Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка
Смолякова Н.В.1
1 Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 21 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 1 (Январь 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23171839
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием концепции реинжиниринга бизнес-процессов как одного из направлений инновационного менеджмента. Показана взаимосвязь реинжиниринга с основными видами менеджмента, определена его роль и место в инновационной деятельности банка. Подчеркивается необходимость проведения реинжиниринга для оптимизации управления бизнес-процессами коммерческого банка.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнес-процессов, антикризисное управление, стратегический менеджмент, оптимизация, коммерческий банк
На современном этапе развития банковского сектора РФ коммерческие банки вынуждены функционировать в условиях изменяющихся потребностей рынка, постоянного технологического совершенствования и высокой межбанковской конкуренции. В связи с этим создание гибкой, оперативно реагирующей на динамично меняющуюся экономическую ситуацию системы управления бизнес-процессами становится ключевым источником повышения эффективности банковского бизнеса. Одним из методов совершенствования бизнес-процессов, повышения качества управления и, как следствие, прибыли выступает применение реинжиниринга в практике работы коммерческого банка.
Мировой финансовый кризис 2008 года показал несостоятельность применяемых методов управления. Среди основных проблем банковского менеджмента можно выделить следующие:
1) отсутствие системного комплексного подхода в управлении банковской деятельности;
2) слабо развита система делегирования полномочий и корпоративная культура банков;
3) недостаточное внимание уделяется вопросам развития персонала, оценки человеческого капитала и деловой репутации;
4) отсутствие эффективной системы вовлечения банковских служащих в процесс управления банком и, как следствие, низкая заинтересованность сотрудников в результатах своей деятельности;
5) недостаток квалифицированных специалистов в сфере банковского менеджмента;
6) ориентация на решение текущих задач, а определению общей стратегии и дальнейшего развития банка не уделяется должного внимания;
7) нерациональное распределение полномочий сотрудников банка.
Таким образом, проблема оптимизации бизнес-процессов банка с помощью реинжиниринга становится особенно актуальной, поскольку ее решение позволит не только предотвратить возникновение негативных тенденций в его развитии, но и будет способствовать повышению общей эффективности коммерческого банка.
Что такое реинжиниринг?
За последние годы интерес к проблеме реинжиниринга бизнес-процессов предприятия значительно вырос как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых, что выражается в заметном росте числа публикаций, посвященных данной проблематике. Этот факт служит еще одним подтверждением актуальности выбранной темы исследования.
Однако, несмотря на многочисленность научных работ, посвященных вопросам управления бизнес-процессами организации, реинжиниринг коммерческого банка как вид инновационной деятельности по созданию новой модели бизнес-процессов или ее кардинальной перестройке является еще недостаточно проработанной сферой научного знания. Этот факт определил пути настоящего исследования, его цели и задачи.
Увеличение объемов бизнеса, диверсификация банковских продуктов и усиление межбанковской конкуренции требуют не просто совершенствования выполнения отдельных операций, а коренного изменения – реинжиниринг бизнес-процессов. В связи с этим успешное освоение технологий реинжиниринга выступает решающим фактором в достижении значительных конкурентных преимуществ в сфере управления коммерческим банком.
Пол Х. Аллен [1] определяет реинжиниринг как полную реорганизацию бизнеса, которая требует осознания того, что новая технологическое развитие и конкурентная среда требуют принципиально иного способа ведения дел, а не просто достижения поставленных задач лучше и быстрее.
По мнению И.Н. Рыковой, реинжиниринг – это моделирование банковского бизнеса для получения максимальной прибыли путем повышения качества услуг, мотивации персонала, снижение затрат путем агрессивного внедрения информационных процессов и полного удовлетворения запросов потребителей банковских услуг [7].
Авторы не зря выделяют решающую роль реинжиниринговых процессов для устойчивого развития банковской системы, поскольку зачастую на решение экономических и технологических задач уходит драгоценное время, которое можно было бы затратить на повышение качества обслуживания и развития информационных технологий, позволяющих снизить затраты на обслуживание одного клиента. Реинжиниринг предполагает комплексное моделирование и перепроектирование существующих бизнес-процессов кредитной организации, приводящее к сокращению времени выполнения банковских операций, увеличению производительности труда и оптимизации численности персонала.
