Теоретические основы и принципы логистизации сферы транспортно-складских услуг

Джабраилов А.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Джабраилов А.Э. Теоретические основы и принципы логистизации сферы транспортно-складских услуг // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 24-31.

Аннотация:
В семидесятые годы, теперь уже прошлого XX века, началось мощное наступление логистики на невоенные области науки и практики. Это в значительной степени объяснялось ужесточением конкуренции, усложнением конъюнктуры рынка, необходимостью повышения скорости реакции производителей на происходящие события и их стремлением адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям. Использование логистических методов управления основывалось, главным образом, на теории и практике, так называемого, "управления физическим распределением продукции" (physical distribution management), которое, как новое направление в управлении материальными потоками, было особенно популярным в 60-е гг. Этой теории посвящались многочисленные исследования, научные конференции и конгрессы. Периодические издания, например, International Journal of Physical Distribution and Materials Management, публиковали пространные статьи. Эта теория управления не потеряла актуальность и в наши дни.

Ключевые слова: логистика, теория управления, транспортно-складские расходы, распределение продукции



В семидесятые годы, теперь уже прошлого XX века, началось мощное наступление логистики на невоенные области науки и практики. Это в значительной степени объяснялось ужесточением конкуренции, усложнением конъюнктуры рынка, необходимостью повышения скорости реакции производителей на происходящие события и их стремлением адаптироваться к быстро меняющимся ситуациям. Использование логистических методов управления основывалось, главным образом, на теории и практике, так называемого, "управления физическим распределением продукции" (physical distribution management), которое, как новое направление в управлении материальными потоками, было особенно популярным в 60-е гг. Этой теории посвящались многочисленные исследования, научные конференции и конгрессы. Периодические издания, например, International Journal of Physical Distribution and Materials Management, публиковали пространные статьи. Эта теория управления не потеряла актуальность и в наши дни.

"Управление физическим распределением продукции" ориентировано, главным образом, на потоки готовых изделий в момент их движения через многочисленные звенья распределительной сети. В процесс логистики обычно включаются следующие операции:

‑ доставка грузов (транспортировка);

‑ перемещение материалов и готовой продукции в процессе обработки и сбыта;

‑ учет и выполнение заказов потребителей;

‑ контроль запасов;

‑ размещение производственных мощностей и складов.

Управленческие функции в этом случае строятся на основе тесной увязки сбытовых и производственных планов, графиков работы транспорта, связанных с движением готовых изделий в ходе сбытовых операций и т.д. Для выполнения таких скоординированных функций на фирмах обычно создается новый отдел управления распределением продукции. Руководитель такого отдела обязан обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей, не допуская увеличения расходов на хранение и перемещение готовых изделий, на основе координации действий производственных и сбытовых звеньев. Производственные структуры с централизованными отделами распределения продукции в 60-е годы получили довольно широкое распространение. В 70-е же годы на смену теории physical distribution приходит логистика, которая рассматривает материальный поток как целостный объект управления.

Логистический подход вызывает необходимость внедрения интегрированной системы управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающей в производство, а также готовых изделий, доставляемых потребителю. Важнейшей особенностью указанного подхода является то, что система управления строится на принципе неразделения материального потока на несколько функциональных блоков управления (снабжение, производство, сбыт, транспортировка, хранение и т.д.), а управляется как единое целое.

Наиболее ярко преимущества логистических методов управления проявляются в фирмах, действующих в условиях постоянно растущего спроса и предложений, поддержанных наличием материалоемкого производства с высоким уровнем обновления продукции и сложными производственными связями. Поэтому первые попытки использования логистических методов управления материальными потоками осуществлялись корпорациями, работавшими в области самолетостроения, машиностроения, электроники и т.п.

С помощью математических моделей, применяемых в планировании логистики, решаются многие задачи, в том числе задачи по размещению производственных единиц, прогнозированию спроса, оптимизации сбыта и т.д. Разработка интегрированной системы управления с помощью логистического подхода связана с многолетним решением серьезных организационных и технических проблем. Так, из наиболее часто встречавшихся задач по логистике, при решении которых использовались автоматизированные средства управления, можно выделить следующие:

‑ учет заказов и контроль за ходом их выполнения — 92%;

‑ учет запасов готовой продукции — 85%;

‑ прогнозирование потребностей — 61%;

‑ подготовка заказов к выполнению — 49%;

‑ мониторинг транспортных издержек — 45%;

‑ организация маршрутов по доставке изделий клиенту — 33%;

‑ управление размещением изделий на складах — 18%;

‑ управление автоматизированной системой погрузочно-разгрузочных работ — 8%.

