Развитие инновационно активных предприятий как центров экономического роста

Полтавский Д.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (50), Февраль 2011

Цитировать:
Полтавский Д.Э. Развитие инновационно активных предприятий как центров экономического роста // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 2. – С. 73-78.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578255
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современных условиях ключевой предпосылкой экономического роста являются инновации, во многом определяющие его качество. Автор на основе анализа множества факторов приходит к выводу о том, что обеспечение долгосрочных темпов роста в России обусловлено развитием инновационно-активных предприятий.

Ключевые слова: инновации, экономический рост, производство, экономика предприятия, технологические инновации, новая экономика, развитие, нововведения, иновационно-активные предприятия



На современном этапе развития уровень и качество экономического роста во многом определяются использованием инноваций в производственных процессах.

Коммерциализация результатов исследований и разработок является одной из самых важных фаз инновационного процесса, обеспечивая не только его финансирование, но и повышение конкурентоспособности продукции производителей, их технологическое развитие и увеличение прибыли в целом. Поэтому деятельность инновационно активных предприятий, подразумевающая трансформацию идей в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги, технологические процессы или способы производства, приобретает особое значение в современной экономической системе.

Виды инноваций и степень их применения

Одной из причин низкого качества экономического роста в России является возникший отрыв науки от непосредственного производства, связанный с разрушением в 1990-е годы системы научных подразделений на промышленных предприятиях и опытных заводах (их доля в общем количестве научных организаций в 2007 году составила 8,2%). Доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в 2009 году составила 9,3 %, при этом следует выделить следующие основные виды инноваций:

• технологические – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа предоставления услуг, используемых в практической деятельности;

• маркетинговые – реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке товаров, работ, услуг, их представление и продвижение на рынке сбыта; формирование новых ценовых стратегий;

• организационные – реализация новых методов ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей [1, С. 484].

Данные виды инноваций имеют различную степень применения на российских предприятиях. Центральное место занимают технологические инновации, определяющие во многом объем произведенной продукции, их осуществляют 85% инновационно активных организаций, на долю организационных и маркетинговых приходится 33% и 26% соответственно (данные на 2007 год).

Наибольшая инновационная активность наблюдается в крупном бизнесе (численность персонала от 250 до 4999 человек), доля которого составляет 58% от общего количества инновационно активных предприятий. Несмотря на преобладание частной формы собственности организации, осуществляющие технологические, организационные, маркетинговые инновации (52,8% в 2007 году), предъявляют незначительный объем спроса на инновации, что осложняет процесс формирования инновационной экономики в России.

Вовлечение инноваций как предпосылка роста

Современные рыночные условия создают предпосылки для развития новых технологий и их внедрения в производственный процесс, вынуждая предприятия производить высокотехнологичную продукцию с использованием достижений науки и техники, тем самым, обеспечивая коммерческий успех их деятельности и экономическое развитие страны в целом. Доля продукции инновационно активных предприятий, включающая использование различных типов инноваций, в объеме инновационных товаров, работ и услуг отражает общий уровень развития компаний, а их вклад в ВВП позволяет сделать вывод о качестве экономического роста. Под инновационными подразумеваются те товары, работы, услуги, которые подвергались в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям.

Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг организаций добывающих, обрабатывающих производств по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, связи, осуществляющих деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, оптовой торговли составил в 2007 году 955,2 млрд рублей или 2,9% от ВВП, что отражает низкий уровень развития высоких технологий и их вовлечения в производство.

Необходимость увеличения выпуска инновационной продукции связана с постоянно растущим объемом спроса на высокотехнологичную продукцию, высокая добавленная стоимость которой позволяет увеличить темпы роста экономики. Поэтому, развивая фундаментальные исследования, государству необходимо оценить возможность реализации их результатов в производственном процессе.

Производство инновационных товаров, работ, услуг на современном этапе в развитых странах вносит значительный вклад в экономику, обеспечивая устойчивые темпы роста. В российской экономике инновационная продукция предприятий не имеет подобного определяющего статуса и занимает малую часть в общем объеме продаж и экспорте товаров, работ, услуг (рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услугв объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках

Низкая доля предприятий, использующих инновации, проявляющаяся в соответсвующем объеме инновационных товаров, работ, услуг, не позволяет решить существующие продолжительный период времени проблемы диверсификации экономики, зависимости от конъюнктуры цен и спроса на природные ресурсы, что ограничивает возможности роста российской экономики. Поэтому необходимость ускорения вовлечения инноваций и увеличения выпускаемой продукции за счет их использования с течением времени только увеличивается.

Факторы, препятствующие использованию технологических инноваций

Инновационно активные предприятия в России делают акцент на использование технологических инноваций (8,5% от общего числа организаций, тогда как в Германии – 73%, Ирландии – 61%, Бельгии – 58%, Чехии – 41%). Возможно, это обусловлено высокой степенью износа основных фондов (45,3% в 2008 году). Однако существует ряд факторов, препятствующих использованию технологических инноваций, среди которых следует выделить следующие три группы: экономические, внутренние и другие факторы.

