-Пресс, 2009.
    6. Пархоменко Е.Л. Качество инновационного продукта. – Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
    7. Попова В. Л. Управление инновационными проектами. – М. : ИНФРА-М, 2010.
    8. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007.

    Страница обновлена: 26.09.2024 в 12:18:51