В СССР был разработан алгоритм решения ряда оптимизационных задач, в основном, макроуровневого характера (прикрепления потребителей к поставщикам, ассортиментной загрузки производства, установления рациональных хозяйственных связей, размещения складского хозяйства и др.), в которых был реализован логистический подход ‑ хотя сам термин "логистика" тогда не использовался. Для решения отдельных задач материально-технического обеспечения (МТО) на различных уровнях управления, адекватных многим логистическим задачам, решаемым сегодня в различных хозяйственных системах, применялся комплекс таких научных дисциплин, как: общая теория систем, экономическая кибернетика, исследование операций, прогностика, а также соответствующий математический аппарат теории запасов, теории вероятностей, принятия решений, массового обслуживания, методов математического, линейного, динамического программирования, имитационного и эвристического моделирования, сетевые методы планирования и управления и т.д. То есть имело место применение отдельных элементов логистики. Классическая же логистика рассматривает все эти элементы во взаимосвязи и во взаимозависимости.

В целях ускорения внедрения принципов логистики в современную хозяйственную практику во многих развитых странах создаются специальные консультативные логистические советы, логистические центры как на региональном, так и на национальном уровнях. В настоящее время ежегодно проводятся международные конференции, симпозиумы и конгрессы, на которых обсуждаются научные и практические проблемы логистики. Так, в Швейцарии создан Европейский Центр по логистике, в Дортмунде и Берлине функционируют специальные научные учреждения. Многие учебные институты и университеты США готовят специалистов по логистике.

Можно сказать, что основные предпосылки применения логистики обусловлены повышенной степенью сложности и структурным многообразием объектов управления, с одной стороны, и объективным требованием совершенствования самих систем управления потоковыми процессами с другой. Появление логистики в экономике обусловлено объективным развитием интеграционных процессов и переходом от конкуренции к партнерству.

Сегодня все большее и большее число фирм становится диверсифицированными и представляют собой открытые системы. В отличие от закрытых систем (что имело место в индустриальную эпоху), в открытых системах (информационная эпоха) отношения между различными субъектами строятся на принципах сотрудничества и кооперирования. То есть все участники рассматривают друг друга в первую очередь как партнеров.

Нельзя не отметить и такую важную тенденцию, как развитие "сквозных" систем. К таким системам в той или иной степени относятся транспорт, связь, водо- и теплоснабжение и др. Профессор Ольсевич называет данные системы "инфрасистемами" [1]. Именно благодаря инфрасистемам все сферы хозяйства связаны в единую технологическую цепь. Это является главным отличительным признаком нынешней фазы развития крупной промышленности.

В качестве примеров, характеризующих данную тенденцию, можно привести рост протяженности и пропускной способности железных и автодорог, нефтегазопроводов, систем связи, каналов и т.д. Перечисленные инфрасистемы все в большей степени увязываются друг с другом, образуя в конечном итоге единые сети.

Применительно к конкретным производствам можно наблюдать тенденции к концентрации и деконцентрации (о чем журнал «Российское предпринимателсьво» много писал в прошлом году – ред.). Именно благодаря инфрасистемам исчезло препятствие, разделявшее в технологическом отношении производственную и "непроизводственную" сферы хозяйствования. Инфраиндустрия осуществила технологическое объединение различных отраслей, сферу производства, быта, науку, здравоохранение, культуру и т.д.

Можно выделить несколько ступеней объединений хозяйств в их технологической целостности.

Суть первой ступени выражается в непосредственной связанности производственных процессов (благодаря единому энергообеспечению).

На второй ступени достигается соединение всех промежуточных конкретных производств таким образом, чтобы «выход» продукта с одного производства был одновременно «входом» в другое производство, при оптимальном времени на транспортировку. Транспорт в этом случае выполняет роль конвейера, который замыкает непрерывный технологический процесс.

Суть высшей стадии технологической целостности, которая достигается на третьей ступени, заключается в ориентации конечного продукта (услуги) на конкретного потребителя, т.е. в "работе по заказу".

