Формирование инновационной системы региона в условиях модернизации экономики России

Уварова Г.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (47), Ноябрь 2010

Цитировать:
Уварова Г.Г. Формирование инновационной системы региона в условиях модернизации экономики России // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 11. – С. 88-91.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15263742
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются условия и факторы инновационного развития региональной экономики. Выявляются проблемы регулирования инновационной деятельности на региональном уровне в условиях модернизации экономики России. Предлагаются пути преодоления проблем в развитии региональной инновационной системы.

Ключевые слова: модернизация экономики, инновационная политика, инновационное развитие экономики, конкурентоспособность региона, региональная инновационная система, регулирование инвестиционной деятельности



Конкурентоспособность экономики любой страны зависит не только от технологических изменений в разных отраслях, формирования высокотехнологичных производств, но и от организационных и рыночных нововведений [2], объединяющих все отрасли и сектора экономики в национальную инновационную систему.

В условиях модернизации экономики России при формировании инновационной политики особое значение приобретает создание организационно-экономического механизма на региональном уровне. При этом основой конкурентоспособности региона может выступить его инновационная система как внутренний элемент организационно-экономического механизма научно-инновационной политики, интегрирующий научно-технический, технологический, инвестиционный и человеческий потенциалы региона.

В современной экономике эти компоненты, тесно взаимодействуя между собой и пронизывая всю структуру регионального хозяйства, становятся своего рода способом его функционирования и развития [1]. Вместе с тем, региональная инновационная активность в значительной степени определяется инвестиционным климатом и восприимчивостью региональной научно-производственной системы, т.е. способностью к эффективному потреблению субъектами региональной экономики инноваций.

Препятствия на пути системы

Как показывает практика, развитие инновационной системы на региональном уровне, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития, сталкивается с такими системными проблемами, как:

  • наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные – с точки зрения их коммерческого применения – результаты научно-технической деятельности;
  • слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями [5], в т.ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров, подготовки специалистов под конкретные направления инновационной деятельности;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также – для частных инвесторов и кредитных организаций – об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;
  • недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
  • недооценка отраслевыми министерствами, курирующими деятельность предприятий и организаций, социально-экономической значимости развития инновационных процессов в регионе. Это приводит к не всегда обоснованному выбору приоритетных направлений бюджетной поддержки.
  • В значительной степени происходящее связано с институциональными изменениями в самой научно-технической сфере за истекшее десятилетие. В их числе можно отметить:

    а) недофинансирование академической и прикладной наук, распад отраслевого сектора науки, основанного на системе головных научно-исследовательских институтов;

    б) сокращение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ на промышленных предприятиях.

    Кроме того, существенно замедлились темпы технического перевооружения и развития приборной и исследовательской базы научно-исследовательских организаций, а имеющийся интеллектуальный и научный потенциал региона не всегда задействован в полной мере на решении ключевых задач развития региональной экономики. В сложившейся системе бюджетного финансирования науки и производства практически отсутствует региональный заказ на инновационные результаты НИОКР.

    В условиях «многозадачности»

    В связи с этим, в системе мер по стимулированию инновационной деятельности на региональном уровне основными представляются задачи, связанные с обеспечением расширенного воспроизводства знаний, развитием сектора исследований и разработок, обеспечивающего формирование «технологических коридоров», коммерциализацией технологий, модернизацией промышленности на основе инноваций [4].

    Все это требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона [3].

    Сложность и многогранность задач формирования инновационной среды в субъектах РФ и соответствующей региональной инновационной системы обуславливает, на наш взгляд, необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого метода, посредством разработки региональных программ развития инновационной деятельности. Их важнейшей целью является формирование условий обеспечения в системном переходе экономики региона на инновационный путь развития и устойчивого роста валового регионального продукта на основе всемерного совершенствования человеческого потенциала, коренной модернизации производственной технологической базы и широкого внедрения результатов научно-технического прогресса в целях последовательного повышения качества жизни населения.

    Для достижения поставленной цели, по нашему мнению, необходимо обеспечить решение основных задач. А это:

  • выявление системных проблем и разработка направлений инновационного развития региональной экономики;
  • обеспечение институциональной поддержки развитию инновационной деятельности в регионе;
  • обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики региона;
  • создание благоприятной инновационной среды для формирования творческой личности и роста интеллектуального капитала предприятий и организаций региона;
  • разработка прогноза научно-технического развития основных отраслей региональной экономики;
  • интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему региона и совершенствование механизмов государственной поддержки её развития;
  • формирование системы государственного и муниципального заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям развития региональной экономики и социальной сферы;
  • совершенствование системы мониторинга инновационного потенциала региона;
  • совершенствование нормативного, организационного, статистического и информационного обеспечения;
  • развитие механизмов частно-государственного партнерства в процессах коммерциализации результатов научно-технической деятельности и масштабной технологической модернизации производства;
  • формирование механизмов поддержки и стимулирования кластерной интеграции хозяйствующих субъектов региона с целью создания конкурентной продукции на основе новых технологий;
  • развитие механизмов интеграции региональной экономики в глобальное научно-техническое пространство и выхода на мировые рынки наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
  • стимулирование мультипликативных эффектов реализации приоритетных инновационных проектов на территории региона;
  • формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности.

    Источники:

    1. Абаев А.Л. Особенности региональной составляющей государственной инновационной политики // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – № 11.
    2. Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 1.
    3. Замятина Н. Инновационная политика региона // Экономист. – 2009. – № 9.
    4. Промышленная политика: катализатор ускорения экономического роста России? Материалы «круглого стола» // Вопросы экономики. – 2007. – № 11.
    5. Сурин А.В. Механизмы реализации государственной инновационной стратегии: проблемы и пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – № 11.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:13:41