Method of innovativity assessment at micro- and meso-levels

Nikolay Glushak, Aleksandr Grischenkov

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15619455
Cited: 10 by 07.12.2023

Abstract:
The paper offers methodical approach to the assessment of innovations at micro- and meso-levels. Methodical solution is shown through economical and mathematical solutions and demonstrated in respect to national statistical accounting.

Keywords: management, innovations, profit, costs, innovativity, project, market



Анализ научных решений по интерпретации состояния инновационных систем авторы основывали на теоретических работах рядах российских и зарубежных ученых. В обсуждениях можно выделить вполне устоявшуюся точку зрения: процессная, организационная система реализации нововведений характеризуется уровнем «инновационности». Под инновационностью понимается научно-техническая новизна продукта, который через рынок присваивается обществом [2].

Аналогичным образом данная характеристика понимается и в работе [1]: инновационность в рамках данного методологического направления рассматривается как свойство общественно полезного продукта обладать одновременно научно-технической новизной и рыночной востребованностью.

Количественное выражение инновационности продукции

В целом инновационность – это степень новизны результатов нововведения, принятая рынком научно-техническая новинка. Методически стоит задача количественной интерпретации, то есть экономико-математической логики выражения переменной «инновационность».

Именно поэтому авторами предложен научный подход к количественному выражению инновационности продукции применительно к логике и экономике контрактных отношений инновационной сферы. В его основе лежит понимание трех фаз инновационного проекта, сгруппированных стратегических функций сети:

А – формирование идеи и ее маркетинг, прединвестиционная фаза;

B – НИР, ОКР, технологическое внедрение – предпроизводственная фаза;

С – производственная фаза, тиражирование, распространение и потребление новшества.

Заявленная концепция «инновационности» продукта подразумевает оценку уровня научно-технической новизны продукта, которая идеологизируется в фазе «А», а в фазе «В» приобретает черты творческого актуального решения в стадии НИОКР и технологического воплощения в производстве.

Именно во второй фазе продукт обретает новые технико-технологические характеристики, воплощаемые производством и принимаемые потребителем как инновация. С позиций экономики инновационного менеджмента научно-техническая новизна изделия или процесса формируется при освоении субъектами в стратегических функциях следующих затрат:

• на разработку воплощения инновационной идеи в опытный образец инновационной продукции;

• на разработку опытно-конструкторской документации по формированию промышленного образца инновационной продукции;

• на приобретение права на репроду-цирование инновационной продукции, технологии, ноу-хау, покупки патента и других способов приобретения прав на использование результатов инновационной деятельности инноватора.

Затраты в их абсолютном выражении (сумма) не характеризуют уровень инновационности, поскольку не могут быть сопоставлены с абсолютными значениями затрат других новшеств, проектов. Сопоставить абсолютные суммы затрат данных проектов невозможно, равно и как сравнить формальный уровень «новизны» научно-технических решений. Необходима интерпретация абсолютного показателя в относительный – коэффициентная, индексная форма отображения переменной.

Уровень инновационности новшества

С экономической точки зрения понятно, что затраты воплощаются в результативном показателе инновационной сети – объеме выручки от реализации инновационной продукции. Именно поэтому инновационность следует понимать как относительный показатель: доля затрат на формирование научно-технической новизны продукции в структуре основного потока продажи инновации. В экономико-математической форме уровень инновационности новшества CS может быть представлен следующим выражением:

, (1)

где IFR3 – доход от продажи инновационного продукта эксплуатирующей организации потребителю или его коммерческому представителю; CFG4 – затраты на разработку воплощения инновационной идеи в опытный образец инновационной продукции; CFG5 – затраты на разработку опытно-конструкторской документации по формированию промышленного образца инновационной продукции; CFG8 – затраты на приобретение права на репродуцирование инновационной продукции, технологии, ноу-хау, покупки патента и других способов приобретения прав на использование результатов инновационной деятельности инноватора.

Рассчитываемый таким образом показатель носит относительный, индексный характер и интерпретируется как «объем проданной новизны в отгружаемой продукции». Переменная сопоставима как с другими проектами инновационной сети, так и со сторонними сетями и инновационными проектами. Более того, экономико-математическую интерпретацию переменной «инновационность» (ур. 1) авторы считают научно перспективным подходом, расширяющим современные представления инновационного менеджмента. Перспективность состоит и в том, что предложенные механизмы интерпретации переменной позволяют на основании стандартных бланков статистического учета Российской Федерации:

• оценить уровень инновационности отдельных видов деятельности (ОКВЭД), отраслей и комплексов;

• сопоставить уровень отдельного проекта инновационной сети со среднеотраслевым уровнем инновационности, сделать соответствующие выводы о потенциале новизны научно-технического решения для данного вида деятельности.

Вывод

Предложенный показатель и его экономико-математическая интерпретация обладают научной новизной с общетеоретической точки зрения инновационного менеджмента и являются обоснованным решением в рамках синтеза характеристики состояния инновационности как отдельных продуктов, так и отраслей, комплексов.


Страница обновлена: 01.04.2025 в 19:27:32