Результаты исследования показывают, что использование логистики целесообразно и эффективно в том случае, если появляется необходимость решения достаточно сложных информационных и оптимизационных задач (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Наименование торгово- посреднических структур по поставкам продукции производственно-технического назначения
Количество обследо-
ванных структур
Количество видов сложных задач управления, для решения которых целесообразно использование логостики в соответствии с нормативными моделью управления
Реальное количество видов задач управления в результате использования непроизводительных источников доходов и прибыли, а также неформ. структуры управления
Информационных
Оптимизационных
Информацион-ных
Оптимизацион-ных
1. Подразделения материально-технического обеспечения и сбыта первичных хозяйственных систем товаропроизводите лей
а) мелких
б)средних
в) крупных
2.Оптовые торговопосре-днические структуры
а) самостоят. коммерческие структуры
б)корпоративные и ассоциативные объединения (холдинги, синдикаты, корпорации)
3 .Государственные торгово-посреднич. Структуры (АО «Рос контракт», Агроснаб и др.) и их подразделения
21
53
12
18
--

11
9
2
4
--
7
16
4
6
--
3
28
6
8
--
18
41
16
17
2
12
18
5
3
--
6
33
11
14
2
4
57
19
21
3
ВСЕГО
43
151
47
59
7
Успешное решение этих задач предполагает реализацию фирмами, как минимум, двух важнейших условий:

1) безусловная ориентация на рыночную стратегию в целом (а не на минимизацию расходов в разрезе отдельных звеньев логистической цепи);

2) постановка и формулирование четких рыночных целей.

Эффект от применения логистических методов выражается не только в величине расходов на отправленную единицу продукции, частоте оборачиваемости запасов и т.д., но и во влиянии этих показателей на изменение экономических результатов фирмы (рост производительности труда, увеличение размера прибыли и др.). Причем является общепризнанной возрастающая роль логистики в разработке стратегии фирмы. Увязка затрат на операции по доставке товаров со стратегическим планом фирмы является не только важнейшим принципом, но и условием роста прибыли фирмы.

Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг превращается в движущуюся силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей предприятий и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики.

Именно услуги оказываются сегодня в центре современной экономики, как это было в свое время с промышленностью (в индустриальной экономике).

Следует заметить, что в "сервисной" экономике главным фактором, определяющим успех предприятия, является его способность понять системы предпочтений клиента и тенденции их развития и как можно лучше удовлетворять его запросы. Современный потребитель интересуется сегодня не только параметрами продукта, но и процессом его изготовления. Его интересует и экологическая чистота производства, и этика поведения финансовых учреждений, и он требует соблюдения этих условий.

Потребители сегодня отдают предпочтение и так называемым открытым системам, чтобы сохранить свободу маневра и не быть привязанным к определенному типу материального продукта.

Следует заметить, что основной тенденцией развития мирового рыночного механизма является укрупнение его производственных и коммерческих структур. Это может происходить путем их объединения или поглощения друг друга (создание финансово-промышленных групп, холдинговых компаний, концернов и других корпоративных объединений).

Вновь образованные объединения создают организационно-экономические условия и материальную базу для образования более мощных и эффективных интегрированных логистических систем, оказывая непосредственное воздействие на характер их деятельности. Даже, несмотря на то, что объединение ряда предприятий носит монопольный характер и желание большей их части сводится не столько к получению системного эффекта, сколько к выживаемости в условиях беспредела, эти новообразования создают более благоприятные условия для реализации логистического подхода. В связи с этим приобретают актуальность отечественные разработки в области организации внутрисистемного оборота, в частности:

‑ внутрифирменная задача ассортиментной загрузки мощностей дочерних предприятий и организаций;

‑ разработка оптимальной схемы перевозок грузов с учетом их распределения по различным видам транспорта и рационального прикрепления потребителей к поставщикам;

‑ размещение транспортно-складской сети;

‑ распределение взаимозаменяемых ресурсов с учетом эффективности их использования у различных потребителей;

‑ определение эффективности логистических систем и др.

Продолжение следует.


Источники:

1. Бережной В.И., Бережная Е.В. Методы и модели управления материальными потоками микрологистической системы автопредприятия. Ставрополь,1996г.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:57