Formation of the regional innovative system under modernization of Russian economy

Galina Uvarova

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 / November, 2010

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15263742
Cited: 8 by 07.12.2023

Abstract:
The article considers conditions and factors of innovative development of regional economy, reveals the problems of innovative activity regulations at the regional level under modernization of Russian economy. The author offer the ways of solving the problems of regional innovative system development.

Keywords: regional innovative system, modernization of economy, competiveness of region, innovativedevelopment of economy, innovative policy, investment activity regulation



Конкурентоспособность экономики любой страны зависит не только от технологических изменений в разных отраслях, формирования высокотехнологичных производств, но и от организационных и рыночных нововведений [2], объединяющих все отрасли и сектора экономики в национальную инновационную систему.

В условиях модернизации экономики России при формировании инновационной политики особое значение приобретает создание организационно-экономического механизма на региональном уровне. При этом основой конкурентоспособности региона может выступить его инновационная система как внутренний элемент организационно-экономического механизма научно-инновационной политики, интегрирующий научно-технический, технологический, инвестиционный и человеческий потенциалы региона.

В современной экономике эти компоненты, тесно взаимодействуя между собой и пронизывая всю структуру регионального хозяйства, становятся своего рода способом его функционирования и развития [1]. Вместе с тем, региональная инновационная активность в значительной степени определяется инвестиционным климатом и восприимчивостью региональной научно-производственной системы, т.е. способностью к эффективному потреблению субъектами региональной экономики инноваций.

Препятствия на пути системы

Как показывает практика, развитие инновационной системы на региональном уровне, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития, сталкивается с такими системными проблемами, как:

  • наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные – с точки зрения их коммерческого применения – результаты научно-технической деятельности;
  • слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями [5], в т.ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров, подготовки специалистов под конкретные направления инновационной деятельности;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также – для частных инвесторов и кредитных организаций – об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;
  • недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
  • недооценка отраслевыми министерствами, курирующими деятельность предприятий и организаций, социально-экономической значимости развития инновационных процессов в регионе. Это приводит к не всегда обоснованному выбору приоритетных направлений бюджетной поддержки.
  • В значительной степени происходящее связано с институциональными изменениями в самой научно-технической сфере за истекшее десятилетие. В их числе можно отметить:

    а) недофинансирование академической и прикладной наук, распад отраслевого сектора науки, основанного на системе головных научно-исследовательских институтов;

    б) сокращение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ на промышленных предприятиях.

    Кроме того, существенно замедлились темпы технического перевооружения и развития приборной и исследовательской базы научно-исследовательских организаций, а имеющийся интеллектуальный и научный потенциал региона не всегда задействован в полной мере на решении ключевых задач развития региональной экономики. В сложившейся системе бюджетного финансирования науки и производства практически отсутствует региональный заказ на инновационные результаты НИОКР.

    В условиях «многозадачности»

    В связи с этим, в системе мер по стимулированию инновационной деятельности на региональном уровне основными представляются задачи, связанные с обеспечением расширенного воспроизводства знаний, развитием сектора исследований и разработок, обеспечивающего формирование «технологических коридоров», коммерциализацией технологий, модернизацией промышленности на основе инноваций [4].

    Все это требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона [3].

    Сложность и многогранность задач формирования инновационной среды в субъектах РФ и соответствующей региональной инновационной системы обуславливает, на наш взгляд, необходимость решения данных проблем на основе программно-целевого метода, посредством разработки региональных программ развития инновационной деятельности. Их важнейшей целью является формирование условий обеспечения в системном переходе экономики региона на инновационный путь развития и устойчивого роста валового регионального продукта на основе всемерного совершенствования человеческого потенциала, коренной модернизации производственной технологической базы и широкого внедрения результатов научно-технического прогресса в целях последовательного повышения качества жизни населения.

    Для достижения поставленной цели, по нашему мнению, необходимо обеспечить решение основных задач. А это:

  • выявление системных проблем и разработка направлений инновационного развития региональной экономики;
  • обеспечение институциональной поддержки развитию инновационной деятельности в регионе;
  • обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики региона;
  • создание благоприятной инновационной среды для формирования творческой личности и роста интеллектуального капитала предприятий и организаций региона;
  • разработка прогноза научно-технического развития основных отраслей региональной экономики;
  • интеграция существующих элементов инновационной инфраструктуры в комплексную инновационную систему региона и совершенствование механизмов государственной поддержки её развития;
  • формирование системы государственного и муниципального заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям развития региональной экономики и социальной сферы;
  • совершенствование системы мониторинга инновационного потенциала региона;
  • совершенствование нормативного, организационного, статистического и информационного обеспечения;
  • развитие механизмов частно-государственного партнерства в процессах коммерциализации результатов научно-технической деятельности и масштабной технологической модернизации производства;
  • формирование механизмов поддержки и стимулирования кластерной интеграции хозяйствующих субъектов региона с целью создания конкурентной продукции на основе новых технологий;
  • развитие механизмов интеграции региональной экономики в глобальное научно-техническое пространство и выхода на мировые рынки наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
  • стимулирование мультипликативных эффектов реализации приоритетных инновационных проектов на территории региона;
  • формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности.

    Страница обновлена: 29.04.2025 в 12:23:36