Центральной категорией реинжиниринга выступает понятие «бизнес-процесс». Анализ экономической литературы показал, что большинство авторов связывают данный термин с устойчивой, целенаправленной совокупностью взаимосвязанных видов деятельности, в результате которой создается продукт, представляющий ценность для потребителя [3, 17]. Таким образом, авторы подчеркивают ориентацию организации бизнес-процесса на получение конечного результата и удовлетворение потребностей клиента, а не на выполнение отдельных функций.
Следует отметить, что часто в экономической литературе, посвященной проблеме управления бизнес-процессами организации, такие понятия как «реинжиниринг», «реорганизация» и «реструктуризация» используются в качестве синонимов, что не совсем верно: реинжиниринг значительно шире перечисленных понятий и характеризуется наибольшей стоимостью проекта, рискованностью, трудоемкостью и масштабностью. Реинжиниринг бизнес-процессов составляет основу управленческих инноваций наряду с такими современными методами управления как система менеджмента качества, сбалансированная система показателей, процессное и проектное управление.
Реинжиниринг банка
К основным направлениям реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка можно отнести следующие мероприятия:
- структуризация бизнес-процессов;
- стандартизация однотипных этапов и функций;
- перераспределение ответственности между исполнителями;
- включение в бизнес-процессы функций, обеспечивающих формирование первичных данных, необходимых для вычисления ключевых показателей деятельности;
- оптимизация количества функций контроля;
- сокращение времени выполнения бизнес-процессов за счет исключения избыточных и дублирующих функций.
Чтобы определить, какую роль реинжиниринг играет в инновационном менеджменте, рассмотрим, как между собой соотносятся основные виды менеджмента (см. рис. 1).
Рисунок 1. Взаимосвязь реинжиниринга банковских процессов с видами менеджмента
Направленность реинжиниринга на создание новых бизнес-процессов, операций и продуктов, их реализацию и продвижение позволяет рассматривать его как направление инновационного менеджмента. Учитывая радикальный характер осуществляемых изменений, можно утверждать, что реинжиниринг представляет собой деятельность по перестройке бизнес-процессов организации на основе производства и реализации инноваций.
Под инновацией в банковской сфере обычно понимают нововведение, предполагающее значительное изменение технологий осуществления банковского бизнеса, способное дать преимущества кредитной организации. С этой точки зрения понятие «банковские инновации» схоже с реинжинирингом, который также предусматривает кардинальные преобразования существующей модели управления. Также эти категории объединяет и тот факт, что они связаны с высоким уровнем риска и процентом неудач в практике их проведения. В связи с этим важным элементом успеха как реинжиниринга, так и инновационной деятельности банка выступает организация эффективного управления рисками.
Сравнение видов менеджмента
Подробное содержание основных направлений менеджмента раскрыто в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ видов менеджмента
Признаки сравнения
|
Реинжиниринг бизнес-процессов
|
Инновационный менеджмент
|
Стратегический менеджмент
|
Антикризисное управление
|
1.
Содержание
|
Фундаментальное
переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для
достижения резких, скачкообразных улучшений в основных показателях
деятельности компании, таких как стоимость, качество, услуги и темпы [10]
|
Процесс
управления нововведениями основанныхна применении присущих менеджменту
принципов и функций [11]
|
Вид
или сфера деятельности по управлению, состоящие в реализации выбранных
перспективных целей через осуществление изменений в организации [4]
|
Управление,
определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ
ее симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и
использования его факторов для последующего развития [2]
|
2.
Цели
|
Целостное
и системное моделирование, создание новых бизнес-процессов
на основе коренной перестройки существующих, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания |
Обеспечение
долговременного функционирования предприятия на основе рациональной
организации инновационных процессов
|
Разработка
стратегии, укрепление положения организации в отрасли и повышение конкурентоспособности
|
Диагностика,
предупреждение, нейтрализация и предотвращение кризисных явлений и их причин
на всех уровнях экономики
|
3.
Принципы
|
Принцип
целесообразности радикальности изменений, экономической выгоды, участия,
объективной ориентированности, централизации/
децентрализации |
Принцип
комплексности и перманентности
|
Принцип
единства, непрерывности, гибкости и точности
|
Ранняя
диагностика кризисных явлений, оперативность и адекватность реагирования,
полное использование внутренних возможностей
|
4.
