Место реинжиниринга бизнес-процессов в инновационном менеджменте банка

Смолякова Н.В.1
1 Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23171839
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием концепции реинжиниринга бизнес-процессов как одного из направлений инновационного менеджмента. Показана взаимосвязь реинжиниринга с основными видами менеджмента, определена его роль и место в инновационной деятельности банка. Подчеркивается необходимость проведения реинжиниринга для оптимизации управления бизнес-процессами коммерческого банка.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнес-процессов, антикризисное управление, стратегический менеджмент, оптимизация, коммерческий банк



На современном этапе развития банковского сектора РФ коммерческие банки вынуждены функционировать в условиях изменяющихся потребностей рынка, постоянного технологического совершенствования и высокой межбанковской конкуренции. В связи с этим создание гибкой, оперативно реагирующей на динамично меняющуюся экономическую ситуацию системы управления бизнес-процессами становится ключевым источником повышения эффективности банковского бизнеса. Одним из методов совершенствования бизнес-процессов, повышения качества управления и, как следствие, прибыли выступает применение реинжиниринга в практике работы коммерческого банка.

Мировой финансовый кризис 2008 года показал несостоятельность применяемых методов управления. Среди основных проблем банковского менеджмента можно выделить следующие:

1) отсутствие системного комплексного подхода в управлении банковской деятельности;

2) слабо развита система делегирования полномочий и корпоративная культура банков;

3) недостаточное внимание уделяется вопросам развития персонала, оценки человеческого капитала и деловой репутации;

4) отсутствие эффективной системы вовлечения банковских служащих в процесс управления банком и, как следствие, низкая заинтересованность сотрудников в результатах своей деятельности;

5) недостаток квалифицированных специалистов в сфере банковского менеджмента;

6) ориентация на решение текущих задач, а определению общей стратегии и дальнейшего развития банка не уделяется должного внимания;

7) нерациональное распределение полномочий сотрудников банка.

Таким образом, проблема оптимизации бизнес-процессов банка с помощью реинжиниринга становится особенно актуальной, поскольку ее решение позволит не только предотвратить возникновение негативных тенденций в его развитии, но и будет способствовать повышению общей эффективности коммерческого банка.

Что такое реинжиниринг?

За последние годы интерес к проблеме реинжиниринга бизнес-процессов предприятия значительно вырос как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых, что выражается в заметном росте числа публикаций, посвященных данной проблематике. Этот факт служит еще одним подтверждением актуальности выбранной темы исследования.

Однако, несмотря на многочисленность научных работ, посвященных вопросам управления бизнес-процессами организации, реинжиниринг коммерческого банка как вид инновационной деятельности по созданию новой модели бизнес-процессов или ее кардинальной перестройке является еще недостаточно проработанной сферой научного знания. Этот факт определил пути настоящего исследования, его цели и задачи.

Увеличение объемов бизнеса, диверсификация банковских продуктов и усиление межбанковской конкуренции требуют не просто совершенствования выполнения отдельных операций, а коренного изменения – реинжиниринг бизнес-процессов. В связи с этим успешное освоение технологий реинжиниринга выступает решающим фактором в достижении значительных конкурентных преимуществ в сфере управления коммерческим банком.

Пол Х. Аллен [1] определяет реинжиниринг как полную реорганизацию бизнеса, которая требует осознания того, что новая технологическое развитие и конкурентная среда требуют принципиально иного способа ведения дел, а не просто достижения поставленных задач лучше и быстрее.

По мнению И.Н. Рыковой, реинжиниринг – это моделирование банковского бизнеса для получения максимальной прибыли путем повышения качества услуг, мотивации персонала, снижение затрат путем агрессивного внедрения информационных процессов и полного удовлетворения запросов потребителей банковских услуг [7].

Авторы не зря выделяют решающую роль реинжиниринговых процессов для устойчивого развития банковской системы, поскольку зачастую на решение экономических и технологических задач уходит драгоценное время, которое можно было бы затратить на повышение качества обслуживания и развития информационных технологий, позволяющих снизить затраты на обслуживание одного клиента. Реинжиниринг предполагает комплексное моделирование и перепроектирование существующих бизнес-процессов кредитной организации, приводящее к сокращению времени выполнения банковских операций, увеличению производительности труда и оптимизации численности персонала.

