Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала в контексте модернизации российской экономики

Головко А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (55), Июль 2011

Цитировать:
Головко А.В. Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала в контексте модернизации российской экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 7. – С. 23-30.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16545100
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях перехода к формированию экономики инновационного типа как ключевого направления модернизации возрастает роль и значение созидательного потенциала общества, способного воспринять объективную необходимость усиления инновационной направленности. Формирование инновационной восприимчивости созидательного потенциала – сложный и противоречивый процесс с широким спектром затрат, принимающих форму социальных инвестиций как долговременных вложений в человека, выступающего в условиях модернизации важным стратегическим ресурсом. Автором предпринята попытка обосновать необходимость формирования инновационной восприимчивости созидательного потенциала как приоритета, как шанс и вызов в поиске траекторий устойчивого развития.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, модернизация, инновационная восприимчивость, социальное инвестирование, созидательный потенциал



Исходным пунктом методологического подхода к анализу формирования инновационной восприимчивости созидательного потенциала организации является понятие корпоративной стратегии, под которой следует понимать добровольный вклад бизнес-структур в развитие различных сфер общественной жизни: социальной, экономической, экологической и др. В реальной жизни этот вклад принимает форму социальных инвестиций, под которыми подразумеваются все затраты компании на реализацию социальных программ, включая профессиональную подготовку и переподготовку персонала, охрану труда и здоровья работников, улучшение экологической обстановки и др.

Подходы нуждаются в основе

В теоретическом плане к социальным инвестициям неправомерно относить вынужденные, социально принудительные, но законодательно регламентированные средства на реализацию социальных программ. Но четко разграничить и провести грань между добровольными и вынужденными затратами в ряде случаев довольно сложно, чем и продиктован, более того, методологически оправдан переход к расширительной трактовке социальных инвестиций.

Правильное и корректное позиционирование самой проблемы социального инвестирования означает добровольное принятие отечественным бизнес-сообществом бремени затрат на социальные цели, а не просто корпоративную благотворительность в качестве общезначимого феномена национальных экономик промышленно развитых стран.

Отсутствие единого теоретико-методологического подхода к проблеме оценки результативности социальных инвестиций, а также необходимость разработки методических рекомендаций по определению индикативных характеристик социально-экономического положения отдельно взятого региона и оценке результатов социального инвестирования обусловливают существенную значимость научного поиска в этом направлении.

Главными ориентирами при этом должны быть теоретическое осмысление сущности инвестиционного процесса в социальной сфере, поиск инструментов и критериев для объективной оценки результативности социального инвестирования и путей повышения его социально-экономической и нравственной результативности.

В качестве методологической основы для разработки методических подходов по оценке результативности социального инвестирования целесообразно использовать системный подход, позволяющий раскрыть сущность взаимосвязанных между собой процессов социального инвестирования; сценарный подход, предусматривающий разработку альтернативных подходов; социально-экономический подход, основанный на максимальном учете качественно-количественных параметров, характеризующих качество жизни населения; программно-целевой подход как процесс построения программы развития территории на основе предварительной разработки системы целей и задач.

Комплексность оценки достигается за счет использования сети индикаторов, а не одного интегрального показателя, что позволяет анализировать всю совокупность происходящих в данном регионе процессов социального инвестирования и их последствий.

Для объективной оценки динамики масштаба социальных инвестиций необходима количественная интерпретация целого ряда экономических индикаторов. С точки зрения методологического подхода данная проблема решается с помощью моделирования и исчисления индекса социальных инвестиций, представляющего собой не конкретную аналитическую конструкцию, а некий абстрактно-логический феномен, включающий информационный, количественный и качественный аспекты, с последующей их конкретизацией.

Информационный подход направлен на выяснение степени готовности бизнес-организаций к анализу основных количественных параметров, характеризующий процесс социального инвестирования. Реализация данного подхода позволяет выявить полноту и точность информации (финансовой, организационной, кадровой и т.д.), необходимой для последующего определения эффективности разрабатываемых социальных программ.

Масштаб и динамику социальных издержек предприятия позволяет выявить количественный подход с помощью расчета количественного индекса социальных инвестиций.

Данный подход позволяет провести обстоятельную диагностику финансовых возможностей предприятия в абсолютном и относительном аспектах с помощью расчета количественного индекса социальных инвестиций, представляющего собой аналитическое ядро измерения динамики социального инвестирования как многостороннего процесса.

Наконец, качественный аспект подхода к определению экономической природы социальных инвестиций связан с оценкой степени полноты и комплексности процесса социального инвестирования на основе использования такого инструмента, как качественный индекс, позволяющий определить степень диверсификации социальных инвестиций, уровень организационной поддержки и информационного обеспечения процесса планирования и реализации затрат на социальные цели. В связи с этим данный индекс в известном смысле отражает внутреннюю сущность количественных показателей, получаемых с помощью значений количественного индекса.

Приведенная система инструментов измерения эффективности социальных затрат позволяет не только судить о масштабах финансовых средств предприятия на социальные цели в виде социальных издержек, но и рассмотреть их в контексте макроэкономических пропорций, что свидетельствует о трансформации социальных издержек в социальные инвестиции.