Объект управления
|
Бизнес-процессы
|
Инновационные
процессы
|
Внешнее
окружение организации
|
Социально-экономическая
система
|
5.
Используемые методы
|
Методы
анализа, моделирования, бенчмаркинг, методика Lean и Six Sigma, анализ
фрагментарности, трудоемкости и длительности процесса, анализ матрицы
распределения ответственности
|
Методы
анализа, прогнозирования, исследования операций, стратегического маркетинга и
тактического ценообразования
|
Методы
анализа, прогнозирования, статистические методы, корреляционно-регрессионный
анализ, методы анализа неопределенности и риска
|
Методы
анализа, прогнозирования, моделирования, реструктуризация, методы анализа
риска, экспертных оценок, маркетинговые исследования, статистические методы
|
В результате анализа рассмотренных выше видов менеджмента можно выделить следующие особенности реинжиниринга:
1) ориентация на значительное повышение эффективности, конкурентоспособности, финансовой устойчивости и основных показателей деятельности организации совпадает с целями и задачами стратегического управления;
2) создание и внедрение совершенно новой модели бизнес-процессов позволяет рассматривать реинжиниринг как инструмент инновационного менеджмента;
3) как один из возможных методов вывода организации из кризисного состояния, реинжиниринг выступает в качестве приема антикризисного управления;
4) использование информационных технологий для упрощения радикальных преобразований;
5) ориентация на повышение общей эффективности бизнес-процесса, а не совершенствование отдельных его частей означает, что основой реинжиниринга является процессный подход к управлению;
6) высокий уровень риска, трудоемкости и стоимости проведения реинжиниринговых процедур.
Последовательность этапов проведения реинжиниринга бизнес-процессов
Немаловажным вопросом в изучении реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка выступает рассмотрение последовательности этапов его проведения, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Этапы проведения реинжиниринга бизнес-процессов
Таким образом, реинжиниринг начинается с комплексного анализа организации, определения сильных и слабых сторон ее деятельности, выявления бизнес-процессов, нуждающихся в преобразованиях. За этим следует постановка стратегических целей и тактических задач дальнейшего развития организации, формирование общего плана действий. При этом первые два этапа могут выполняться параллельно. Затем на основе анализа и моделирования существующих бизнес-процессов создается новая модель ведения бизнеса. Завершающим этапом реинжиниринга выступает внедрение разработанного проекта с организацией последующего контроля за его выполнением. В результате данных мероприятий разрабатывается новая модель управления бизнес-процессами и происходит переход предприятия к непрерывному совершенствованию.
Применение реинжиниринга целесообразно не только организациям, находящимся в трудном финансовом состоянии, но и тем предприятиям, которые хотят повысить свою конкурентоспособность и добиться наилучших результатов с помощью внедрения новой, более совершенной системы управления. Залогом успешного проведения реинжиниринга является включение всех сотрудников организации в процесс перепроектирования, поскольку именно заинтересованность персонала в кардинальных преобразованиях во многом определяет эффективность реинжиниринговых процедур.
Ключевым элементом осуществления реинжиниринговых процедур выступает оценка эффективности усовершенствованных бизнес-процессов, которая базируется на расчете экономического эффекта от проведенных мероприятий. Одним из основных критериев экономической эффективности реинжиниринга бизнес-процессов является снижение затрат живого труда. Результатом может быть сокращение штатной численности персонала при тех же значениях объемных показателей (клиентская база, кредитный портфель и т д.), либо рост количества операций без увеличения численности персонала. Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процессов банка может проводиться с использованием показателей KPI, которые отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Система показателей KPI коммерческого банка
Заключение
1. На основе проведенного исследования можно утверждать, что реинжиниринг бизнес-процессов – это направление инновационного менеджмента, основанное на принципах процессного подхода и характеризующееся коренными преобразованиями существующей модели управления с целью значительного улучшения как отдельных показателей деятельности, так и эффективности функционирования банка в целом.
2. Подход к оптимизации бизнес-процессов банка с точки зрения их реинжиниринга позволяет добиться существенного повышения качества менеджмента, своевременного выявления сильных и слабых сторон, достигнуть значительных конкурентных преимуществ.
Страница обновлена: 25.10.2024 в 22:42:59