Центральной категорией реинжиниринга выступает понятие «бизнес-процесс». Анализ экономической литературы показал, что большинство авторов связывают данный термин с устойчивой, целенаправленной совокупностью взаимосвязанных видов деятельности, в результате которой создается продукт, представляющий ценность для потребителя [3, 17]. Таким образом, авторы подчеркивают ориентацию организации бизнес-процесса на получение конечного результата и удовлетворение потребностей клиента, а не на выполнение отдельных функций.

Следует отметить, что часто в экономической литературе, посвященной проблеме управления бизнес-процессами организации, такие понятия как «реинжиниринг», «реорганизация» и «реструктуризация» используются в качестве синонимов, что не совсем верно: реинжиниринг значительно шире перечисленных понятий и характеризуется наибольшей стоимостью проекта, рискованностью, трудоемкостью и масштабностью. Реинжиниринг бизнес-процессов составляет основу управленческих инноваций наряду с такими современными методами управления как система менеджмента качества, сбалансированная система показателей, процессное и проектное управление.

Реинжиниринг банка

К основным направлениям реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка можно отнести следующие мероприятия:

- структуризация бизнес-процессов;

- стандартизация однотипных этапов и функций;

- перераспределение ответственности между исполнителями;

- включение в бизнес-процессы функций, обеспечивающих формирование первичных данных, необходимых для вычисления ключевых показателей деятельности;

- оптимизация количества функций контроля;

- сокращение времени выполнения бизнес-процессов за счет исключения избыточных и дублирующих функций.

Чтобы определить, какую роль реинжиниринг играет в инновационном менеджменте, рассмотрим, как между собой соотносятся основные виды менеджмента (см. рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь реинжиниринга банковских процессов с видами менеджмента

Направленность реинжиниринга на создание новых бизнес-процессов, операций и продуктов, их реализацию и продвижение позволяет рассматривать его как направление инновационного менеджмента. Учитывая радикальный характер осуществляемых изменений, можно утверждать, что реинжиниринг представляет собой деятельность по перестройке бизнес-процессов организации на основе производства и реализации инноваций.

Под инновацией в банковской сфере обычно понимают нововведение, предполагающее значительное изменение технологий осуществления банковского бизнеса, способное дать преимущества кредитной организации. С этой точки зрения понятие «банковские инновации» схоже с реинжинирингом, который также предусматривает кардинальные преобразования существующей модели управления. Также эти категории объединяет и тот факт, что они связаны с высоким уровнем риска и процентом неудач в практике их проведения. В связи с этим важным элементом успеха как реинжиниринга, так и инновационной деятельности банка выступает организация эффективного управления рисками.

Сравнение видов менеджмента

Подробное содержание основных направлений менеджмента раскрыто в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ видов менеджмента

Признаки сравнения
Реинжиниринг бизнес-процессов
Инновационный менеджмент
Стратегический менеджмент
Антикризисное управление
1. Содержание
Фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, услуги и темпы [10]
Процесс управления нововведениями основанныхна применении присущих менеджменту принципов и функций [11]
Вид или сфера деятельности по управлению, состоящие в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации [4]
Управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ ее симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития [2]
2. Цели
Целостное и системное моделирование, создание новых бизнес-процессов
на основе коренной перестройки
существующих, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания
Обеспечение долговременного функционирования предприятия на основе рациональной организации инновационных процессов
Разработка стратегии, укрепление положения организации в отрасли и повышение конкурентоспособности
Диагностика, предупреждение, нейтрализация и предотвращение кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики
3. Принципы
Принцип целесообразности радикальности изменений, экономической выгоды, участия, объективной ориентированности, централизации/
децентрализации
Принцип комплексности и перманентности
Принцип единства, непрерывности, гибкости и точности
Ранняя диагностика кризисных явлений, оперативность и адекватность реагирования, полное использование внутренних возможностей
4. Объект управления
Бизнес-процессы
Инновационные процессы
Внешнее окружение организации
Социально-экономическая система
5. Используемые методы
Методы анализа, моделирования, бенчмаркинг, методика Lean и Six Sigma, анализ фрагментарности, трудоемкости и длительности процесса, анализ матрицы распределения ответственности
Методы анализа, прогнозирования, исследования операций, стратегического маркетинга и тактического ценообразования
Методы анализа, прогнозирования, статистические методы, корреляционно-регрессионный анализ, методы анализа неопределенности и риска
Методы анализа, прогнозирования, моделирования, реструктуризация, методы анализа риска, экспертных оценок, маркетинговые исследования, статистические методы