От издержек к инвестициям

Различие между этими двумя понятиями прослеживается по целому комплексу параметров:

• институциональному – наличие программы (документа), раскрывающего основные направления социального инвестирования; определение специального структурного подразделения, ответственного за реализацию социальных программ; наличие коллективного договора, как нормативной основы реализации социальных мер;

• учетному – наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами; внедрение международных стандартов отчетности о социальном инвестировании в корпоративную стратегию организации; расчет и оценка эффективности от реализации социальных мероприятий; наличие социальных программ, как средства информирования государства, бизнес-сообщества и населения о степени социальной активности организации с целью оценки ее опыта, создания позитивного имиджа и репутации;

• комплексности затрат на социальные цели: развитие персонала предприятия; охрана здоровья и труда; экологическая деятельность; ресурсосбережение; создание и поддержание нормального социально-психологического климата; взаимосвязь и установление контактов с местными сообществами, что позволяет создать модель максимального разнообразия социальных действий предприятия, исключающую возможность концентрации его финансовых и организационных усилий на одном-двух направлениях. В конечном счете, данный подход исключает диспропорциональность как на уровне деятельности предприятия, так и всей социально-экономической системы.

Логика смещения вектора с «социальных издержек» в направлении формирования «социальных инвестиций» подтверждается разнообразием критериев выбора корпорацией направлений социальных инвестиций. Ориентация на долгосрочную корпоративную стратегию с акцентом на социальное инвестирование присуща большинству компаний (свыше 90%). С остротой конкретной социальной проблемы связывают свои благотворительные и спонсорские проекты (более 70%); выбор моральных предпочтений, не ориентированных компанией на достижение конкурентных преимуществ, составил менее 20%.

С позиций достижения долгосрочного социального эффекта корпоративные социальные программы требуют оценки их эффективности: экономической, социальной, нравственной. Это предполагает не только оценку отдельных проектов, но и разработку целой системы интегральных показателей, свидетельствующих о позитивной роли социального инвестирования, как устойчивых взаимовыгодных отношений с заинтересованными сторонам. Дисбаланс между относительно неограниченными потребностями и объемом доступных ресурсов ставит перед субъектами экономических отношений вопрос о соотношении затрат и результатов, сопровождающих их деятельность.

Эффективность социального инвестирования

Говоря о результативности социального инвестирования на региональном уровне, ее следует понимать как степень достижения определенного социального результата с учетом фактора времени и сложившихся специфических для данной территориальной социально-экономической системы условий. Механизм взаимодействия заинтересованных сторон в организации социального инвестирования (государства, бизнес-сообщества, населения и др.) и выстраивание системы коммуникаций с ними достаточно сложен и зависит от позиционирования самих заинтересованных сторон.

Отраслевая принадлежность организаций, характер собственности, особенности территории присутствия компании, отношения с властными структурами, налоговыми и экологическими организациями и широким спектром некоммерческих организаций зачастую носят конфликтный характер. Доминирующей мотивацией при выборе механизмов коммуникаций все же остаются возможность получения долгосрочных конкурентных преимуществ, поддержание репутации и снижение рисков.

В связи с этим прослеживается четкая тенденция к установлению диалога и его институционализации в различных формах – от установления партнерских отношений до необходимости проведения экспертизы социального инвестирования и определения его эффективности.

Приоритеты и конкретные формы взаимодействия заинтересованных в социальном инвестировании сторон находят свое отражение в корпоративной стратегии компаний и в социальных отчетах, что свидетельствует о позитивной перспективе их включения в конструктивный диалог по развитию корпоративной социальной ответственности отечественного бизнеса.

Вопросом особой важности остается проблема взаимодействия социально ответственного поведения бизнеса с государством.

Содержательная интерпретация этого процесса заключается в четком определении механизма социального инвестирования внутри самой компании, свидетельствующего о том, насколько глубоко принципы корпоративной социальной ответственности интегрированы в стратегию бизнеса.

В связи с этим целесообразно использовать систему индикаторов, характеризующих современное состояние российского бизнеса и его готовность к трансформации «социальных издержек» в «социальные инвестиции»:

• институциональное обеспечение (наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию корпоративной социальной ответственности; определение критериев развития социального инвестирования;

• система социальной отчетности (финансовая и нефинансовая отчетность; оценка эффективности социальных мероприятий);

• комплексность социального инвестирования с учетом его приоритетов.

Вывод

Предложенный подход способен определить прогнозные изменения и оценки в динамике социальных инвестиций, а также выявить основные тенденции и закономерности в формировании приоритетов социального инвестирования российского бизнеса, роль и место корпоративной социальной ответственности в контексте общеизвестных президентских инициатив:

• развития инвестиций;

• стимулирования инноваций;

• совершенствования инфраструктуры;

• формирования институтов;

• и, наконец, признания интеллекта в качестве важного стратегического ресурса, способного в своей совокупности вывести Россию на траекторию устойчивого экономического развития.


Источники:

1. Аганбегян А.О. модернизации социальной системы России [Текст] // Экономическая политика, 2010.
2. Козаков Е.М., Пилюгин Е.А. Методологический подход к оценке результативности социальных инвестиций [Текст] // Инновации и инвестиции, 2007. № 2.
3. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: 2008.
4. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации.26 ноября 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/
5. Медведев Д.А. Выступление на церемонии открытия Всемирного экономического форума в Давосе 26 января 2011 года [Электронный ресурс] // http://www.kremlin.ru/.
6. Медведев Д.А. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 30 марта 2011 года в г. Магнитогорске // http://www.kremlin.ru/
7. Шувалов И. Россия на пути модернизации [Текст] //Экономическая политика, 2010, № 1.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:12:30