К вопросу о формировании антиинфляционной политики в России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (18), Июнь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в №№ 4, 5/2001)
В статье рассматривается такое негативное явление, которым сопровождается экономическое развитие многих стран, в том числе и России, как инфляция. Подробно описаны ее причины и пагубное влияние на экономику. Авторы приходят к выводу о том, что для обуздания инфляционных процессов необходимо добиться сочетания долговременной и краткосрочной финансовой политики и обосновывает это положение описанием комплекса первоочередных антиинфляционных мероприятий.
Ключевые слова: Россия, инфляция, антиинфляционная политика, экономика, финансовая политика
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер. Ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег)или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены базовых продуктов (нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергия, прокат черных и цветных металлов, сельскохозяйственное сырье и т.п.). Практически на инфляционный процесс действует не один, а комплекс переплетающихся и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным заболеванием должны носить комплексный характер, своевременно уточняться, корректироваться, максимально соответствовать конкретной ситуации. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить адаптированную сложившимся условиям антиинфляционную финансовую политику. В разных странах эта проблема решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, задача борьбы с инфляцией решается на государственном уровне. Другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и др.).
В связи с формированием антиинфляционной финансовой политики Российского государства остро стоит вопрос об издержках борьбы с инфляцией. С точки зрения интересов общества в целом, борьба с инфляцией сопряжена со значительными рисками прямых и косвенных потерь финансовых и материальных ресурсов государства, с ростом безработицы и спадом производства. Так, известно, что для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 г. оценивалось в 160 млрд. долларов США.
Пытаясь обуздать, вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили, так называемую, политику соотношения цен и доходов, главная задача которой по существу сводилась к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, то она не всегда достигает, как показывает мировая практика, объявленной цели. Параллельное применение различных экономических мер для решения противоречивых проблем может сделать государственное экономическое регулирование в целом малоэффективным.
Оценивая характер антиинфляционной финансовой политики государства, можно выделить в ней два подхода.
В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика ‑ маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос населения. Так, при инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже к кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же, большие бюджетные дефициты ограничивают возможности государства маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком государства, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
В Российской Федерации парламент и президент формально закрепили независимость ЦБ РФ в 1993г. в Конституции и в 1995г. федеральным законом о Банке России. Однако, эта формальная независимость постоянно нарушается, правительство вынуждает Центральный банк России, не смотря на запрет федеральным законом о ЦБР прямой покупки государственных займов, федеральный бюджетный дефицит периодически покрывать путем включения печатного станка или покупки государственных займов на вторичном ринке. И хотя, начиная с 1995 г. цены оставались относительно стабильными, во время финансового кризиса в августе 1998г. Центральный банк России опять оказался под усиливающимся давлением: незадолго до валютного кризиса правительству были выделены валютные резервы Центрального банка для обслуживания внешнего долга; почти половину баланса Банка России за 1998г. составляли федеральные займы. В итоге уровень инфляции в 1999г. опять возрос и превысил уровень предыдущего года на 37,5%.
Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в индустриально развитых странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной финансовой политики. Схематично комплекс мер антиинфляционной финансовой политики может быть представлен следующим образом:
I. Долговременная финансовая политика включает в себя, во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную финансовую политику, завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рыночной экономики, что повлияет на изменение потребительской психологии.
Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка РФ ведет к инфляции) должны осуществляться за счет повышения доходов и снижения расходов государства.
В-третьих, должны проводиться мероприятия в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.
В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов должно проявляться, в частности, в уменьшении инфляционного воздействия на экономику "переливов" иностранного капитала при положительном сальдо платежного баланса (в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита).
II. Краткосрочная финансовая политика Российского государства должна быть направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы (в том числе и налоговые) предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых общественных предприятий (ОАО, ЗАО).
Следует отметить, что, несмотря на все усилия в России форсировать приватизацию, до сих пор не удалось провести эффективную реструктуризацию предприятий: около 50% российских предприятий завершили свою хозяйственную деятельность в 1998 году с убытками. На протяжении последних десяти лет объем капиталовложений российских предприятий в основные средства ежегодно сокращался примерно на 16%; высокий уровень износа основных средств российских предприятий, в частности, 70% всех установок и оборудования отработало уже свыше десяти лет. И это при том, что в России за период с 1992г. по 1999г. включительно преобразовано и приватизировано свыше 132 тыс. предприятий.
Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом всей финансовой политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них:
а) стабилизация и стимулирование производства;
б) совершенствование налоговой системы;
в) создание рыночной инфраструктуры;
г) повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности;
д) изменение обменного курса рубля;
е) проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Для изменения ситуации необходима радикальная смена действующей финансовой политики, которой присуща девальвация и инфляция, на политику укрепления национальной валюты, стимулирования роста промышленного производства, поддержания оптимально регулируемого уровня инфляции.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:57:11