Роль инновационного маркетинга в обеспечении гармонизации промышленной и торговой политики предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (27), Март 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838128
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В настоящее время предприятия стоят перед необходимостью обновления технологической базы производства, улучшения качества выпускаемой продукции, расширения рынков сбыта, что предполагает проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии.
Ключевые слова: инновации, маркетинг, креативный маркетинг, промышленная политика предприятия, торговая политика предприятия, инновационный маркетинг
В настоящее время предприятия стоят перед необходимостью обновления технологической базы производства, улучшения качества выпускаемой продукции, расширения рынков сбыта, что предполагает проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии.
Маркетинг – это деятельность по изучению рынка, управлению и регулированию производства и сбыта товаров и услуг на основе информации о конъюнктуре рынка [1]. Исследование рынка новой продукции необходимо для выявления потребностей потребителей, на основании которых может быть создан новый продукт. Для этих целей необходим инновационный маркетинг, который представляет собой особый вид целенаправленной творческой деятельности по непрерывному осуществлению качественного совершенствования продуктов и инструментов маркетинга.
Концепция инновационного маркетинга предусматривает также завоевание новых покупателей, оптимальное использование конкурентных преимуществ фирмы, преумножение сфер влияния за счет диверсификации и расширения сфер деятельности предприятия и экспансии [1] в новые отрасли и на новые рынки.
При разработке рыночной стратегии в отечественной практике обычно используют два вида маркетинга:
Существует и третий вид:
Все три вида маркетинга с успехом применяются западными фирмами в инновационном менеджменте. При необходимости они меняют направление своей деятельности, в каждой конкретной ситуации пытаясь добиться максимума от производства и реализации продукции. Большинство крупных корпораций придерживаются концепции, ориентированной на продукт, полагаясь на свою доминирующую роль на рынке сбыта и мощную торговую сеть. Однако и они активно изучают мнение и запросы потребителей даже тогда, когда абсолютно уверены в своей репутации на рынке и достоинствах нового изделия.
Средние и мелкие фирмы ориентируются в основном на потребителя, уделяют больше внимания позициям потребительского маркетинга. В любом случае стратегия маркетинговой деятельности при создании и освоении новой технологии в рыночной экономике определяется идеями интегрированного маркетинга и основана на положениях инновационного менеджмента.
Американский исследователь Л. Мобли приводит пример маркетинговой деятельности корпорации «Дюпон» при создании и реализации принципиально нового материала «Кевлар», который по многим характеристикам превосходит сталь. При его разработке вкладывались крупные инвестиции, создавались новейшие технологии, которые должны были обеспечить стабильный приоритет, успех в конкурентной борьбе и прочное положение на рынке. Однако реализация его шла с трудом, так как потребители часто не знали, как использовать уникальные свойства новейшего материала. Корпорация «Дюпон» учла свои предыдущие ошибки, разработала и организовала выполнение новой системы маркетинга, назвав ее стратегическим маркетингом, в которой, наряду с ориентацией на производство новой продукции, большая роль отводилась изучению спроса [3].
Стратегический инновационный маркетинг включает:
1. Между разработкой и применением научно-технической продукции существует иногда довольно значительный промежуток времени, конечный результат от ее использования в полной мере может проявиться в том или ином будущем периоде. Конкурентоспособность будущего конечного продукта среди прочего зависит и от правильности выбора направления исследований в период проведения НИОКР по его разработке. Значит, в системе маркетинга нововведений значительное место должно занимать технологическое прогнозирование, имеющее целью выявление таких направлений НИОКР, результаты от реализации которых будут конкурентоспособны в будущем.
2. Поскольку продукт научно-технической деятельности является исходным звеном конечного продукта, то маркетинг первого не может быть эффективным без изучения рынка второго. Иными словами, необходимо с требуемой степенью тщательности исследовать направления изменения потребности не только в самом интеллектуальном, но и в конечном продукте. Маркетинг научно-технического продукта должен включать сбор и анализ информации о среде функционирования его потребителей.
