Управление экономически несостоятельными предприятиями
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Мы начинаем публикацию материалов нового учебного пособия, названного авторами “Управление экономически несостоятельными предприятиями”. Банкротство предприятий – одна из серьезнейших проблем рыночной экономики. От умения правильно решать задачу по выводу экономически несостоятельного в прибыльное предприятие зависит эффективность развития и каждого конкретного предприятия и экономики в целом.
Ключевые слова: банкротство, рыночная экономика, кризис, экономика предприятия, социально экономические системы
Мы начинаем публикацию материалов нового учебного пособия, названного авторами “Управление экономически несостоятельными предприятиями”. Банкротство предприятий – одна из серьезнейших проблем рыночной экономики. От умения правильно решать задачу по выводу экономически несостоятельного в прибыльное предприятие зависит эффективность развития и каждого конкретного предприятия и экономики в целом.
На основании анализа экономического состояния несостоятельного предприятия необходимо, прежде всего, определить основные методы решения проблем его несостоятельности и выработать грамотные управленческие предложения.
Пособие написано на базе исследования открытого акционерного общества “Перовский МПЗ”, которое попало в тяжелое финансовое положение и в отношении которого запущена процедура банкротства. Предприятие нуждается в антикризисном управлении, процедурах планирования и финансового оздоровления. Рабочая гипотеза заключается в том, что идея антикризисного регулирования и управления, технология и процедуры финансового оздоровления могут быть необходимыми и достаточными для решения проблем несостоятельного предприятия.
Материалы, которые будут представлены в публикациях данного учебного пособия, имеют практическую направленность. Модели диагностики, классификация причин неплатежеспособности, технология, алгоритмы и процедуры финансового оздоровления могут применяться на практике в подобных ситуациях.
Будут рассмотрены следующие основные решения проблемы несостоятельности:
‑ обеспечение достаточности денежных средств;
‑ экономия текущих затрат;
‑ реструктуризация кредиторской задолженности;
‑ реструктуризация предприятия;
‑ минимизация налоговых платежей;
‑ особые технологии решения несостоятельности.
Апробация представляемых материалов может осуществляться на неплатежеспособных предприятиях различных отраслей. Использование результатов позволит руководителям предприятий подготовить и спланировать методы разрешения их финансовых и организационных проблем.
Практическая значимость представляемых к публикации материалов заключается в разработке предложений и методического инструментария по формированию системы диагностики и управления неплатежеспособным предприятием.
Все предложения носят конкретный целевой характер и позволяют решить проблему финансовой несостоятельности (банкротства) реальных предприятий и организаций.
Глава 1. Анализ кризисов социально-экономических систем
Социально-экономическая система в любом виде и форме (будь то общественная формация, фирма или предприятие) находится в одном из двух состояний: функционирование и/или развитие.
Функционирование системы— это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, характеристики.
Развитие системы — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.
Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны. Развитие характеризуется изменениями как в предмете, средствах труда, так и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования системы. Отражением развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом меняются и условия функционирования системы.
Функционирование системы с одной стороны сдерживает ее развитие, с другой ‑ является его питательной средой. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.
Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами.
Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (рис. 1).
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Рис. 1. Причины кризисов
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, понимания причин и последствий, ответственности (рис. 2). Рис. 2. Возможные последствия кризисов
Типология кризисов
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути (рис. 3). Существуют общие и локальные кризисы.
Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее. Это разделение кризисов осуществляется по масштабам проявлений.
По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
Рис. 3. Типология кризисов
Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным, как цепная реакция, может распространяться на всю систему, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов. Это возникает тогда, когда отсутствует управление кризисными ситуациями, не применяются меры локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса (возможно и такое!).
По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.
Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.
Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функции, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.
Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.
Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса — обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.
По непосредственным причинам возникновения кризисы делятся на природные, общественные, экологические.
Природные кризисы вызываются природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения.
Общественные кризисы. Причиной данного вида кризисов могут быть общественные отношения во всех видах их проявления.
Экологические кризисы. В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой — экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.
Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).
Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса.
Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.
Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые).
Явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются.
Латентные кризисы являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Признаки кризиса: распознавание и преодоление
Социально-экономическая система является саморегулируемой системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Управление с одной стороны, является частью этих механизмов, а с другой — для того чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы.
Преодоление кризисов — управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.
Распознавание кризисов строится как на действующих в управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать. Например, снижение производительности труда или эффективности производства не может не отражать возможность наличия кризиса. Оно может быть случайным и эпизодическим, но может и свидетельствовать о тенденции кризисного развития.
Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, которая, прежде всего, предполагает наличие специалистов. А это значит, определены функции их деятельности, статус рекомендаций или решений, взаимодействие в системе управления. Когда мы говорим о таких специалистах, предполагается не только подготовка и наличие, так называемых, антикризисных менеджеров или арбитражных управляющих, но и специализированных в этой деятельности аналитиков.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:26:13