В результате анализа рассмотренных выше видов менеджмента можно выделить следующие особенности реинжиниринга:

1) ориентация на значительное повышение эффективности, конкурентоспособности, финансовой устойчивости и основных показателей деятельности организации совпадает с целями и задачами стратегического управления;

2) создание и внедрение совершенно новой модели бизнес-процессов позволяет рассматривать реинжиниринг как инструмент инновационного менеджмента;

3) как один из возможных методов вывода организации из кризисного состояния, реинжиниринг выступает в качестве приема антикризисного управления;

4) использование информационных технологий для упрощения радикальных преобразований;

5) ориентация на повышение общей эффективности бизнес-процесса, а не совершенствование отдельных его частей означает, что основой реинжиниринга является процессный подход к управлению;

6) высокий уровень риска, трудоемкости и стоимости проведения реинжиниринговых процедур.

Последовательность этапов проведения реинжиниринга бизнес-процессов

Немаловажным вопросом в изучении реинжиниринга бизнес-процессов коммерческого банка выступает рассмотрение последовательности этапов его проведения, что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Этапы проведения реинжиниринга бизнес-процессов

Таким образом, реинжиниринг начинается с комплексного анализа организации, определения сильных и слабых сторон ее деятельности, выявления бизнес-процессов, нуждающихся в преобразованиях. За этим следует постановка стратегических целей и тактических задач дальнейшего развития организации, формирование общего плана действий. При этом первые два этапа могут выполняться параллельно. Затем на основе анализа и моделирования существующих бизнес-процессов создается новая модель ведения бизнеса. Завершающим этапом реинжиниринга выступает внедрение разработанного проекта с организацией последующего контроля за его выполнением. В результате данных мероприятий разрабатывается новая модель управления бизнес-процессами и происходит переход предприятия к непрерывному совершенствованию.

Применение реинжиниринга целесообразно не только организациям, находящимся в трудном финансовом состоянии, но и тем предприятиям, которые хотят повысить свою конкурентоспособность и добиться наилучших результатов с помощью внедрения новой, более совершенной системы управления. Залогом успешного проведения реинжиниринга является включение всех сотрудников организации в процесс перепроектирования, поскольку именно заинтересованность персонала в кардинальных преобразованиях во многом определяет эффективность реинжиниринговых процедур.

Ключевым элементом осуществления реинжиниринговых процедур выступает оценка эффективности усовершенствованных бизнес-процессов, которая базируется на расчете экономического эффекта от проведенных мероприятий. Одним из основных критериев экономической эффективности реинжиниринга бизнес-процессов является снижение затрат живого труда. Результатом может быть сокращение штатной численности персонала при тех же значениях объемных показателей (клиентская база, кредитный портфель и т д.), либо рост количества операций без увеличения численности персонала. Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процессов банка может проводиться с использованием показателей KPI, которые отражены на рисунке 3.

Рисунок 3. Система показателей KPI коммерческого банка

Заключение

1. На основе проведенного исследования можно утверждать, что реинжиниринг бизнес-процессов – это направление инновационного менеджмента, основанное на принципах процессного подхода и характеризующееся коренными преобразованиями существующей модели управления с целью значительного улучшения как отдельных показателей деятельности, так и эффективности функционирования банка в целом.

2. Подход к оптимизации бизнес-процессов банка с точки зрения их реинжиниринга позволяет добиться существенного повышения качества менеджмента, своевременного выявления сильных и слабых сторон, достигнуть значительных конкурентных преимуществ.


Страница обновлена: 25.10.2024 в 22:42:59