3. Потребительная стоимость интеллектуального продукта заключается в его способности экономить живой и овеществленный труд в сфере материального производства. Поэтому маркетинговые усилия должны быть направлены на изучение этой способности. Цена интеллектуального продукта будет в большей степени зависеть от размеров указанной экономии, чем от затрат на его разработку (наряду с другими факторами).
4. Интеллектуальный продукт подвержен более быстрому моральному старению, чем материальный. Он имеет коммерческую ценность до тех нор, пока разработчик может обеспечить себе монопольные права на продукт как на объект хозяйствования. Этот момент определяет необходимость приложения усилий по защите и сохранению прав интеллектуальной собственности, а также по обеспечению его патентной чистоты, Эти усилия предпринимаются в процессе маркетинга научно-технической продукции.
5. Однажды созданный интеллектуальный продукт в зависимости от характера и направленности может многократно продаваться на различных рынках разным потребителям. Поиск способов тиражирования интеллектуального продукта является одной из задач его маркетинга.
Предприятия должны четко реагировать на все, что происходит на рынке, удовлетворять потребности, организовывать и развивать новое производство. Передовые фирмы ежегодно выпускают на рынок новые модели изделий, чтобы удовлетворить индивидуализированные потребности покупателей. Потребитель в настоящее время стал не только ориентиром для организации нового производства, но и первопричиной бизнеса. Поэтому, на наш взгляд, инновационный маркетинг требует перестройки организационной структуры управления – повышение статуса начальника отдела маркетинга до уровня первого заместителя генерального директора, а также создания комплексных команд, занимающихся маркетинговой деятельностью. Начальник маркетингового отдела подчиняется непосредственно генеральному директору. Его первоочередная задача – координация работы отдела в целом. Специалисты команды инновационного маркетинга (специалисты по инноватике – инновационные менеджеры), инженеры-разработчики, торговые работники, маркетологи, инженеры-производственники, экономисты-финансисты, экономисты-ценовики, агенты по снабжению и сбыту продукции) должны уметь быстро реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке. Первостепенной задачей подразделений маркетинга на начальном этапе поиска инновации становится исследование рынка: уровня спроса и конкуренции, поведения покупателя и динамики его предпочтений, наличия конкурирующих продуктов и возможностей закрепления новинки на рынке.
В отечественной практике имеется хороший опыт в направлении организации комплексных бригад, создаваемых по продуктовому проектному принципу. В 80-х гг. XX в. в научных и проектных организациях стали активно создаваться временные творческие коллективы, которые быстро, с высокой эффективностью решают поставленные задачи. Такие коллективы от имени организации заключают договоры на выполнение работ и реализацию своей продукции, при необходимости реорганизуются, привлекают к работе других специалистов, быстро перестраиваются на выполнение новых заказов. Для ускоренного создания и освоения новых изделий, разработки организационно-управленческих нововведений интрапренерские подразделения при работе с потребителями своей продукции используют принципы инновационного маркетинга, быстро внедряют продукцию в производство.
В условиях конкурентной борьбы значительно повышается эффективность работы командно-ориентированных структур, если в их деятельности принимают участие специалисты функциональных подразделений управления предприятием. Они организуют не только внутрифирменные, но и международные связи; налаживают взаимоотношения с потребителями, конкурентами, кредиторами, банками; выполняют работу по планированию, учету, организации производства, финансовым вопросам. При таком подходе концепция инновационного маркетинга совершенствуется, развивается, поднимается на новую ступень
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в современных условиях при разработке промышленно-торговой политики на основе инновационного маркетинга необходимо обеспечить единство и гармонию интересов производителей и потребителей. Следует обеспечить адекватное отражение системой инновационного маркетинга функциональных подсистем (производственной, управленческой, социальной); целостность системы маркетинга; оптимальность статистики и динамики системы инновационного маркетинга, а также непрерывность и синергичность маркетингового действия.
Источники:
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. – 5-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 448 с. – 4000 экз. – ISBN 5-469-00810-Х.
3. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент : учебное пособие. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006 – 384 с. – 3500 экз. – ISBN 5-469-01359-6.
Страница обновлена: 22.11.2024 в 00:00:10