Основные направления преобразований в деятельности организации в рамках стратегии инновационного развития
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (40), Апрель 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534949
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы детализации инновационной стратегии развития, предполагающей ее реализацию в виде конкретных преобразований в деятельности предприятий. При этом выбор механизмов инновационной стратегии осуществляется в зависимости от направления экономического развития предприятия (эволюционного или революционного).
Ключевые слова: инновации, инновационная стратегия, инновационное развитие, реинжиниринг, модернизация, революционный путь развития, эволюционный путь развития, преобразования
Процессы глобализации, повышение степени открытости экономики, дальнейшая либерализация хозяйственной деятельности усиливают зависимость промышленных предприятий от мировых конкурентов. Это требует от них разработки соответствующих стратегий по поддержанию и повышению собственного конкурентоспособного состояния.
Для предприятий одни возникающие изменения создают серьезные угрозы, другие же наоборот открывают для себя новые возможности. В любом случае можно утверждать, что деятельность руководителей промышленных предприятий уже не может сводиться лишь к адаптационной модели развития, предусматривающей простое реагирование на происходящие перемены. В основе новой стратегии должны лежать инновации, которые не только обеспечивают текущую конкурентоспособность (эволюционное развитие), но и направляют на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ на основе реализации новых разработок (революционное развитие).
Следовательно, стратегическое развитие организации может осуществляться как на основе эволюционного пути развития, так и революционного [1, 3, 4].
Несмотря на различие направлений развития организации они совместимы. На практике применяют как эволюционные, так и революционные стратегии инновационного развития. Авторский взгляд на сочетание стратегических инновационных преобразований и степени развития промышленных предприятий представлен на табл. 1.
Рассмотрим более подробно содержание данных инновационных преобразований.
1. Организационно-экономические преобразования – способствуют новому, как правило, более эффективному образу действий.
В основе данных преобразований лежат механизмы инжиниринга (эволюционное развитие) и реинжиниринга (революционное развитие) бизнес-процессов в организации.
Процесс инжиниринга носит эволюционный характер и направлен на постепенные улучшения и усовершенствования, имеющих вид рационализации бизнес-процессов.
Таблица 1
Сочетание путей экономического развития и механизмов реализации инновационных преобразований в деятельности предприятий
Революционный путь развития связан реинжинирингом, применение которого позволяет значительно улучшить основные показатели деятельности предприятия. Для этого разрабатываются проекты совершенно нового делового процесса с использованием арсенала прогрессивных методов, подходов и инструментов.
2. Производственно-технические преобразования – способствуют изменению уровня технического развития производства и обеспечивают реализацию стратегии развития на основе новых технологий, разработок, оборудования (революционное развитие).
Для осуществления данных преобразований на первом этапе необходимо осуществить модернизацию производства (эволюционное развитие).
Под модернизацией понимается процесс усовершенствования, улучшения, обновления объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами.
Модернизация оборудования экономически очень эффективна, если в результате ее проведения возрастает годовой объем производства, увеличивается производительность труда и снижается себестоимость продукции.
В результате проведения модернизации производственной базы у предприятий появляется возможность разрабатывать собственные новые технологии.
3. Продуктовые преобразования – предполагают разработку новой продукции (революционное развитие), либо совершенствование выпускаемой продукции (эволюционное развитие). Основной ориентир при осуществлении данных преобразований, как правило, определяется спросом на данную продукцию.
Процесс совершенствования продукции, как правило, связан с улучшением качественных характеристик выпускаемых товаров. В современных условиях деятельность предприятий должна быть ориентирована на потребителя, что в свою очередь, предполагает постоянный поиск возможностей по улучшению качества. В тоже время, развитие экономики и общества заставляет предприятия направлять свои усилия не только на повышение качества, но и на разработку новых продуктов с целью достижения долгосрочного конкурентного преимущества.
Последние годы характеризуются изменениями запросов клиентов – у них появилась возможность сравнивать и выбирать товар в соответствии со своими потребностями и предпочтениями.
На первую роль выходят следующие требования к конкурентоспособности продукции:
Таким образом, предприятиям, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением инноваций в своей деятельности. В связи с чем, нам кажется актуальной применение следующей концептуальной схемы на рис. 1.
Рис. 1. Содержание инновационной стратегии развития предприятия
Для обеспечения повышения качества выпускаемого продукта (оказываемой услуги) существует два пути. Первый путь – это совершенствование как продукта, так и самой фирмы, ее процессов и технологий. Но этот путь имеет ограничения, связанные с заложенными в объект совершенствования принципами, методами, законами, природными явлениями и т.д.
Значит, и повышение качества также будет иметь свои пределы. Следовательно, для перехода на новый уровень качества необходимо не просто эволюционное совершенствование, а развитие объекта на основе использования новых (революционных) принципов, методов и законов.
Источники:
2. Заварзин А., Монастырный Е. Готовность предприятия создавать конкурентоспособную продукцию // Инновации. – 2005. – № 7.
3. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2008.
4. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – Спб.: Питер, 2008.
5. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2000.
6. Сухарев О.С. Стратегия эффективного развития фирмы. – М.: «Экзамен», 2008.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 23:59:07