К экономическим относятся недостаток собственных денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства; низкий спрос на новые товары, работы, услуги; высокая стоимость нововведений; высокий экономический риск.

Названная группа факторов формируется во внешней среде, во многом определяемой политикой государства в области стимулирования инновационной деятельности. Поэтому создание инфраструктуры, качественный анализ направлений фундаментальных исследований, финансирование которых в большинстве стран осуществляется за счет бюджетных средств, активное участие государственных институтов являются важнейшими составляющими инновационной системы. Тем не менее высокая стоимость и экономический риск реализации нововведений, которые свойственны большинству экономических проектов, обеспечивающих долгосрочное развитие предприятия, не мешают внедрению инноваций в производственный процесс.

К внутренним факторам относятся:

• низкий инновационный потенциал организации;

• уровень квалификации персонала;

• недостаточный объем информации о новых технологиях и рынках сбыта;

• неразвитость кооперационных связей.

Проблемы инновационного развития организаций, обусловленные второй группой факторов, связаны исключительно с их текущим уровнем развития и возможностями его роста за счет собственных источников. Их существенное отличие от экономических факторов состоит в возможности предприятий влиять на внутренние процессы как в области производства, кадровой политики, так и внедрения высоких технологий, тем самым снижая возможные эффекты от действия внутренних барьеров, препятствующих развитию инноваций.

Третью группу составляют качество законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность; неразвитость инновационной инфраструктуры (отсутствие посреднических, информационных, юридических, банковских, прочих услуг); неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности. Представленная группа факторов имеет экзогенный характер, ограничивая возможность воздействия на них, и зависит во многом от эффективности деятельности государственных институтов.

Следует отметить, что среди перечисленных факторов, препятствующих инновациям, преобладает группа экономических факторов по причине сложности воздействия организации на внешнюю среду и связанные с ней барьеры, стоящие на пути инновационного развития. Среди них особое значение имеют недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений (для 38,5% и 26,9% организаций, осуществляющих технологические инновации, соответственно).

К инновациям через риски и барьеры

Минимизация и преодоление барьеров, стоящих на пути инновационного развития предприятий, зависит от их отношения к самой организации, то есть от внутреннего или внешнего характера. Такое разграничение позволяет подчеркнуть важность взаимодействия фирм и государства, эффективность которого определяет количество и сложность препятствий на пути развития инноваций.

Инновационная активность российских предприятий по сравнению с европейскими существенно ниже, но, тем не менее сопоставима по удельному весу организаций, оценивших отдельные результаты инновационной деятельности как основные, среди которых следует выделить следующие:

• расширение ассортимента товаров, работ, услуг (32,6%);

• расширение рынков сбыта (21,3%);

• повышение гибкости производства (15,6%);

• рост производственных мощностей (20,4%);

• сокращение затрат на заработную плату (3,9%);

• улучшение качества товаров, работ, услуг (31,7%);

• сокращение материальных и энергозатрат (11,2%);

• снижение загрязнения окружающей среды (8,9 %);

• обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам (28, 4 %).

При этом, произведя сопоставление представленных данных с европейскими странами, следует отметить высокую долю зарубежных предприятий, оценивших эффект от инноваций в виде сокращения затрат на заработную плату (Германия – 15,1%, Италия – 18,1%, Франция – 34,9%, Швеция – 17,0%).

Данный показатель может отражать уровень автоматизации производства, трудозатрат, которые на российских предприятиях значительно уступают иностранным.

Необходимо отметить, что доля организаций, оценивших вклад инноваций по определенным показателям, достаточно высока, поэтому стоимость проектов и риски, связанные с реализацией нововведений, не должны быть определяющими факторами при реализации инноваций в производственном процессе.

Выводы

Необходимость комплексного развития инновационного сектора в России должна являться первоочередной задачей, поскольку дальнейшее отставание от передовых стран может явиться причиной снижения темпов экономического роста и зависимости экономики от экспорта природных ресурсов.

Существующие квалифицированные человеческие ресурсы, инновационная инфраструктура, даже при настоящем уровне государственного финансирования (расходы федерального бюджета на гражданскую науку в 2007 году достигли всего 41,8% от уровня 1991 года) обязаны стимулировать развитие инноваций. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку обеспечивает частный сектор, в России эта доля в 2007 году составила 29,4%. При этом зависимость науки от бюджета в последние годы продолжает усиливаться [2, С. 18].

Инновации, являясь основным источником экономического роста, должны получить более широкое распространение на российских предприятиях, поскольку конкуренция, глобализация экономики и соответственно необходимость выхода на внешний рынок предполагают более высокое качество производимой продукции и организационной структуры предприятий.

Инновационная активность организаций, таким образом, стимулирует не только развитие исследований и разработок, но и определяет основные направления развития экономики.

Сектор предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию с использованием новых технологий, должен стать центром экономического роста и позволить перейти впоследствии к инновационной модели экономики.


Источники:

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник [Текст]. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [Электронный ресурс]. – http://www.mon.gov.ru/work/nti/dok/str/08.12.18-prog.ntr.pdf.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:40:20