Снижение уровня безработицы: актуальные проблемы и государственная политика

Сафаров П.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (62), Февраль 2012

Цитировать:
Сафаров П.М. Снижение уровня безработицы: актуальные проблемы и государственная политика // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 2. – С. 118-120.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17311664
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сокращение безработицы стало одним из главных приоритетов экономической политики в большинстве промышленно развитых стран. Во многих развитых странах налицо тревожная тенденция продолжительной безработицы, особенно среди лиц низкой квалификации.

Ключевые слова: рынок труда, социальная политика, рабочая сила, безработица, занятость, пособие, право на труд



Причиной высокой безработицы в промышленно развитых странах является взаимодействие рыночных сил и государственной политики. Основные изменения на рынке труда в последние 20 лет обусловили падение спроса на низкоквалифицированную рабочую силу, вызванное главным образом сменой технологий. Длительная безработица стала характерна для многих стран, в частности из-за щедрых правительственных выплат безработным и высоких налогов на заработную плату для финансирования этих выплат. Политики в промышленно развитых странах столкнулись противоречием между ростом безработицы и неравенством в доходах [1].

Работа любит мастеров

Снижение налогов на заработную плату, особенно там, где уровень заработной платы рабочих низок, приведет к устранению одного из препятствий для создания рабочих мест. Ограничение сроков выплаты пособий по безработице даст дополнительный стимул безработным к поиску работы. Замена «пассивных» доходов от финансовой поддержки безработных активной политикой на рынке труда также поспособствует снижению безработицы. В целом рост занятости неизбежно повлечет за собой усиление неравенства в доходах, ибо на рынке преимущество остается за работниками высокой квалификации.

Увеличение государственных расходов на учебные программы, субсидирование заработной платы и других активные меры на рынке труда могли бы существенно улучшить перспективы трудоустройства для низкоквалифицированных работников [6].

Высокий уровень безработицы повлиял на некоторые социальные группы. Среди молодежи она более чем в два раза выше, чем в остальных слоях (в большинстве промышленно развитых стран, кроме Германии, которая имеет развитую систему обучения для подготовки молодых специалистов).

Спрос на низкоквалифицированных работников в промышленно развитых государствах снижается, в частности, вследствие усиления конкуренции со стороны новых индустриальных стран. Такое снижение спроса отражается в технологических изменениях, что подрывает рыночную стоимость ручного труда.

Превращение низкоквалифицированных работников в высококвалифицированных посредством обучения и профессиональной подготовки может показаться очевидным решением. Но повысить уровень образования можно только постепенно, а качество государственных программ подготовки таково, что не позволяет назвать их эффективными.

Занятость – задача государственная

Первым шагом в направлении снижения уровня безработицы является выплата субсидий предприятиям, которые используют неквалифицированную рабочую силу. Важна активная политика на рынке труда, чтобы помочь безработным найти работу. И в данном случае урезание социальных пособий может и должны быть использовано для уменьшения безработицы.

Реформирование рынка труда может увеличить гибкость заработной платы, достаточную для ее более медленного роста без скачков инфляции. Чтобы избежать высокой безработицы, необходима четкая политика сдерживания инфляции.

Есть ряд эффективных мер по снижению структурной безработицы. Среди них сокращение пособия по безработице, введение налога для фирм, которые увольняют работников, субсидии фирмам, которые нанимают работников, финансирование образования и профессиональной подготовки, помощи в поиске работы увольняемым сотрудникам.

Проблему безработицы следует рассматривать в глобальном контексте. По оценкам Международной организации труда, 120 миллионов человек во всем мире являются безработными, из которых около 85 миллионов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кроме того, существенная причина для роста безработицы и неравенства – неустойчивость глобальной структуры торговли и производства.

Выводы

Рост занятости населения на рынке труда не должен оцениваться исключительно с точки зрения эффективности распределения ресурсов, ибо это социальная задача, решение которой помогает достижению целей равенства и справедливости в обществе.


Источники:

1. Курс экономической теории [Текст]. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
2. Социально-политический журнал [Текст]. – 1998 год, №1.
3.Человек и труд [Текст]. – 1998 год, №1.
4. Экономика и математические методы [Текст]. – Т.36, 2000, №3.
5. Жеребин В.M., Романов A.Н. Уровень жизни населения [Текст]. – М.: 2002.
6. Maслов P.P. Измерение потребительского спроса [Текст]. – М.: Экономика, 1971.
7. Общество и экономика [Текст]. – 2002, №6.
8. Политическая экономика: Учебник [Текст]. – М.: Экономика, 1993.
9. Сисмонди С. Новое начало политической экономики: Т.1. [Текст]. – М.: 1936.
10. Эрман В. Уровень жизни как экономическая категория [Текст] // Труды по экономическим наукам, 1962.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 13:14:57